Об авторе Евангелия от Марка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об авторе Евангелия от Марка



Заголовки в древних книгах не были изначально частью текста, но имели обычно более позднее происхождение. Так и заголовок «κατά Μάρκον» («от Марка» или «согласно Марку») не принадлежит самому автору этого Евангелия, датируется II веком и свидетельствует о вере древней Церкви в то, что Евангелие это было написано апостолом Марком. Единодушное Предание Церкви и большинство современных ученых отождествляют этого автора с Иоанном Марком, который упоминается в книге Деяний апостольских и новозаветных посланиях. Некоторые из современных исследователей предпочитают говорить в общем и неопределенно об авторе этого Евангелия как об иудее-эллинисте, который живет за пределами Палестины и пишет для христианских общин, состоящих из греков.

Иоанн, который, по обычаю иудеев той эпохи брать себе второе феческое или римское имя, назывался также Марком, был сыном одной состоятельной христианки по имени Мария. Согласно преданию, эта Мария предоставила свой очевидно достаточно просторный дом в Иерусалиме для собраний христиан. Некоторые древние толкователи полагают, что именно в этом доме Господь совершил Свою последнюю Тайную вечерю с учениками. И что человек, «несущий кувшин воды» (Мк. 14:13), который показал ученикам, посланным Спасителем приготовить вечерю, «горницу большую, устланную, готовую» (Мк. 14:15), был сам евангелист Иоанн Марк. Он же, предполагают, был тем самым юношей, который «завернувшись по нагому телу в покрывало» (Мк. 14:51) следовал за Спасителем в Гефсиманию.

Святой Марк был помощником двух первоверховных апостолов Павла и Петра в распространении Евангелия. Вначале мы встречаем его вместе с Варнавой (чьим племянником был Марк) в первом путешествии апостола Павла. После того как апостол Павел с прочими своими помощниками отправляется с Кипра в Пергию Памфилийскую, Марк разлучается с ним и возвращается в Иерусалим (Деян. 12, 25; 13,13). В начале второго путешествия, после Апостольского Собора, последовало «огорчение» между апостолами Павлом и Варнавой, в результате которого Варнава с Марком отплыли на Кипр, а Павел с Силой отправились в юго-западную часть Малой Азии (Деян. 15, 37 и след.). Позднее святой Марк снова оказывается рядом с апостолом Павлом, когда тот пишет свои послания из уз (Кол. 4, 10; Флм. 24) и в последний раз упоминается в Первом послании Петра 5, 13: «Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой» и во Втором Тимофею 4, 11: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения».

Различные предания о евангелисте Марке мы находим в святоотеческих творениях и в древних латинских рукописях его Евангелия. Так, например, святитель Ипполит Римский называет Марка «κολοβοδάκτυλον» (дословно «имеющий короткие пальцы»)47. Такое его прозвище могло объясняться тем, что у апостола Марка были непропорционально маленькие пальцы, как говорит об этом рукопись Вульгаты, называемая Toletanus. Согласно другой рукописи Вульгаты, прозвище могло произойти от того, что сам Марк отсек себе один палец, когда стал христианином, чтобы уклониться от совершения левитского служения, как имеющий такое увечье. И, наконец, по третьему толкованию, уже аллегорического характера, такое наименование объясняется тем, что Евангелие от Марка лишено предисловия и эпилога. Святитель Епифаний Кипрский48 сообщает, что святой Марк был одним из семидесяти учеников Христовых и был также среди тех, кто соблазнился словами Спасителя в беседе о Хлебе Небесном о вкушении Его Плоти и отошел от Него (Ин. 6:66). И последнее, церковное Предание обычно называет евангелиста Марка основателем Александрийской Церкви.

 

Содержание Евангелия от Марка

 

Сам апостол Марк в первых же строках своего Евангелия называет его «Евангелие Иисуса Христа». И нет уже нужды доказывать, что евангелист пишет не «биографию» Иисуса Христа, но предлагает читателю слово жизни, долгожданное известие, одним словом «Евангелие». Именно поэтому святой Марк начинает сразу с личности Иисуса Христа, и именно с того момента, когда о Нем возвещает святой Иоанн Предтеча, когда Бог Отец свидетельствует о Нем как о «Сыне возлюбленном» и Сам Спаситель проповедует «εΰαγγέλιον τοΰ Θεοΰ»49. Святой Марк становится, таким образом, изобретателем нового жанра мировой литературы, Евангелия, которое, не переставая быть историческим повествованием, выходит далеко за пределы только историчности. Евангелие становится той долгожданной вестью, все содержание которой и само центральное лицо этой истории, Господь Иисус Христос, обращаются к каждому из нас, в каком бы веке мы ни жили.

В Евангелии от Марка, как, впрочем, и в других Евангелиях, мы не найдем полного и систематического описания жизни Спасителя. Евангелие приводит лишь отдельные, наиболее характерные эпизоды Его земного служения и отдельные поучения, как бы выбранные из богатой сокровищницы церковного предания. Все эти разрозненные сведения связаны в Евангелии единой богословской идеей и призваны показать, что в лице Господа Иисуса Христа исполнились обетования Божии о спасении рода человеческого. Все основные моменты евангельского повествования, такие, как: исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств или уверение в том, что Христос пострадал согласно Писаниям, что Он воскрес и снова придет судить мир, и связанный с этим призыв ко всем людям покаяться и уверовать, – все это составляет основу первохристианской проповеди, которую мы можем видеть как в апостольских речах в книге Деяний, так и в Евангелии от Марка.

Исследователи предлагают разные способы разделения Евангелия от Марка. Большинство из них соглашаются с периодизацией, основанной на географических рамках служения Спасителя: проповедь в Галилее, путь в Иудею, последние события перед входом в Иерусалим, Страсти, Воскресение. Мы здесь будем следовать другой схеме разделения содержания. Возьмем за основу деления не внешние географические рамки, а последовательное раскрытие мессианского достоинства Спасителя и той тайны Царства Божия, которую Он проповедует.

I. Начало явления Мессии. Проповедь Иоанна Предтечи, Крещение, искушения (Мк. 1:1-13).

II. Чудеса Мессии и враждебное отношение к Нему представителей ветхозаветной религии (Мк. 1:14-3,6). После первой проповеди Иисуса Христа (1, 14-15) и призвания первых четырех учеников (1, 16- 20) евангелист приводит ряд чудес, которые объединяет одна особенность: все они заканчиваются указанием на враждебное отношение к Спасителю представителей иудейской религии. Святой Марк упоминает следующие чудеса: исцеление бесноватого (1,23-28), исцеление тещи Петра (1,29-31), очищение прокаженного (1,39-45), исцеление Расслабленного (2,1 – 10) и сухорукого (3,1-5). В этом разделе приведены также некоторые поучения, как, например, о посте (2,18-22),, о смысле субботнего покоя (2,23-28). Заканчивается раздел решением фарисеев и иродиан убить Иисуса Христа.

III. Созидание нового народа Божия. Откровение тайны Царства Божия в притчах и чудесах (Мк. 3, 7 – 5, 43). Созидание нового на. рода Божия начинается с избрания двенадцати учеников (3, 13-19), а в предыдущем отрывке речь шла о множестве народа, пришедшего к Спасителю, и об исцелении многих (3, 7-12). На клевету книжников о том, что Христу помогает веельзевул, Спаситель отвечает разными приточными поучениями и словом о хуле на Духа Святого (3, 20-30). Вокруг Господа Иисуса Христа собирается новая семья, куда входят все, кто соблюдает заповеди Божии (3,31 -35). Этой новой семье, которая и есть новый народ Божий, Спаситель открывает тайны Царства Божия в притчах, как, например, в притче о сеятеле (4, 1-20), о свече и о мере (4, 21-25), о невидимо растущем семени (4, 26-29). о зерне горчичном (4, 30-32). Царствие Божие Спаситель являет также посредством чудес, таких, как: укрощение бури (4, 35-41), исцеление бесноватого в Герасах (Γέρασα) или, по другим рукописям, в Гадарах (5, 1-20), воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины (5, 21-43).

IV. Отвержение Мессии Израилем. Обращение проповеди к язычникам. Откровение Царства Божия язычникам (Мк. 6, 1 – 8, 26). После отвержения Спасителя Его соотечественниками в Назарете (6, 1-6) двенадцать учеников посылаются проповедовать в других областях Палестины (6, 7-13). В связи с различными толками в народе об Иисусе (кто Он: Иоанн Предтеча? Илия? один из пророков?) евангелист повествует об усекновении главы святого Иоанна Предтечи, по приказу Ирода Антипы (6, 14-29). После возвращения апостолов из путешествия (6, 30-31) Господь совершает чудо, которое ясно показывает Его мессианское достоинство и в то же время имеет экклесиологический смысл: насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (6, 32-44). Далее Христос совершает чудо хождения по водам, останавливает бурю (6, 45-52) и исцеляет многих больны* (6, 53-56). Затем следует поучение о чистом и нечистом (7,1-23), изгнание демона из дочери одной идолопоклонницы в области города Тира, т.е. там, где жили язычники (7, 24-30), исцеление глухонемого в районе Десятиградия (7,31-37), насыщение четырех тысяч – опять в области, где жили язычники, что явствует из контекста (8, 1-9). Возвратившись на другой берег озера, Иисус Христос отказывается исполнить желание фарисеев показать им какое-нибудь эффектное знамение (8, 10-13) и укоряет Своих учеников за неверие и окаменение их сердец (8, 14-21). Раздел заканчивается исцелением слепого в Вифсаиде (8, 22-26).

V. Откровение ученикам о будущих страданиях Мессии (Мк. 8, 27- 10,52). Этот новый раздел, в котором Спаситель постепенно готовит учеников к Своим страданиям, начинается с исповедания Петра: «Ты Христос» (8, 27-30). В ответ на это исповедание Господь впервые прямо говорит о предстоящих Ему Страстях (8, 31-33), говорит о пути страдания, по которому пойдут и Его истинные ученики (8,34 и след.), о несравненной ценности души (8, 35 и след.) и о пришествии Царствия Божия в силе (9,1). За этим следует рассказ о Преображении (9, 2-13), об исцелении бесноватого отрока (9,14-29), второе предсказание о Страстях (9, 30-32), собрание наставлений Спасителя ученикам (9, 33-50), беседа с фарисеями о разводе (10, 1 – 12), благословение детей (10, 13-16), беседа с одним богатым иудеем о стяжании жизни вечной (10, 17-31), третье предсказание о Страстях (10, 32-34), просьба апостолов Иоанна и Иакова (10, 35-45). И заканчивается раздел исцелением слепого Вартимея в Иерихоне (10,46-52).

VI. Вход в Иерусалим и последние поучения перед Страстями (Мк. 11:1-13,37). После Входа в Иерусалим (И, 1-11) Господь словом иссушает бесплодную смоковницу (11, 12-14), очищает Храм (11,15-19), поучает о силе веры (11, 20-25), о Своей мессианской власти (11, 27-33), произносит притчу о злых виноградарях (12,1-12), дает ответ вопрошавшим о подати кесарю (12, 13-17), беседует с саддукеями о воскресении (12, 18-27), с одним из книжников о наибольшей заповеди (12, 28-34) и с народом о Мессии, как сыне Давидовом (12, 35-37). Далее Христос обличает книжников в лицемерии (12, 38-40), дает наставление о двух лептах вдовицы (12, 41-44) и говорит о последних временах, в преддверии которых призывает постоянно бодрствовать (13, 1-37).

VII. Страсти и Воскресение (Мк. 14, 1 – 16, 8).

Эпилог: Явления воскресшего Христа (Мк. 16:9-20).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.009 с.)