Автор и пролог Евангелия от Луки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор и пролог Евангелия от Луки



 

Третье по счету в каноне Нового Завета Евангелие выделяется из прочих своим хорошим греческим языком и стремлением к исторической точности в изложении евангельских событий. Современная наука в целом соглашается с древним церковным Преданием, согласно которому это Евангелие вышло из-под пера святого Луки, спутника апостола Павла. Хотя некоторые исследователи в наши дни предпочитают говорить неопределенно об авторе третьего Евангелия как о неком образованном христианине, бывшем прежде язычником.

Свидетельства Предания восходят к концу II века по Рождестве Христовом. Самое раннее упоминание оставляет нам святитель Ириней Лионский, который пишет, что «Лука, спутник Павла, изложил в книге Евангелие, которое тот проповедовал»72. Далее следует свидетельство антимаркионитского предисловия к Евангелию от Луки, сохранившегося на греческом языке, где мы читаем: «Сей [апостол Лука] после того как были уже написаны другие Евангелия… будучи приведен Духом Святым в область Ахаии, написал здесь все это Евангелие. В прологе к нему он говорит о том, что и прежде него были написаны Евангелия и что для верующих из язычников необходимо как можно точнее изложить все [евангельское] домостроительство, чтобы им не претыкаться уже об иудейские басни и не блуждать среди пустых еретических фантазий, и не удаляться таким образом от истины». Позднее Ориген пишет: «И третье Евангелие от Луки, одобренное Павлом, которое написано для христиан из язычников»73. Затем уже епископ Евсевий Кесарийский сообщает нам: «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом… оставил нам свидетельство в двух богодухновенных книгах: в Евангелии… и в Деяниях Апостолов»74. Кроме того, древнее Предание сообщает нам, что святой Лука принадлежал к числу семидесяти апостолов Христовых. Также сохранилось свидетельство, что апостол Лука «почил в Беотии, исполненный Духа Святого» (антимаркионитское предисловие к Евангелию от Луки). Некоторые церковные писатели и гимнографы отождествляют евангелиста Луку с одним из двух учеников, которые на пути в Эммаус встретили воскресшего Христа, хотя имя этого второго ученика и не названо в Евангелии (Лк. 24,13 и след.). О том, что Лука был врачом, говорится уже в посланиях апостола Павла (Кол. 4, 14: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный») и в тех свидетельствах первых веков, которые были приведены выше.

Евангелие от Луки отличается от других Евангелий не только своим более чистым греческим языком, но также своим прологом, написанным в обычном для классической древности стиле (1, 1-4). Из этого пролога мы узнаем, что 1) и до Луки многие брались составлять повествования о событиях, которые произошли «среди нас»; 2) все эти повествования, как и Евангелие от Луки, основаны на свидетельстве тех, кто были «с самого начала очевидцами и служителями Слова»; 3) целью евангелиста было исследовать и затем изложить евангельские события с самого их начала (άνωθεν), с возможной (πάσιν) полнотой и точностью (άκριβώς), и в хронологической последовательности (καθεξής) и 4) труд евангелиста Луки адресуется некому «достопочтенному Феофилу», который, возможно, был римским высокопоставленным чиновником, чтобы он «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (κατηχήθης)». Этот представитель римской администрации либо был оглашенным (κατηχημένος) христианином, и писатель Евангелия хотел более утвердить его в основах веры. Либо он был язычником и каким-то образом получил превратное представление о христианстве75, которое евангелист и хочет исправить, предлагая ему проверенные и точные сведения.

 

Содержание Евангелия от Луки

 

Содержание Евангелия от Луки частью совпадает с Евангелием от Марка – это материал общий для всех трех синоптиков; частью совпадает с Евангелием от Матфея (примерно 240 стихов), и остальное сохранилось только у третьего евангелиста. К этой последней части, которая составляет примерно!4 всего содержания Евангелия от Луки и называется «особый материал Луки», относятся некоторые чудеса Спасителя: чудесный улов рыбы (5, 1-11), воскрешение сына наин-ской вдовы (7, 11 – 17), исцеление скорченной женщины (13, 10-17), исцеление больного водянкой (14, 1-6) и исцеление десяти прокаженных (17, 11-19). К этому же особому материалу Луки относятся многие притчи, а именно: о милосердном самарянине (10, 25-37), о назойливом друге (11, 5-8), о безумном богаче (12, 13-21), о бесплодной смоковнице (13,6-9), о строителе башни и царе, идущем на войну (14, 28-33), о потерянной драхме (15, 7-10), о блудном сыне (15, 11-32), о неверном управителе (16, 1-13), о богаче и Лазаре (16, 19-31), о смиренных и непотребных рабах (17, 7-10), о неправедном судии (18, 1-8), о мытаре и фарисее (18,9-14).

Уникальный материал Евангелия от Луки включает в себя также некоторые поучения (3, 10-14; 6, 24-26; 10,18; 10, 39-44; 13, 1-5; 12,49 и след.; 17, 20 и след.) и повествования, которые являются частью древнего предания, почерпнутого из какого-то письменного источника: покаяние грешницы в дому Симона (7, 36-50), упоминание оженах-мироносицах (8,1-3), Мария и Марфа (10,38-42), ублажение Матери Спасителя (11, 27-28), история Закхея (19, 1-10). И наконец, к особому материалу евангелиста Луки относятся некоторые эпизоды или поучения из повествования о Страстях (22,31-32; 23,6-16,27-31, 32-ЗЗЬ, 39-43) и о явлениях воскресшего Господа (24, 10 и след.).

В содержании Евангелия от Луки можно выделить следующие основные части:

 

I. Пролог (1,1-4).

II. Предыстория и начало явления Мессии (1, 5 – 4, 13). Благовестие и рождество Иоанна Предтечи (1,5-25, 57-80); Благовещение Богородице (1, 26-38), посещение Елисаветы (1, 39-56), Рождество и детские годы Спасителя (2, 1-52); проповедь Иоанна Предтечи (3, 1-20), Крещение Господне (3, 21-22), родословие (3, 23-37) и искушения (4, 1-13).

III. Галилейское служение Спасителя. Явление Царствия Божия в чудесах и учении (4, 14 – 9,50). Первая проповедь в Назарете (4, 14- 30), различные исцеления (4,31 -44; 5,12-26; 6, 1-11, 17-19) и повес-тцонание о призвании учеников (5,1-11,27-39; 6,12-16). Проповедь «на месте равне» (6, 20-40), чудеса (7, 1-17), вопрос двух учеников Иоанновых (7, 18-35), покаяние жены грешницы (7, 36-50), жены-Мироносицы (8, 1-3). Притча о Сеятеле и другие приточные поучения (8, 4-18), Матерь и братья Иисуса (8, 19-21), чудеса (8, 22-56).

Послание двенадцати на проповедь (9, 1-9), насыщение пяти тыс^ (9, 10-17), исповедание Петра, предсказание о Страстях, поучение0 несении креста, об исповедничестве и другое (9,18-27). Преображу ние (9, 28-36), исцеление бесноватого отрока, различные поучения завершение Галилейского служения (9, 37-50).

IV. Путь в Иерусалим (9, 51 – 19, 27). Отказ самарянского селения принять Иисуса и различные наставления об условиях истинного уче-ничества (9,51-62), послание семидесяти учеников (10,1-24), пртча о милосердном самарянине (10, 25-37), Марфа и Мария (10, 38-42). Различные поучения и беседы с фарисеями (11, 1 – 12, 12), притча о безумном богаче и различные наставления о попечении, о бодрствовании, о разделении и др. (12, 13-59). Призыв к покаянию и притча о бесплодной смоковнице (13, 1-9), исцеление скорченной женщины (13, 10-17), притчи о зерне горчичном и закваске (13, 18-21), о тесных вратах и т.д. (13, 22-30). Плач об Иерусалиме (13, 31-35), исцеление больного водянкой (14, 1-6), притча о первых местах и другие наставления (14, 7-35), притчи о потерянной овце, потерянной драхме, о блудном сыне, о богаче и Лазаре и другое (15, 1 – 17, 10) Исцеление десяти прокаженных (17, 11-19), о пришествии Царствия Божия (17, 20-37), притча о неправедном судии (18, 1-8), о мытарей фарисее (18, 9-14), Христос благословляет детей (18, 15-17). Беседа с богатым начальником о стяжании Царствия (18, 18-30), предсказание о Страстях (18, 31-34), исцеление слепого в Иерихоне (18, 35-43). покаяние Закхея (19,1-10), притча о десяти минах (19,11-27).

V. Вход в Иерусалим и различные поучения накануне Страстей (19, 28 – 21, 38). Торжественный вход в Иерусалим (19, 28-44), очищение Храма (19, 45-47), вопрос о власти (20, 1-8), притча о злых виноградарях (20, 9-19). Вопрос о подати (20, 20-26), вопрос о воскресении (20, 27-40), вопрос о Сыне Давидовом и обличение книжников (20, 41-47), две лепты вдовицы (21, 1-4), эсхатологическая речь (21, 5-38).

VI. Страсти (гл. 22-23).

VII. Явления воскресшего Христа и Вознесение (гл. 24).

 

Источники Евангелия от Луки

 

Вопрос об источниках Евангелия от Луки широко обсуждается в современной науке, и на эту тему за последние десятилетия было опубликовано множество работ. Если оставить в стороне споры о

частностях, источниками третьего Евангелия можно считать: Евангелие от Марка, «источник Логий» (Q) и особый источник Луки, который обозначается буквой L. Этот последний источник можно отождествить с Преданием той поместной Церкви, в которой жил святой Лука и для которой он написал свое Евангелие. В изложении евангельских событий вплоть до Страстей евангелист Лука следует последовательности Евангелия от Марка, лишь в двух местах прерывая эту последовательность большими отрывками 6, 20 – 8, 3 и 9, 51 – 18, 14. Эти две группы повествований евангелиста Луки происходят либо от источника L, либо от общего с Евангелием от Матфея «источника Логий». Многие исследователи утверждают обратное, что в источник L, который святой Лука взял за основу своего Евангелия, вклинивается материал из Евангелия от Марка и из источника Q. В повествовании о Страстях Евангелие от Луки сохраняет больше всего уникального материала, которого нет у других евангелистов, и здесь очевидно преимущество следует отдать источнику L.

Следует заметить, что хотя в повествовании о Страстях евангелист Лука более всего отличается от других синоптиков, он явно сближается здесь с Иоанновым преданием. Такая связь между Евангелиями от Луки и от Иоанна усматривается, например, в следующих характерных подробностях: предательство Иуды происходит под воздействием сатаны; прощальная беседа помещается после Тайной вечери и перед выходом на Елеонскую гору; похоже описывается сцена ареста в Гефсиманском саду; оба евангелиста используют термин «ώρα» (час страданий Мессии) и т.д. Все это не означает, конечно, наличия литературного влияния между Евангелиями от Луки и от Иоанна. Но в особом предании, которое стоит за Евангелием от Луки, имеются признаки его связи с Иоанновым преданием. Это замечание поможет в дальнейшем при определении места написания третьего Евангелия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.007 с.)