Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский союз (ЕС)

Поиск

 

Основные этапы западноевропейской экономической интеграции:

· План «Маршала» (1945-1950);

· Таможенный союз Бенилюкс (1948);

· ЕОУС (1951);

· ЕЭС (1957);

· Европейская валютная система ЕВС (1979);

· Единый европейский акт (1985);

· Маастрихтский договор (1991);

· Европейский союз (1993);

· Европейский валютный союз (1999).

Идея объединения Европы возникла очень давно — еще в 1517 г., об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании Соединенных Штатов Европы развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго.

Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.

Если в 1957 г., в момент создания ЕС, в него входили 6 стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), то к началу 2003 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 15 европейских государств:

· Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);

· Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к сообществу в 1973 г.);

· Греция (вступила в сообщество в 1981 г.);

· Испания и Португалия (имеют членство в сообществе с 1986 г.);

· Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав сообщества в 1995 г.).

На 1 января 2000 г. территория государств — членов ЕС составляла 3,3 млн. км2, численность населения — 377,6 млн. чел.

Однако процесс становления этого интеграционного объединения занял достаточно продолжительное время. Ему предшествовал подготовительный период. В 1945—1950 гг. США в Европе начали осуществляться так называемый “план Маршала”, связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в котороевошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган — Комиссия ЕЭС - Евратом. В 1967 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом.

На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе первых 6 стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго - с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в. постепенно развиваясь в направлении полноценного “Общего рынка”. Однако в реальной жизни с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось,

В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система (ЕВС) — с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ (ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25 %, который нередко называли “валютной змеей”). Самое главное было то, что “Общий рынок” стал уже этапом действительного интеграционного “переплетения” национальных экономик западноевропейских стран - здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и “чувствительных”) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В конце 1985 г. странами сообщества был принят важный документ — Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран сообщества, т. е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.

Существенный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в 1991 г., когда в Маастрихте был согласован Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, теснуюувязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Союза.

Одной из основных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем (дефицит государственного бюджета — не более 3 % ВВП, накопленный государственный долг — не более 60 % ВВП и др.).

Сейчас решаются задачи повышения эффективности Европейского валютного союза. Последний этап формирования зоны евро был осуществлен с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, Золотовалютные резервы стран еврозоны составляли в 2000 г. 266 млрд. долл.

На начало 2003 г. вне зоны евро оставались такие страны - члены ЕС, как Великобритания, Дания и Швеция.

С начала 1999 г. действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦБ) использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов. Главными органами ЕС являются:

· Европейский совет (Совет Европейского Союза) — орган глав правительств государств-членов, в состав которого входит также президент Комиссии. Единый европейский акт юридически закрепил положение Совета как верховного политического органа ЕС;

· Европейская комиссия (Комиссия Европейских Сообществ — КЕС) - исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом;

· Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии;

· суд Европейского союза (Европейский суд) — состоит из 15 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников. Суд урегулирует разногласия стран — членов ЕС между собой и ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его постановлений.

Кроме центральных, в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов; Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах — членах ЕС; Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтскимдоговором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.

Специфическим инструментом является единый бюджет ЕС, составлявший в 2001 г. более 92 млрд. евро. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенного тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1 % от собираемого налога на добавленную стоимость. Кроме этого важным источником единого бюджета ЕС являются отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.

Поскольку процесс международной экономической интеграции в рамках ЕС проходит в целом успешно, в эту международную организацию стремятся вступить новые страны. Переговоры о присоединении к ЕС успешно провели Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, а также Кипр. Их присоединение планируется в 2004 г. К странам “второй волны”, также желающим вступить в ЕС, относятся Болгария, Румыния и Турция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.254.198 (0.008 с.)