Название, автор, адресаты и цель книги Деяний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название, автор, адресаты и цель книги Деяний



 

В древних списках канонических книг Нового Завета и в новозаветные рукописях сразу после четырех Евангелий обычно следует книга Деяний святых апостолов. На самом деле в этой книге описана деятельность только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, тогда как об остальных – за исключением списка одиннадцати в Деяниях 1, 13 и упоминания Иуды, Иоанна и Иакова в других местах-здесь нет никаких сведений. Впрочем, примерно до середины книги Деяний апостолы неоднократно упоминаются в совокупности, как группа (2, 14; 5, 18; 6, 2; 8, 11; 9, 27; И, 1; 15,2-22), так что содержание книги вполне оправдывает ее название. Вместе с тем здесь повествУ» егся и о некоторых других деятелях первенствующей Церкви, занимавших ® ней выдающееся положение, таких, как Варнава (который в 14,14 называется апостолом), Стефан, Филипп и Аполлос. В любом случае «деяния» апостолов понимаются здесь не как дела или свершения героев эллинистического мира или царей и полководцев, но прежде всего как служение (διάκονία) и миссионерский подвиг апостолов, представителей первенствующей Церкви, окружающему их миру. Образ повествования святого Луки показывает в нем не просто историка, который рассказывает о жизни и деятельности Церкви, но прежде всего богослова, который в этой церковной жизни видит непосредственное руководство Духа Святого. По существу дела, эта книга являет нам «Деяния Церкви» или «Деяния Духа Святого». При таком понимании сам собой разрешается вопрос, который последние десятилетия так занимал ученых: кем по преимуществу является дееписатель, историком или богословом83.

Первой книгой («πρώτος λόγος»), о которой упоминает дееписатель в предисловии к своему труду (Деян. 1:1), является несомненно Евангелие от Луки. В этом смысле Деяния апостолов можно было бы назвать «второй книгой» или вторым томом того же произведения, автор которого, изложив вначале деяния и учение Господа Иисуса Христа, переходит теперь к повествованию о деяниях и отчасти об учении апостолов. В том, что автором обеих книг является одно и то же лицо, мы убеждаемся из тождества лексики, стиля и богословия третьего Евангелия и Деяний, а также из посвящения их одному и тому же адресату, Феофилу. Совершенно очевидно также, что вторая книга является продолжением первой, поскольку с описания Вознесения Господня, которым заканчивается Евангелие от Луки, начинается первая глава книги Деяний. Многие ученые в наши дни полагают даже, что изначально две эти книги составляли единое целое и лишь позднее были разделены. Впрочем, это предположение не находит себе подтверждения в рукописном предании.

Что автором книги Деяний является апостол Лука, современная наука доказывает на основании так называемых «мы-отрывков» (wir-Berichte или we-passages). Этим термином стали обозначать те места в Деяниях апостолов, где повествование ведется от 1-го лица множественного числа, что указывает на личное присутствие и участие автора в описываемых им событиях. Эти места следующие: Деян. 16, 10-17; 20, 5-16; 21, 1-17; 27, 1-28, 26 (в кодексе Безы есть еще один «мы-отрывок» в Деян. 11, 28, т.е. в повествовании, согласно которому апостол Павел находится в Антиохии Сирийской). Учитывая, что стиль и язык этих отрывков не отличается от остального текста книги Деяний и что остальные сотрудники апостола Павла либо называются здесь по имени, либо отсутствуют, остается только апостол Лука единственный возможный автор этих строк. Авторство святого

апостола Луки подтверждает как древнее Предание Церкви84, так у последние научные исследования, хотя здесь и были высказаны не. которые возражения, о чем речь пойдет далее (см. 10.4).

Относительно посвящения Феофилу следует сказать, что те ученые, которые признают апологетический характер двух книг апос. тола Луки, считают этого Феофила одним из высокопоставленных римских чиновников. Некоторые даже предполагают, что Феофил мог быть тем представителем судебной инстанции в Риме, которому предстояло рассматривать дело апостола Павла. Это, конечно, не более чем простые предположения.

Целью, которую ставил перед собою дееписатель, было показать, как свет Евангелия посредством апостольской проповеди или «деяний» апостолов освещает один за другим города и веси, начиная с Иерусалимской матери-Церкви, выходит затем на просторы языческого мира и достигает, наконец, сердца Римской империи, города Рима. Распространению христианской веры содействует Дух Святой. Который на всем протяжении Деяний апостольских принимает самое активное участие в жизни Церкви. Поэтому книгу Деяний можно было бы охарактеризовать как «Евангелие Святого Духа».

Конец книги Деяний являет некую незавершенность. Читатель задается вопросом, почему дееписатель ничего не говорит об исходе суда над апостолом Павлом и о его дальнейшей деятельности. Предположение, что святой Лука намеревался потом закончить свой труди написать еше третью книгу, не находит себе ни малейшего подтверждения. Вероятнее всего, что апостол Лука останавливается именно на этих строках своего повествования именно потому, что достиг своей цели, а именно показать, как проповедь Евангелия, обойдя всю империю, достигла наконец и ее столицы.

 

Содержание книги Деяний

 

I. Пролог. Явления воскресшего Христа и Вознесение (Деян. 1· 1-11).

II. Церковь в Иерусалиме (1, 12 – 8, 3). Возвращение апостолов * Иерусалим и избрание Матфия (1, 12-26); Пятидесятница (2,1-41)· жизнь первенствующей Церкви (2, 42-47); апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого, речь апостола Петра, арест двух апостолов Великим Синедрионом и их освобождение (3, 1-4, 22), молитва Церкви после освобождения двух апостолов (4, 23-31); жизнь Церкви, приношение Варнавы и отрицательный пример Анании и Сапфиры (4,32-5, 16); заключение апостолов, их чудесное освобождение, новый арест и суд, дерзновенный ответ апостола Петра, предложение Гамалиила (5, 17-42); избрание семи диаконов (6, 1-7), речь святого Стефана и его мученическая кончина (6, 8-7, 60), гонение на Церковь в Иерусалиме (8,1-3).

III. Начало миссионерской проповеди. Распространение Евангелия в Самарии, Антиохии Сирийской и других областях (8,4-12, 25). Проповедь апостола Филиппа в Самарии, посещение Самарии апостолами Петром и Иоанном (8, 4-25), апостол Филипп обращает евнуха эфиопа (8,26-40); обращение Павла (9,1-9), Павел в Дамаске и в Иерусалиме (9, 10-30); деятельность апостола Петра в Лидде и в Иоппии (9, 31-43), обращение сотника Корнилия (10, 1 – 11, 13); начало христианства в Антиохии Сирийской (где ученики впервые стали называться «христианами»), прибытие Варнавы и Павла в Антиохию (11, 19-26), пророк Агав предсказывает голод, сбор помощи для братьев в Иудее и послание ее через апостолов Варнаву и Павла (11, 27-30); гонение на Церковь со стороны Ирода Агрип-пы I, мученичество апостола Иакова, заключение и чудесное освобождение апостола Петра (12,1 – 19), смерть Ирода (12, 20-23), возвращение апостолов Варнавы и Павла из Иерусалима в Антиохию (12,24-25).

IV. Первое миссионерское путешествие апостолов Павла и Варнавы. Иерусалимский Собор (13, 1-15, 35). Проповедь апостолов на острове Кипр (13, 1-12), посещение Антиохии Писидийской (13, 13-52), Иконии (14, 1-5), Листры (14, 6-20а), Дервии (14, 20Ь-22), возвращение в Антиохию Сирийскую (14, 23-28), Апостольский Собор в Иерусалиме (15, 1-35).

V. Второе миссионерское путешествие апостола Павла (15, 36-18, 28). Разлучение апостолов Варнавы и Павла; отправление Варнавы и Марка на Кипр (15, 36-39), а Павла и Силы в Сирию, Киликию, знакомство с Тимофеем в Листре (15, 40-16, 5), прибытие в Троаду (16,

6-10), миссионерская деятельность в Филиппах (16, 11-40), в Фес-салойиках (17, 1-9), в Верии (17, 10-14), в Афинах и речь апостола Павла в ареопаге (17, 15-34); деятельность апостола Павла в Коринфе (18; 1-17), возвращение в Антиохию Сирийскую через Ефес (18, •8-22), отправление Аполлоса в Коринф (18, 24-28).

VI. Третье миссионерское путешествие апостола Павла, его ар#^ и заключение (19, 1 – 26, 32). Деятельность апостола Павла в Ефесе (гл. 19), его путешествие по Македонии, через Грецию, возвращение в Троаду и далее переезд в Милит (20, 1 – 16); прощальное слово апостола Павла к пастырям Церкви Милита и Ефеса (20, 17-38) и его прибытие через Кесарию Палестинскую в Иерусалим (21, 1-26); арест апостола Павла (21, 27-38), речь перед тысяченачальником и народом «на еврейском языке» (21, 39-22, 21), возмущение толпы, знакомство апостола Павла и тысяченачальника (22, 22-29), расследование тысяченачальником дела апостола Павла и созыв иудейского Синедриона (22, 30-23, 11), неудачный заговор иудеев против апостола Павла (23,12-22), отправка апостола под вооруженной охраной в Кесарию (23,23-35); апология апостола Павла перед Феликсом (24, 1-26), апостол апеллирует к суду Кесаря перед Фестом, преемником Феликса (24, 27 25, 12), прибытие в Кесарию Агриппы II (25, 13-27), апология апостола Павла перед царем Агриппой (26,1-32).

VII. Путешествие в Рим, двухлетнее пребывание в Риме (гл. 27 – 28). Путешествие на Крит (27,1-12), буря (27,13-26), кораблекрушение (27,

27-44), спасение на острове Мелит, который прежде считали Мальтой, а по последним данным островом Кефалонией (28, 1-10). Путешествие в Рим (28, 11 – 16), двухлетнее заключение в Риме (28, 17-31).

 

Источники книги Деяний

 

Все, что говорит святой Лука в прологе к своему Евангелию, в полной мере относится и к Деяниям апостольским: дееписатель собирает свидетельства очевидцев, излагает события с самого начала, с возможной полнотой и точностью и в хронологической последовательности. Антиохия Сирийская изображается в книге Деяний как центр, от которого берут свое начало миссионерские путешествия И существует предание, о чем уже шла речь в связи с третьим Евангелием, что из Антиохии происходил сам святой Лука. Итак, вполне возможно, что именно в Антиохии апостол Лука смог собрать воедино те разрозненные свидетельства очевидцев о жизни первенствующей Церкви. Этим очевидцам принадлежат так называемые summaria или «обобщения» книги Деяний: 2, 42-47; 4, 32-35; 5, 12-16; 5,42· 6, 7; 8, 25; 9, 31; 12, 24; 19, 8-10. Много подробных сведений святой Лука приводит относительно миссионерских путешествий апостола Павла, в которых он принимал личное участие. Об этом говорят так называемые «мы-отрывки», которые и открывают нам автора Деяний апостольских.

По обыкновению древних историков, святой Лука вставляет в свое повествование речи апостолов и других лиц. Сюда относятся семь речей апостола Петра (1, 16-22; 2, 14-39; 3, 12-26; 4, 9-12; 10, 34-43; 11,5-17; 15,7-11), шесть речей апостола Павла (13, 15-41; 16, 22-31; 20, 18-35; 22, 1-12; 24, 10-21; 26, 2-23), одна большая речь святого Стефана (7, 2-53) и краткая речь апостола Иакова на Апостольском Соборе (15, 14-21). Кроме того, дееписатель приводит и те высказывания людей внешних Церкви, которые могли быть полезны христианским миссионерам, как, например, слова Гамалиила (5,35-39), проконсула Галлиона (18, 14-15), ефесского секретаря (19,35-40) и ритора Тертилла (24,2-8). Из каких источников почерпнул апостол Лука все эти речи и высказывания? Предположение, что все эти тексты являются плодом его собственного литературного творчества, не выдерживает критики; как и противоположный взгляд, согласно которому все эти речи приведены в Деяниях слово в слово так, как были произнесены. Скорее следует признать, что дееписатель воспользовался где-то своими личными воспоминаниями или письменными заметками, где-то устными рассказами других лиц и на их основе воссоздал упомянутые речи, запечатлев их при этом своим авторским стилем, своим богословием и лексикой. Так, например, не заметно никакой разницы с точки зрения стиля и лексики между речами апостолов Петра или Павла и обрамляющего эти речи повествовательного материала книги Деяний.

В любом случае проблема источников апостола Луки, как в отношении Евангелия так и Деяний апостолов, остается одним из наиболее острых и обсуждаемых вопросов в современной библеистике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.012 с.)