Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция в западной европе. Европейский союз (ес): этапы эволюции, механизм функционирования, условия вступления в ес. Расширение ес в современных условиях

Поиск

Самым развитым регионом экономической интеграции оказалась Европа. Процесс создания интеграционного пространства в Европе шел непросто и занял около 30 лет. Развитие европейской интеграции началось с секторальной интеграции (объединения угля и стали на базе Парижского договора 1951 г.) с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти же 6 стран подписали в 1957 г. Римские договоры об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок – ЕОУС и Евратом, после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом. Изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

На протяжении почти всей своей истории европейская интеграция развивается по двум направлениям: вглубь и вширь.

Этапы углубления интеграции:

1951-1957 гг. – секторальная интеграция (создание общего рынка угля и стали);

1958-1968 гг. – создание таможенного союза и общего рынка товаров;

1969-1984 гг. – кризисный период и последующее формирование предпосылок перехода к единому внутреннему рынку;

1985-1992 гг. – завершение формирования единого внутреннего рынка;

1991-2002 гг. – создание экономического и валютного союза.

Сильнейшие импульсы для углубления интеграции в Европе дал Маастрихстский договор (подписан в декабре 1991 г., вступил в силу в 1993 г.). Он санкционировал переименование Европейских Сообществ в Европейский Союз и включал три принципиально новых качественных момента:

- введение с 1993 г. единого гражданства ЕС параллельно с национальным;

- формирование политического союза, что означает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик;

- формирование экономико-валютного союза во главе с единой валютой.

Одновременно с углублением интеграции происходило ее расширение. С 6 стран-основателей (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) ЕС дорос до 27 стран.

Этапы расширения интеграции:

1973 г. – вступление в Европейские сообщества Великобритании, Дании, Ирландии;

1981 г. – Греции;

1986 г. – Испании, Португалии;

1995 г. – Австрии, Финляндии, Швеции;

2004 г. – Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии, Кипра, Мальты;

2007 г. – Болгарии, Румынии.

В связке «углубление-расширение» ведущим является углубление, но и расширение в свою очередь усиливает общий потенциал интеграции. В то же время взаимосвязь углубления и расширения интеграции, как показывает опыт ЕС, не представляет прямолинейного движения (особенно в свете последних расширений ЕС за счет стран ЦВЕ).

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. К основным структурам ЕС относятся следующие институты:

- Совет министров – главный законодательный орган ЕС, принимающий решения по реализации единой политики ЕС;

- Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран – членов ЕС. Он определяет принципиальные экономические решения на основе консенсуса. Образован в 1974 г., большими полномочиями не обладал. В Маастрихстский договор включено положение о повышении статуса Европейского совета, согласно которому он «призван дать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы»;

- Европейская комиссия (ЕК) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций. Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, налоговой политики, аграрного рынка. Выполняет ряд функций, в том числе, финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности ЕК – приведение принятых решений в соответствие с национальными законодательствами, стандартами и нормами;

- Европейский парламент избирается с 1979г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Контролирующий орган, однако его роль в законодательстве ЕС постепенно повышается. После вступления в силу Маастрихтского договора Европарламент получил дополнительные полномочия – право принятия решений совместно с Советом министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок; право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики; право утверждать бюджет и др.

Согласно Лиссабонского договора (подписан 27 государствами ЕС 13.12.2007 г.), Европарламент получает больше полномочий в области законодательства по легальной миграции, сотрудничеству судов и полиции, а также в некоторых вопросах по торговле и сельскому хозяйству. Кроме того, без согласия Европарламента невозможно будет принимать многолетние бюджетные планы, а Совет ЕС совместно с парламентариями должен будет утверждать все виды расходов. Одобрение евродепутатов понадобится также для подписания всех международных договоров, которые лежат в плоскости обычной правовой структуры;

- Европейский суд – высший судебный орган, обеспечивает соблюдение законности, выполнение соглашений, реализацию принципов ЕС.

Помимо этих 5 основных органов ЕС, функционирует Палата аудиторов, задача которой – контроль за финансовой деятельностью, и два консультативных органа – экономический и социальный комитеты ЕЭС и Евратома и Консультативный комитет ЕОУС. В рамках Европейского союза существуют и другие вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды и т.п.

Таким образом, интеграция в Европе как развитый тип интеграции характеризуется, прежде всего, четко выраженной этапностью развития. Кроме того, она имеет уникальные наднациональные институты: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский Суд, Европарламент, которые сочетаются с межгосударственными институтами. Наконец, там сформировалось единое правовое пространство, т.е. основополагающие документы ЕС являются частью национального права государств – участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом.

 

К ЕС может присоединиться любое европейское государство, отвечающее т.н. «копенгагенским критериям». Они были выработаны после заседания Европейского Совета в датской столице в 1993 г. В соответсвиии с этими критериями для вступления в ЕС страна-заявитель обязана:

1) обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство Закона в защите меньшинств;

2) обладать работающей рыночной экономикой, способностью справляться с давлением конкуренции и рыночных сил в рамках Союза;

3) принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

На саммите ЕС в Копенгагене в декабре 2002 г. было принято окончательное решение о самом крупном в истории Союза расширении за счет 10 государств: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словении, Словакии, Чехии, Эстонии. 16.04.2003 г. в Афинах страны – новички подписали договор о вступлении, после чего провели народные референдумы и с 1.05.2004 г. стали членами ЕС. С 1.01.2007 г. еще 2 страны – Болгария и Румыния вступили в ЕС.

По оценкам экспертов, пятая, самая крупная волна расширения ЕС уникальна. Раньше подобного не было с точки зрения не только масштаба (его численный состав возрос почти вдвое), но и разнообразия. В ЕС вошли страны с абсолютно разными культурами и историческим наследием. Кроме того, пятый этап расширения ЕС произошел слишком быстро. Ведь в первое время новые члены являются главным образом реципиентами бюджета ЕС, т.е. их фактически содержат наиболее экономически сильные государства Союза. При этом меньше внимания уделяется старым экономически слабым странам – членам ЕС.

Эксперты обращают также внимание на то, что с каждой новой волной расширения общеевропейский уровень экономического развития снижается. Это связано со слишком большой разницей в экономическом развитии стран-новичков и старых государств ЕС. По данным за 2002 г., лишь у 4 из 12 стран, готовившихся к вступлению в ЕС, ВВП на душу населения превышал 50 % уровня ЕС, а в целом по группе – 40%. Для сравнения: в год вступления Ирландии ее производство на душу населения составляло 58,5% уровня ЕЭС, Греции – 64,5%, Португалии – 51,2%.

Прирост ресурсов сводился в основном к земельным и людским (численность населения ЕС выросла более чем на 100 млн.человек, или на 30%). Но при этом новые члены увеличили ВВП ЕС всего на 5%. Это гораздо меньше, чем при любом из предыдущих расширений ЕС.

Структура экономики присоединившихся стран перегружена тяжелой и горной промышленностью, обширным массивом застойного сельского хозяйства, требующего коренной модернизации.

Впервые в ЕС вступили государства (исключая Кипр и Мальту), которые лишь в 1990 г. начали переход к рыночному хозяйству и к демократии западного образца. И хотя в целом этот переход состоялся, формирование эффективной рыночной экономики, правового государства и гражданского общества в этих странах далеко не завершено.

Таким образом, неоднородность ЕС в связи с пятым расширением резко выросла. Она увеличивается по нескольким параметрам: размерам (большие и малые страны); уровням экономического развития (высоко- и среднеразвитые государства); состоянию систем рыночной экономики и демократии (зрелые и формирующиеся системы); географическому положению (Северный, Западный, Южный и Центральный регионы Европы). Как следствие, ЕС не имеет иного выбора, кроме как «интеграции на разных скоростях». Новые государства-члены в ближайшие десятилетия обречены следовать курсом догоняющего развития. При этом вилка скоростей будет очень значительной при почти тридцати государствах.

 

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Соглашение о НАФТА было подписано в 1994 г. США, Мексикой и Канадой. Этому соглашению предшествовало американо-канадское соглашение о зоне свободной торговли. Территориально – это практически вся Северная Америка, центр силы – США, потенциал которых определяет весомость всей коалиции. Ее специфика заключается в следующем:

- импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли снизу: от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими фирмами;

- соглашение охватывает широкий круг вопросов: либерализация торговли, инвестиций, сферы услуг, права на интеллектуальную собственность, экологические проблемы, трудовое сотрудничество, межгосударственный механизм разрешения споров;

- интеграционные процессы «ассиметричны», за счет многократного превосходства лидера, малого числа участников и слабой связи меду младшими партнерами. Каждый из них ориентирован на центр силы и в результате младшие партнеры больше похоже на конкурентов;

- практически отсутствуют инструменты согласования экономической политики, нет и наднациональных институтов.

В Латинской Америке существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона.

1. Латиноамериканская ассоциация (ЛАИ). Создана в 1980 г. на базе ЛАСТ (1960 г.). и включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Уругвай. Находится на этапе создания общего рынка.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Он создан в 1961 г. 5 странами: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе создания таможенного союза.

3. Андское сообщество наций (1969 г.). включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла. Цель – создание общего Андского рынка.

4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ). Создано в 1973 г. в составе 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, СентЛюсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе создания общего рынка и представляет собой одну из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран. Имеет систему межгосударственных органов.

5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР). Образован в 1991 г. 4 странами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Соответсвует уровню общего рынка.

6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств:

Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины,, Сент-Китс и Невис, СентЛюсия. Соответствует этапу общего рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.011 с.)