Миграционная политика. Формы и методы государственного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миграционная политика. Формы и методы государственного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика Республики Беларусь.



Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика.

Цели эмиграционной политики состоят в том, чтобы сократить безработицу, увеличить валютные поступления, обеспечить соответствующий уровень жизни эмигрантов за рубежом и их возвращение на родину, обогащенными профессиональными знаниями.

Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование (предоставление льгот по валютным вкладам; продажа мигрантам ценных бумаг, необлагаемых налогом; создание благоприятных условий для использования валютных средств на приобретение товаров, земли, производственного оборудования и т.п.);

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся мигрантов;

3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать:

а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;

б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;

в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами:

1) качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности);

2) возрастной ценз;

3) состояние здоровья;

4) ограничения личностного характера;

5) прямое квотирование импорта;

6) финансовые и временные ограничители;

7) запреты в явной и косвенной формах;

8) национально-географические приоритеты;

9) система санкций в отношении нелегалов, посредников, работодателей;

10) программы репатриации, призванные стимулировать отток мигрантов.

Используются, как правило, три их вида:

- программы материальной компенсации;

- программы профессиональной подготовки;

- программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов.

1. Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г., с 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одной из наиболее ее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда, вознаграждение за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

2. Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. Ее основные цели: найм на работу, воссоединение семей, получение образования, краткие туристические, семейные, деловые визиты (на срок до 3 месяцев), поиск политического убежища, возвращение граждан на родину, выезд на постоянное жительство.

3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, репатриации.

4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

 

Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности:

1. Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Объемы импорта трудовых ресурсов невелики.

2. Белорусская рабочая сила вполне конкурентоспособна на мировом рынке труда. Наша страна входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и является своеобразным инкубатором высококвалифицированных кадров для всего остального мира. Тем не менее, среди выехавших трудовых мигрантов преобладают занятые физическим трудом.

3. Для РБ характерна значительная нацеленность предложения рабочей силы на соседние государства: Польшу, Россию, Германию, Чехию, Словакию. Израиль, будучи в начале 90-х гг. самым крупным импортером человеческих ресурсов из Беларуси, сегодня таковым не является. С 2000 г. резко увеличился выезд белорусских трудовых мигрантов в США.

4. Преобладание в структуре трудовой миграции молодежной составляющей (до 24 лет в основном).

5. Определенная часть предложения рабочей силы нацелена на нелегальный сегмент мирового рынка труда. По разным оценкам, около 50 тыс. белорусских работников трудятся за рубежом нелегально, их не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, консульской защиты, имеют относительно меньшую оплату труда и проблемы с вывозом на родину заработанных денег.

6. С конца 90-х гг. широкое распространение получила студенческая миграция по облегченному визовому режиму. Труд студентов используется в основном на сезонных сельскохозяйственных работах, в сфере услуг и досуга. Кроме материальных мотивов, студентов влечет языковая практика, желание испытать себя, знакомство с культурой и традициями других народов. В последнее время наблюдается снижение объема выезда таких мигрантов.

7. «Утечка умов» из Беларуси не достигла угрожающих размеров. Число мигрировавших научных работников не превышает 0,2% от общего числа научных кадров при среднемировом показателе в 1%. Большее беспокойство вызывает их миграция в другие сферы деятельности.

8. Эмиграция в Беларуси в значительной степени имеет возвратный характер. Ежегодно число возвращающихся из стран вне СНГ и Балтии составляет примерно 1/3 от числа выезжающих.

Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются:

- организация оптимального оттока рабочих рук;

- уменьшение безвозвратной миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические выгоды;

- создание имиджа нашей профессиональной рабочей силе за рубежом;

- защита прав и интересов трудящихся мигрантов за рубежом.

В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются:

- закрепление принципа приоритетности белорусских граждан на занятие вакантных мест;

- удовлетворение потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества;

- тпресечение нелегальной иммиграции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)