Эволюция мировой валютной системы. Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция мировой валютной системы. Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы.



Мировая валютная система - динамично развивающаяся система. Направления ее эволюции определяются ведущими тенденциями трансформации национальных экономик, изменениями условий и потребностей мирового хозяйства в целом. В своем развитии она прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему. Выделяют следующие этапы:

1. Парижская валютная система: с 1867 по 20-е гг. XX в.

2. Генуэзская валютная система: с 1922 по 30-е гг. XX в.

3. Бреттон-Вудская валютная система: с 1944 по 1976 гг. XX в.

4. Ямайская валютная система: с 1976-78 гг. XX в. по настоящее время.

Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX в. и расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. В этот период национальные валютные системы и мировая валютная система были тождественны и только золото выполняло функцию мировых денег. Юридически она была оформлена межгосударственными соглашениями на Парижской конференции в 1867 г.

Основные принципы золотомонетного стандарта:

- установлено золотое содержание национальных денежных единиц, на базе которых определялись золотые паритеты;

- золото выполняло функцию мировых денег и, следовательно, всеобщего платежного средства;

- находящиеся в обращении банкноты центральных банков свободно обменивались на золото на базе золотых паритетов;

- курс валюты был свободно колеблющимся, но он мог отклоняться от монетных паритетов только в пределах золотых точек (±1%). Золотые точки определялись расходами на транспортировку золота за границу;

- кроме золота в международном обороте был признан английский фунт стерлингов;

- поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег;

- дефицит платежного баланса покрывался золотом.

Золотой стандарт, по сути, выступал автоматическим регулятором мирового рынка. Но с течением времени экономические и политические причины, в частности первая мировая война, сделали невозможным его существование. После окончания первой мировой войны встала необходимость разработки новых принципов мировой валютной системы. Наступил второй этап в эволюции мировой валютной системы, названный золотодевизным.

Вторая мировая валютная система была оформлена межгосударственными соглашениями, достигнутыми в Генуе в 1922 г. Ее основные принципы:

- в дополнение к золоту использовались девизы - формально любая иностранная валюта, но фактически доллар и английский фунт, которые конвертировались в золото. Таким образом, поскольку имеющихся запасов золота было недостаточно для опосредования МЭО, национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой.

- были сохранены золотые паритеты, золото сохраняло роль окончательных мировых денег. Конверсия валют в золото осуществлялась как непосредственно (для девизных валют), так и опосредованно (для всех остальных);

- восстановлен режим свободно колеблющихся без золотых точек курсов (с 30-х гг.);

- валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.

Генуэзская валютная система просуществовала недолго. Мировой кризис 1929-33 гг. полностью разрушил эту систему. Кризис затронул и девизные валюты. Сначала был девальвирован английский фунт (1931 г.), затем доллар (1933 г.). Отмена золотого стандарта привела к валютному обращению неразменных на золото денежных знаков, т.е. кредитных денег.

Середина и конец 30-х гг. были нестабильными для мировой валютной системы. Многие страны девальвировали свои валюты. Вторая мировая война углубила валютный кризис. Вновь стало ясно, что мировая валютная система нуждается в реформировании.

С 1944 г. наступил третий этап эволюции мировой валютной системы. На конференции союзных держав в г. Бреттон-Вудс (США) была достигнута договоренность о создании системы регулируемых связанных валютных курсов. В ее основу легли следующие принципы:

золото сохраняло статус средства окончательного урегулирования международных расчетов;

- доллару США и английскому фунту были приданы статусы резервных валют;

- казначейство США установило обязательный размен долларов на золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию (или 1 доллар приравнивался к 0,88571 гр. золота) иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям стран;

- вводились фиксированные валютные паритеты, выраженные в долларах и золоте (рыночные курсы валют могли отклоняться от установленных паритетов, в пределах(+- 1%). Для соблюдения пределов центральные банки стран должны были проводить валютные интервенции в долларах;

- регулирование валютных отношений осуществлялось МВФ и МБРР;

- в случае устойчивого нарушения платежного баланса допускалась корректировка валютного паритета до 10%. Более крупные изменения требовали санкции Совета директоров МВФ;

- основу многосторонней системы расчетов составляла свободная обратимость национальных валют. Валютные ограничения подлежали постепенной отмене, а для их введения требовалось согласие МВФ.

В послевоенный период Великобритания не имела достаточного золотого запаса, чтобы фунт мог обмениваться на золото, и практически отказалась от его функции резервной валюты. В итоге Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США, в частности возможность погашать дефицит платежного баланса собственной валютой.

Бреттон-Вудсткая валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако со временем изменилась расстановка сил в мировом хозяйстве: укрепились позиции стран Западной Европы и Японии. Стал падать удельный вес США в мировом экспорте, что ухудшило состояние платежного баланса. Длительный дефицит платежного баланса США вызвал утечку золота из этой страны, падение доверия к доллару. Избыток долларов в виде лавины «горячих денег» обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и т.н. «бегство от доллара». Это вынудило правительство США в августе 1971г. прекратить размен долларов на золото для иностранных центральных банков. Тем самым США фактически заморозили долларовые накопления других стран. Допустимый предел отклонения курсов валют от паритетного был увеличен до +-2,25%, но через год вся система фиксированных курсов рухнула. С марта 1973г. начинается повсеместный переход к плавающим валютным курсам. Бреттон-Вудская система перестала существовать.

Нынешний этап в мировой валютной системе связан с Ямайским соглашением (подписанным в январе 1976г., ратифицированным в апреле 1978г). Это соглашение положило начало новой Ямайской валютной системе. Ее основополагающими принципами являются:

-зафиксирована демонетизация золота, т.е. отмена его функций мировых денег;

-отменена официальная цена на золото;

-центральным банкам разрешалось продавать и покупать золото как обычный товар по ценам свободного рынка;

введен стандарт СДР в качестве базы паритетов и валютных курсов.

Специальные права заимствования (СДР)- это международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ;

-диверсифицированы резервные валюты. Ими официально признаны доллар США, немецкая марка, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;

узаконен режим плавающий валютных курсов;

-разрешено самостоятельное определение странами режима валютного курса;

-не регулируются пределы колебаний курсов валют;

-признано право на образование региональных валютных группировок (например, Европейской валютной системы);

-МВФ получил более жесткие полномочия по валютному регулированию.

Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы

Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы все больше сосредотачивается в руках небольшого числа компактных и эффектных международных организаций. Надзором за развитием международной макроэкономики занимается МВФ, а регулированием международных финансовых рынков - Парижский и Лондонские клубы (кредиты и долги) и Банк международных расчетов (банковский надзор и международные расчеты).

МВФ, созданный в 1944г., выполняет три основные функции: надзор, финансовая помощь и техническое содействие.

Надзор- функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять жесткое наблюдение за политикой стран- членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой.

Каждая страна обязана предоставить МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешним секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора состоит в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению Надзор за экономической политикой осуществляется МВФ в трех основных формах:

-Двусторонние консультации - главная форма надзора, в рамках которой миссии МВФ ежегодно посещают страну и проводят переговоры с Министерством финансов, экономики и центральным банком и другими экономическими ведомствами о развитии национальной экономики. По результатам таких консультаций миссия МВФ формирует свое мнение о состоянии экономики, которое в виде доклада заслушивается на Совете директоров МВФ. После этого вырабатываются соответствующие рекомендации правительству, с которыми оно может не согласиться. Но обычно эти рекомендации воспринимаются очень серьезно.

-Многосторонний надзор - осуществляемый Советом директоров дважды в год анализ международной экономики на основе специально публикуемого доклада «Мировой экономический обзор». Задача этого обзора заключается в том, чтобы вписать развитие экономики отдельных стран в контекст ситуации в мировой экономике в целом. Наиболее важной частью многостороннего надзора является прогноз мировой экономической ситуации на 2-3 года вперед: темпов роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, баланса счета текущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, международных резервов. Такой прогноз составляется для каждой страны, а затем агрегируется по группам стран и по миру в целом.

-Углубленный надзор- механизм надзора за экономической политикой стран- членов МВФ, осуществляемый по запросу правительства со стороны МВФ с целью гарантировать устойчивое экономической развитие для исправления макроэкономических дисбалансов.

Финансовая помощь- использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложность с финансированием платежного баланса и предоставившими в МВФ программу реформ. Она свидетельствует о намерении правительства преодолеть эти трудности.

МВФ оказывает финансовую помощь странам- членам за счет финансовых ресурсов, которыми он располагает. Эти ресурсы состоят из собственных ресурсов- взносов каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой и дохода, полученного от взимания процентов за пользование ресурсами, а также заемных ресурсов- кредитных линий, открытых для МВФ в рамках Генерального соглашения о займах (1962г) и Нового соглашения о займах (1996г) и прочих кредитных линий от правительства и центральных банков стран-членов.

Финансовая помощь не имеет формы кредитов. Она является обменом национальной валюты на соответствующую сумму инвалюты. И наоборот, при выплате долга. Кредиты МВФ выдаются долями или траншами и обусловлены необходимостью разработки программ экономических реформ, направленных на преодоление трудностей с платежным балансом.

Финансовые ресурсы предоставляются его членам в рамках трех групп «финансовых возможностей» или «окон»: регулярных концессионных и специальных.

Регулярное финансирование включает; во-первых, финансирование в рамках резервных соглашений (stand-by arrangements). Оно предоставляется на срок 12-18 месяцев для исправления краткосрочных макроэкономических дисбалансов. Во- вторых, продленных соглашений с фондом (Extendeeol Fund facilities), предоставляемых на срок до 3-х лет и направленных на поддержку структурных реформ. Кредиты предоставляться под рыночный процент и подлежит выплате в срок от 4 до 10 лет.

Концессионное финансирование предусматривает предоставление займов наименее развитым странам на льготных условиях – под 0,5% годовых с выплатой через 10 лет и пятилетним льготным периодом. Специальное финансирование предусматривает предоставление финансовых средств МВФ либо отдельной группе его членов, либо в связи с определенными обстоятельствами. Например, в 1993-1995гг. МВФ открыл специальное финансовое окно для финансирования стран с переходной экономикой в рамках кредитов системной трансформации. Размер финансового содействия определяется на основе квоты страны в капитале МВФ. Например, страна может занять в рамках регулярного финансирования до 300% своей квоты, в рамках концессионного - до 50%, в рамках специального- до 30 % квоты.

Техническая помощь представляет собой содействие МВФ странам- членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.

Специфической функцией МВФ является пополнение международных резервов с помощью выпуска СДР. СДР - международный резервный актив, созданный МВФ в 1969г. и периодически распределяемый между странами пропорционально их квотам в МВФ.

Проблема международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский и Лондонский клубы кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и ОЭСР ведут и обещают статистическую информацию о внешнем долге со стороны должников и кредиторов.

Парижский клуб создан в 1956г. Он занимается наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. Время от времени Парижский клуб согласовывает условия на которых реструктурируются долги развивающихся стран (Торонтские, Лондонские, Неаполитанские, Лионские и т.д. условия).

Лондонский клуб - консультационный комитет крупнейших частных банков- кредиторов, занимающийся вопросами реструктуризации частной задолженности стран- должников. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно является принятие страной программы МВФ по структурной корректировки экономики и осуществления экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга.

В сфере банковского регулирования и межбанковских расчетов неоспоримое первенство принадлежат Банку международных расчетов (БМР), созданному в 1930г. Он выполняет важнейшую функцию регулирования международных расчетов и разработки нормативных документов по банковскому надзору. Эта функция осуществляется через три комитета: Базельский комитет по банковскому надзору (разработка минимальных принципов эффективного банковского надзора), Базельский комитет по системам платежей и расчетов (наблюдение за международными расчетами, обобщение статистики, разработка новых механизмов международных расчетов), Постоянный комитет по евровалютам изучение и выработка рекомендаций по усовершенствованию банковского регулирования рынка евровалют). Минимальные стандарты по банковскому регулированию и надзору, согласованные в рамках трех Базельских комитетов, используются большинством стран мира в качестве основы построения национального

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.017 с.)