Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование и финансирование платежного баланса, значение операций с официальными резервами. Платежный баланс Республики Беларусь

Поиск

 

В соответствии с принципами построения платежного баланса, он всегда является сбалансированным. Но по основным его разделам имеет место либо активное сальдо (если поступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления).

Обычно внутри общего платежного баланса выделяют сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов. Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребности страны в финансировании. Сальдо движения капиталов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов. Сальдо баланса официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего сальдо платежного баланса. Оно свидетельствует об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. То есть, если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи за границу своих товаров, услуг и активов, погашение задолженности осуществляется центральным банком за счет сокращения официальных резервов инвалюты (в том случае, если центральный банк воздерживается от корректировки валютного курса). Наоборот, в случае положительного сальдо баланса официальных расчетов резервы инвалюты увеличиваются.

В современных условиях глобализации хозяйственных связей значение уравновешивания платежного баланса превращается в главную проблему. При этом возникает сложная дилемма: «балансирование или регулирование» т.е., выбор между двумя альтернативами – покрытием образовавшегося сальдо баланса и политикой, направленной на недопущение такого сальдо или сокращение его размеров.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Набор мер сводится к двум основным группам.

Первая группа – меры по регулированию наиболее важных внешнеэкономических операций (экспорт и импорт товаров, услуг, долгосрочных инвестиций). К ним относят: предоставление экспортерам налоговых и кредитных льгот, изменение валютного курса, страхование от экономического и политического риска, льготный режим амортизации основного капитала и т.д.

Вторая группа – меры воздействия не столько на результаты внешний отношений страны с заграницей, сколько на состояние ее денежного обращения и внутрихозяйственной конъюнктуры (к примеру, дефляционная политика). Дефляционная политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и зарплаты. Важнейшими ее инструментами служат финансовые и денежно- кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

Наконец, крайним средством выравнивания платежного баланса является изменение паритета валюты (девальвация или ревальвация при системе фиксированных валютных курсов). Однако девальвация и ревальвация влекут за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Попыткой разрешения противоречий государственного регулирования и повышения его эффективности является в современных условиях тенденция к сочетанию государственного воздействия на состояние внешних расчетов с приданием большей гибкости валютным курсам.

Для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса традиционно используются иностранные займы, ввоз капитала, резервные (безусловные) кредиты МВФ, банковские кредиты, краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте, льготные кредиты по линии иностранной помощи. Но получение или предоставление внешних кредитов означает временное уравновешивание платежного баланса, влекущее за собой необходимость окончательного урегулирования в будущем. Окончательное сальдирование платежного баланса осуществляется государством, если при этом расходуются или пополняются собственные запасы международных платежных средств – золото, резервные валюты, СДР.

Платежный баланс Республики Беларусь

Платежный баланс Беларуси составляется по стандартной классификации МВФ. В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса относится к основным функциям Национального банка.

Платежный баланс Беларуси - это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о ВЭД страны за определенный период времени. В ПБ фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. ПБ рассчитывается в долларах США (для обеспечения международной сопоставимости) и в белорусских рулях. ПБ разрабатывается ежеквартально.

Платежный баланс Республики Беларусь имеет ряд отличительных черт.

1.Устойчивый дефицит счета текущих операций. За 1993-2007 гг. накопленное отрицательное сальдо счета текущих операций составило более 10,5 млрд. долл., в том числе в 2007 г. – 2,9 млрд. долл. Основной фактор - дефицит внешнеторгового баланса. В 2007 г. он составил 3,98 млрд. долл.

2. Значительный рост положительного сальдо по услугам, что позволяет нивелировать в определенной степени дефицит торгового баланса: от 9% в 1993 г. до 31% в 2007 г. Основная доля внешней торговли услугами приходится на транспорт.

3. Практически постоянное крупное сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций. Оно показывает финансирование потока реальных ресурсов за счет иностранных займов и ввоза капитала и является зеркальным отражением счета текущих операций. В анализируемом периоде (1993-2007 гг.) сальдо этого счета было положительным, за исключением 2005 г., достигнув максимальной отметки в 2007 г. - почти 5,4 млрд. долл.

В структуре финансового счета можно проследить хотя и нестабильный, но все же значительный рост ПИИ - с 17,6 млн. долл. в 1993 г. до 1768,9 млн. долл. в 2007 г., Однако основным источником финансирования дефицита текущего счета являются операции с кредитами и займами. Получение страной кредитного рейтинга способствовало активному привлечению ссудного капитала (в 2007 г. было получено 3,6 млрд. долл. по сравнению с 400 млн. долл. в 1993 г.).

По сравнению с финансовым счетом капитальный счет всегда занимал меньший удельный вес. Но это не снижает значения данного счета. Его динамика указывает на рост чистого притока имущества, товаров, финансовых активов мигрантов, поскольку потоки въезжающих на постоянное место жительства в Беларусь больше потоков выезжающих.

4. Значительная величина ошибок и пропусков, вписывающаяся, однако, в международные стандарты. Относительно большой объем этой статьи, доходящий в отдельные годы до 4% доходов от товарного экспорта, отражает как несовершенство учета внешнеэкономических операций страны, так и различные формы бегства капитала.

5. Резкие колебания валютных резервов страны. Результаты движения средств по счетам напрямую влияют на формирование золотовалютных резервов страны.

Приток иностранных инвестиций и кредитных ресурсов позволяет не только финансировать дефицит текущего счета, но и увеличивать резервные активы. В 2007 г. Международные резервные активы выросли примерно на 2,8 млрд. долл. и составили на 01.01.08 г. 4,2 млрд. долл. Этих резервов хватает для обеспечения импорта товаров и услуг в течение 1,7 месяца. В 1993, 1997-99, 2001, 2003, 2006 гг. резервные активы использовались для финансирования дефицита платежного баланса.

Следует заметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. Несбалансированность счета текущих операций обеспечивается в основном привлечением иностранного капитала, а не расходами резервных активов страны. Однако у нас в структуре привлекаемых иностранных средств преобладает ссудный капитал, что увеличивает внешний долг. Его величина достигла к концу 2008 г. 14 млрд. долл. по сравнению с 1,9 млрд. в 1997 г. Если не принимать должных мер по управлению внешним долгом и регулированию платежного баланса, это может спровоцировать долговой кризис.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.008 с.)