Современные теории международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории международной торговли



Теория сравнительных преимуществ (Д.Рикардо) – принцип, в соответствии с которым любая страна может извлечь выгоду из внешней торговли, если она специализируется на произ-водстве и экспорте тех товаров, которые может произвести с относительно-низкими издержками.

 

Существуют теории международной торговли, не связанные с теорией сравнительных преимуществ, а дополняющие ее. Так, теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции) американского экономиста П.Кругмана объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистской конкуренции, издержки производства каждой единицы продукции сокращаются. Отсюда таким странам становится выгодно специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (т.н. внутриотраслевая торговля). Примером может служить торговля автомобилями между странами – их производителями.

Различают внутренний и внешний эффект масштаба. Внешний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Внутренний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случаи рынок остается в достаточной степени конкурентоспособным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагающими наличие совершенной конкуренции.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.

Однако случай, когда в стране действует только один монопольный производитель, встречается крайне редко по сравнению с ситуацией олигополии, когда существует небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции, каждая из которых может влиять на цены. В этом случаи речь идет о монополистической конкуренции. Например, БМВ – 007 производит только компания «БМВ», но цена на ее продукцию зависит от цен других фирм – производителей аналогичных автомобилей («Вольво», «Сааб», «Мерседес»).

К теории Кругмана близка теория внутриотраслевой международной торговли английского экономиста венгерского происхождения Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов.

Во второй половине 60-х гг. 20 в. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р.Верноном, а также Ч.Киндельбергом и Л.Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологий сегодня делают то, что вчера делали НИСы и встают на тот же путь «качества специализации».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.004 с.)