Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор и пролог Евангелия от Луки
Третье по счету в каноне Нового Завета Евангелие выделяется из прочих своим хорошим греческим языком и стремлением к исторической точности в изложении евангельских событий. Современная наука в целом соглашается с древним церковным Преданием, согласно которому это Евангелие вышло из-под пера святого Луки, спутника апостола Павла. Хотя некоторые исследователи в наши дни предпочитают говорить неопределенно об авторе третьего Евангелия как о неком образованном христианине, бывшем прежде язычником. Свидетельства Предания восходят к концу II века по Рождестве Христовом. Самое раннее упоминание оставляет нам святитель Ириней Лионский, который пишет, что «Лука, спутник Павла, изложил в книге Евангелие, которое тот проповедовал»72. Далее следует свидетельство антимаркионитского предисловия к Евангелию от Луки, сохранившегося на греческом языке, где мы читаем: «Сей [апостол Лука] после того как были уже написаны другие Евангелия… будучи приведен Духом Святым в область Ахаии, написал здесь все это Евангелие. В прологе к нему он говорит о том, что и прежде него были написаны Евангелия и что для верующих из язычников необходимо как можно точнее изложить все [евангельское] домостроительство, чтобы им не претыкаться уже об иудейские басни и не блуждать среди пустых еретических фантазий, и не удаляться таким образом от истины». Позднее Ориген пишет: «И третье Евангелие от Луки, одобренное Павлом, которое написано для христиан из язычников»73. Затем уже епископ Евсевий Кесарийский сообщает нам: «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом… оставил нам свидетельство в двух богодухновенных книгах: в Евангелии… и в Деяниях Апостолов»74. Кроме того, древнее Предание сообщает нам, что святой Лука принадлежал к числу семидесяти апостолов Христовых. Также сохранилось свидетельство, что апостол Лука «почил в Беотии, исполненный Духа Святого» (антимаркионитское предисловие к Евангелию от Луки). Некоторые церковные писатели и гимнографы отождествляют евангелиста Луку с одним из двух учеников, которые на пути в Эммаус встретили воскресшего Христа, хотя имя этого второго ученика и не названо в Евангелии (Лк. 24,13 и след.). О том, что Лука был врачом, говорится уже в посланиях апостола Павла (Кол. 4, 14: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный») и в тех свидетельствах первых веков, которые были приведены выше.
Евангелие от Луки отличается от других Евангелий не только своим более чистым греческим языком, но также своим прологом, написанным в обычном для классической древности стиле (1, 1-4). Из этого пролога мы узнаем, что 1) и до Луки многие брались составлять повествования о событиях, которые произошли «среди нас»; 2) все эти повествования, как и Евангелие от Луки, основаны на свидетельстве тех, кто были «с самого начала очевидцами и служителями Слова»; 3) целью евангелиста было исследовать и затем изложить евангельские события с самого их начала (άνωθεν), с возможной (πάσιν) полнотой и точностью (άκριβώς), и в хронологической последовательности (καθεξής) и 4) труд евангелиста Луки адресуется некому «достопочтенному Феофилу», который, возможно, был римским высокопоставленным чиновником, чтобы он «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (κατηχήθης)». Этот представитель римской администрации либо был оглашенным (κατηχημένος) христианином, и писатель Евангелия хотел более утвердить его в основах веры. Либо он был язычником и каким-то образом получил превратное представление о христианстве75, которое евангелист и хочет исправить, предлагая ему проверенные и точные сведения.
Содержание Евангелия от Луки
Содержание Евангелия от Луки частью совпадает с Евангелием от Марка – это материал общий для всех трех синоптиков; частью совпадает с Евангелием от Матфея (примерно 240 стихов), и остальное сохранилось только у третьего евангелиста. К этой последней части, которая составляет примерно!4 всего содержания Евангелия от Луки и называется «особый материал Луки», относятся некоторые чудеса Спасителя: чудесный улов рыбы (5, 1-11), воскрешение сына наин-ской вдовы (7, 11 – 17), исцеление скорченной женщины (13, 10-17), исцеление больного водянкой (14, 1-6) и исцеление десяти прокаженных (17, 11-19). К этому же особому материалу Луки относятся многие притчи, а именно: о милосердном самарянине (10, 25-37), о назойливом друге (11, 5-8), о безумном богаче (12, 13-21), о бесплодной смоковнице (13,6-9), о строителе башни и царе, идущем на войну (14, 28-33), о потерянной драхме (15, 7-10), о блудном сыне (15, 11-32), о неверном управителе (16, 1-13), о богаче и Лазаре (16, 19-31), о смиренных и непотребных рабах (17, 7-10), о неправедном судии (18, 1-8), о мытаре и фарисее (18,9-14).
Уникальный материал Евангелия от Луки включает в себя также некоторые поучения (3, 10-14; 6, 24-26; 10,18; 10, 39-44; 13, 1-5; 12,49 и след.; 17, 20 и след.) и повествования, которые являются частью древнего предания, почерпнутого из какого-то письменного источника: покаяние грешницы в дому Симона (7, 36-50), упоминание оженах-мироносицах (8,1-3), Мария и Марфа (10,38-42), ублажение Матери Спасителя (11, 27-28), история Закхея (19, 1-10). И наконец, к особому материалу евангелиста Луки относятся некоторые эпизоды или поучения из повествования о Страстях (22,31-32; 23,6-16,27-31, 32-ЗЗЬ, 39-43) и о явлениях воскресшего Господа (24, 10 и след.). В содержании Евангелия от Луки можно выделить следующие основные части:
I. Пролог (1,1-4). II. Предыстория и начало явления Мессии (1, 5 – 4, 13). Благовестие и рождество Иоанна Предтечи (1,5-25, 57-80); Благовещение Богородице (1, 26-38), посещение Елисаветы (1, 39-56), Рождество и детские годы Спасителя (2, 1-52); проповедь Иоанна Предтечи (3, 1-20), Крещение Господне (3, 21-22), родословие (3, 23-37) и искушения (4, 1-13). III. Галилейское служение Спасителя. Явление Царствия Божия в чудесах и учении (4, 14 – 9,50). Первая проповедь в Назарете (4, 14- 30), различные исцеления (4,31 -44; 5,12-26; 6, 1-11, 17-19) и повес-тцонание о призвании учеников (5,1-11,27-39; 6,12-16). Проповедь «на месте равне» (6, 20-40), чудеса (7, 1-17), вопрос двух учеников Иоанновых (7, 18-35), покаяние жены грешницы (7, 36-50), жены-Мироносицы (8, 1-3). Притча о Сеятеле и другие приточные поучения (8, 4-18), Матерь и братья Иисуса (8, 19-21), чудеса (8, 22-56). Послание двенадцати на проповедь (9, 1-9), насыщение пяти тыс^ (9, 10-17), исповедание Петра, предсказание о Страстях, поучение0 несении креста, об исповедничестве и другое (9,18-27). Преображу ние (9, 28-36), исцеление бесноватого отрока, различные поучения завершение Галилейского служения (9, 37-50). IV. Путь в Иерусалим (9, 51 – 19, 27). Отказ самарянского селения принять Иисуса и различные наставления об условиях истинного уче-ничества (9,51-62), послание семидесяти учеников (10,1-24), пртча о милосердном самарянине (10, 25-37), Марфа и Мария (10, 38-42). Различные поучения и беседы с фарисеями (11, 1 – 12, 12), притча о безумном богаче и различные наставления о попечении, о бодрствовании, о разделении и др. (12, 13-59). Призыв к покаянию и притча о бесплодной смоковнице (13, 1-9), исцеление скорченной женщины (13, 10-17), притчи о зерне горчичном и закваске (13, 18-21), о тесных вратах и т.д. (13, 22-30). Плач об Иерусалиме (13, 31-35), исцеление больного водянкой (14, 1-6), притча о первых местах и другие наставления (14, 7-35), притчи о потерянной овце, потерянной драхме, о блудном сыне, о богаче и Лазаре и другое (15, 1 – 17, 10) Исцеление десяти прокаженных (17, 11-19), о пришествии Царствия Божия (17, 20-37), притча о неправедном судии (18, 1-8), о мытарей фарисее (18, 9-14), Христос благословляет детей (18, 15-17). Беседа с богатым начальником о стяжании Царствия (18, 18-30), предсказание о Страстях (18, 31-34), исцеление слепого в Иерихоне (18, 35-43). покаяние Закхея (19,1-10), притча о десяти минах (19,11-27).
V. Вход в Иерусалим и различные поучения накануне Страстей (19, 28 – 21, 38). Торжественный вход в Иерусалим (19, 28-44), очищение Храма (19, 45-47), вопрос о власти (20, 1-8), притча о злых виноградарях (20, 9-19). Вопрос о подати (20, 20-26), вопрос о воскресении (20, 27-40), вопрос о Сыне Давидовом и обличение книжников (20, 41-47), две лепты вдовицы (21, 1-4), эсхатологическая речь (21, 5-38). VI. Страсти (гл. 22-23). VII. Явления воскресшего Христа и Вознесение (гл. 24).
Источники Евангелия от Луки
Вопрос об источниках Евангелия от Луки широко обсуждается в современной науке, и на эту тему за последние десятилетия было опубликовано множество работ. Если оставить в стороне споры о частностях, источниками третьего Евангелия можно считать: Евангелие от Марка, «источник Логий» (Q) и особый источник Луки, который обозначается буквой L. Этот последний источник можно отождествить с Преданием той поместной Церкви, в которой жил святой Лука и для которой он написал свое Евангелие. В изложении евангельских событий вплоть до Страстей евангелист Лука следует последовательности Евангелия от Марка, лишь в двух местах прерывая эту последовательность большими отрывками 6, 20 – 8, 3 и 9, 51 – 18, 14. Эти две группы повествований евангелиста Луки происходят либо от источника L, либо от общего с Евангелием от Матфея «источника Логий». Многие исследователи утверждают обратное, что в источник L, который святой Лука взял за основу своего Евангелия, вклинивается материал из Евангелия от Марка и из источника Q. В повествовании о Страстях Евангелие от Луки сохраняет больше всего уникального материала, которого нет у других евангелистов, и здесь очевидно преимущество следует отдать источнику L. Следует заметить, что хотя в повествовании о Страстях евангелист Лука более всего отличается от других синоптиков, он явно сближается здесь с Иоанновым преданием. Такая связь между Евангелиями от Луки и от Иоанна усматривается, например, в следующих характерных подробностях: предательство Иуды происходит под воздействием сатаны; прощальная беседа помещается после Тайной вечери и перед выходом на Елеонскую гору; похоже описывается сцена ареста в Гефсиманском саду; оба евангелиста используют термин «ώρα» (час страданий Мессии) и т.д. Все это не означает, конечно, наличия литературного влияния между Евангелиями от Луки и от Иоанна. Но в особом предании, которое стоит за Евангелием от Луки, имеются признаки его связи с Иоанновым преданием. Это замечание поможет в дальнейшем при определении места написания третьего Евангелия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.007 с.) |