Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция мировой валютной системы. Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы.
Мировая валютная система - динамично развивающаяся система. Направления ее эволюции определяются ведущими тенденциями трансформации национальных экономик, изменениями условий и потребностей мирового хозяйства в целом. В своем развитии она прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему. Выделяют следующие этапы: 1. Парижская валютная система: с 1867 по 20-е гг. XX в. 2. Генуэзская валютная система: с 1922 по 30-е гг. XX в. 3. Бреттон-Вудская валютная система: с 1944 по 1976 гг. XX в. 4. Ямайская валютная система: с 1976-78 гг. XX в. по настоящее время. Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX в. и расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. В этот период национальные валютные системы и мировая валютная система были тождественны и только золото выполняло функцию мировых денег. Юридически она была оформлена межгосударственными соглашениями на Парижской конференции в 1867 г. Основные принципы золотомонетного стандарта: - установлено золотое содержание национальных денежных единиц, на базе которых определялись золотые паритеты; - золото выполняло функцию мировых денег и, следовательно, всеобщего платежного средства; - находящиеся в обращении банкноты центральных банков свободно обменивались на золото на базе золотых паритетов; - курс валюты был свободно колеблющимся, но он мог отклоняться от монетных паритетов только в пределах золотых точек (±1%). Золотые точки определялись расходами на транспортировку золота за границу; - кроме золота в международном обороте был признан английский фунт стерлингов; - поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег; - дефицит платежного баланса покрывался золотом. Золотой стандарт, по сути, выступал автоматическим регулятором мирового рынка. Но с течением времени экономические и политические причины, в частности первая мировая война, сделали невозможным его существование. После окончания первой мировой войны встала необходимость разработки новых принципов мировой валютной системы. Наступил второй этап в эволюции мировой валютной системы, названный золотодевизным.
Вторая мировая валютная система была оформлена межгосударственными соглашениями, достигнутыми в Генуе в 1922 г. Ее основные принципы: - в дополнение к золоту использовались девизы - формально любая иностранная валюта, но фактически доллар и английский фунт, которые конвертировались в золото. Таким образом, поскольку имеющихся запасов золота было недостаточно для опосредования МЭО, национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой. - были сохранены золотые паритеты, золото сохраняло роль окончательных мировых денег. Конверсия валют в золото осуществлялась как непосредственно (для девизных валют), так и опосредованно (для всех остальных); - восстановлен режим свободно колеблющихся без золотых точек курсов (с 30-х гг.); - валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний. Генуэзская валютная система просуществовала недолго. Мировой кризис 1929-33 гг. полностью разрушил эту систему. Кризис затронул и девизные валюты. Сначала был девальвирован английский фунт (1931 г.), затем доллар (1933 г.). Отмена золотого стандарта привела к валютному обращению неразменных на золото денежных знаков, т.е. кредитных денег. Середина и конец 30-х гг. были нестабильными для мировой валютной системы. Многие страны девальвировали свои валюты. Вторая мировая война углубила валютный кризис. Вновь стало ясно, что мировая валютная система нуждается в реформировании. С 1944 г. наступил третий этап эволюции мировой валютной системы. На конференции союзных держав в г. Бреттон-Вудс (США) была достигнута договоренность о создании системы регулируемых связанных валютных курсов. В ее основу легли следующие принципы: золото сохраняло статус средства окончательного урегулирования международных расчетов; - доллару США и английскому фунту были приданы статусы резервных валют; - казначейство США установило обязательный размен долларов на золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию (или 1 доллар приравнивался к 0,88571 гр. золота) иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям стран;
- вводились фиксированные валютные паритеты, выраженные в долларах и золоте (рыночные курсы валют могли отклоняться от установленных паритетов, в пределах(+- 1%). Для соблюдения пределов центральные банки стран должны были проводить валютные интервенции в долларах; - регулирование валютных отношений осуществлялось МВФ и МБРР; - в случае устойчивого нарушения платежного баланса допускалась корректировка валютного паритета до 10%. Более крупные изменения требовали санкции Совета директоров МВФ; - основу многосторонней системы расчетов составляла свободная обратимость национальных валют. Валютные ограничения подлежали постепенной отмене, а для их введения требовалось согласие МВФ. В послевоенный период Великобритания не имела достаточного золотого запаса, чтобы фунт мог обмениваться на золото, и практически отказалась от его функции резервной валюты. В итоге Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США, в частности возможность погашать дефицит платежного баланса собственной валютой. Бреттон-Вудсткая валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако со временем изменилась расстановка сил в мировом хозяйстве: укрепились позиции стран Западной Европы и Японии. Стал падать удельный вес США в мировом экспорте, что ухудшило состояние платежного баланса. Длительный дефицит платежного баланса США вызвал утечку золота из этой страны, падение доверия к доллару. Избыток долларов в виде лавины «горячих денег» обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и т.н. «бегство от доллара». Это вынудило правительство США в августе 1971г. прекратить размен долларов на золото для иностранных центральных банков. Тем самым США фактически заморозили долларовые накопления других стран. Допустимый предел отклонения курсов валют от паритетного был увеличен до +-2,25%, но через год вся система фиксированных курсов рухнула. С марта 1973г. начинается повсеместный переход к плавающим валютным курсам. Бреттон-Вудская система перестала существовать. Нынешний этап в мировой валютной системе связан с Ямайским соглашением (подписанным в январе 1976г., ратифицированным в апреле 1978г). Это соглашение положило начало новой Ямайской валютной системе. Ее основополагающими принципами являются: -зафиксирована демонетизация золота, т.е. отмена его функций мировых денег; -отменена официальная цена на золото; -центральным банкам разрешалось продавать и покупать золото как обычный товар по ценам свободного рынка; введен стандарт СДР в качестве базы паритетов и валютных курсов. Специальные права заимствования (СДР)- это международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ; -диверсифицированы резервные валюты. Ими официально признаны доллар США, немецкая марка, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;
узаконен режим плавающий валютных курсов; -разрешено самостоятельное определение странами режима валютного курса; -не регулируются пределы колебаний курсов валют; -признано право на образование региональных валютных группировок (например, Европейской валютной системы); -МВФ получил более жесткие полномочия по валютному регулированию. Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы все больше сосредотачивается в руках небольшого числа компактных и эффектных международных организаций. Надзором за развитием международной макроэкономики занимается МВФ, а регулированием международных финансовых рынков - Парижский и Лондонские клубы (кредиты и долги) и Банк международных расчетов (банковский надзор и международные расчеты). МВФ, созданный в 1944г., выполняет три основные функции: надзор, финансовая помощь и техническое содействие. Надзор- функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять жесткое наблюдение за политикой стран- членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставить МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешним секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора состоит в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению Надзор за экономической политикой осуществляется МВФ в трех основных формах: -Двусторонние консультации - главная форма надзора, в рамках которой миссии МВФ ежегодно посещают страну и проводят переговоры с Министерством финансов, экономики и центральным банком и другими экономическими ведомствами о развитии национальной экономики. По результатам таких консультаций миссия МВФ формирует свое мнение о состоянии экономики, которое в виде доклада заслушивается на Совете директоров МВФ. После этого вырабатываются соответствующие рекомендации правительству, с которыми оно может не согласиться. Но обычно эти рекомендации воспринимаются очень серьезно.
-Многосторонний надзор - осуществляемый Советом директоров дважды в год анализ международной экономики на основе специально публикуемого доклада «Мировой экономический обзор». Задача этого обзора заключается в том, чтобы вписать развитие экономики отдельных стран в контекст ситуации в мировой экономике в целом. Наиболее важной частью многостороннего надзора является прогноз мировой экономической ситуации на 2-3 года вперед: темпов роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, баланса счета текущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, международных резервов. Такой прогноз составляется для каждой страны, а затем агрегируется по группам стран и по миру в целом. -Углубленный надзор- механизм надзора за экономической политикой стран- членов МВФ, осуществляемый по запросу правительства со стороны МВФ с целью гарантировать устойчивое экономической развитие для исправления макроэкономических дисбалансов. Финансовая помощь- использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложность с финансированием платежного баланса и предоставившими в МВФ программу реформ. Она свидетельствует о намерении правительства преодолеть эти трудности. МВФ оказывает финансовую помощь странам- членам за счет финансовых ресурсов, которыми он располагает. Эти ресурсы состоят из собственных ресурсов- взносов каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой и дохода, полученного от взимания процентов за пользование ресурсами, а также заемных ресурсов- кредитных линий, открытых для МВФ в рамках Генерального соглашения о займах (1962г) и Нового соглашения о займах (1996г) и прочих кредитных линий от правительства и центральных банков стран-членов. Финансовая помощь не имеет формы кредитов. Она является обменом национальной валюты на соответствующую сумму инвалюты. И наоборот, при выплате долга. Кредиты МВФ выдаются долями или траншами и обусловлены необходимостью разработки программ экономических реформ, направленных на преодоление трудностей с платежным балансом. Финансовые ресурсы предоставляются его членам в рамках трех групп «финансовых возможностей» или «окон»: регулярных концессионных и специальных. Регулярное финансирование включает; во-первых, финансирование в рамках резервных соглашений (stand-by arrangements). Оно предоставляется на срок 12-18 месяцев для исправления краткосрочных макроэкономических дисбалансов. Во- вторых, продленных соглашений с фондом (Extendeeol Fund facilities), предоставляемых на срок до 3-х лет и направленных на поддержку структурных реформ. Кредиты предоставляться под рыночный процент и подлежит выплате в срок от 4 до 10 лет. Концессионное финансирование предусматривает предоставление займов наименее развитым странам на льготных условиях – под 0,5% годовых с выплатой через 10 лет и пятилетним льготным периодом. Специальное финансирование предусматривает предоставление финансовых средств МВФ либо отдельной группе его членов, либо в связи с определенными обстоятельствами. Например, в 1993-1995гг. МВФ открыл специальное финансовое окно для финансирования стран с переходной экономикой в рамках кредитов системной трансформации. Размер финансового содействия определяется на основе квоты страны в капитале МВФ. Например, страна может занять в рамках регулярного финансирования до 300% своей квоты, в рамках концессионного - до 50%, в рамках специального- до 30 % квоты.
Техническая помощь представляет собой содействие МВФ странам- членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Специфической функцией МВФ является пополнение международных резервов с помощью выпуска СДР. СДР - международный резервный актив, созданный МВФ в 1969г. и периодически распределяемый между странами пропорционально их квотам в МВФ. Проблема международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский и Лондонский клубы кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и ОЭСР ведут и обещают статистическую информацию о внешнем долге со стороны должников и кредиторов. Парижский клуб создан в 1956г. Он занимается наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. Время от времени Парижский клуб согласовывает условия на которых реструктурируются долги развивающихся стран (Торонтские, Лондонские, Неаполитанские, Лионские и т.д. условия). Лондонский клуб - консультационный комитет крупнейших частных банков- кредиторов, занимающийся вопросами реструктуризации частной задолженности стран- должников. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно является принятие страной программы МВФ по структурной корректировки экономики и осуществления экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга. В сфере банковского регулирования и межбанковских расчетов неоспоримое первенство принадлежат Банку международных расчетов (БМР), созданному в 1930г. Он выполняет важнейшую функцию регулирования международных расчетов и разработки нормативных документов по банковскому надзору. Эта функция осуществляется через три комитета: Базельский комитет по банковскому надзору (разработка минимальных принципов эффективного банковского надзора), Базельский комитет по системам платежей и расчетов (наблюдение за международными расчетами, обобщение статистики, разработка новых механизмов международных расчетов), Постоянный комитет по евровалютам изучение и выработка рекомендаций по усовершенствованию банковского регулирования рынка евровалют). Минимальные стандарты по банковскому регулированию и надзору, согласованные в рамках трех Базельских комитетов, используются большинством стран мира в качестве основы построения национального
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.017 с.) |