Церковное предание, предшествовавшее написанию Евангелий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковное предание, предшествовавшее написанию Евангелий



 

Время написания первых трех Евангелий исследователи относят примерно к 70 году по Рождестве Христовом. Но и до этого момента Церковь Христова уже существовала, вела свою миссионерскую Деятельность, совершала богослужение воскресшему Господу и наставляла в благочестии своих чад. Свою веру в искупительную смерть Христову и ее спасительные плоды Церковь запечатлела в различных исповеданиях веры, воспела в богослужебных гимнах и изложила в Проповеди всему человечеству. И вот эта проповедь первенствующей Церкви, ее гимны и исповедания веры стали первыми записанными текстами Нового Завета и сохраняются до сих пор на страницах новозаветных книг, кроме Евангелий, прежде всего в книге Деяний апостольских, а также в посланиях святого апостола Павла.

1. Исповедания веры – это наиболее краткие формулы, выражающие веру Церкви во Христа Спасителя. Подобные исповедания, скорее всего, могли быть включены в различные новозаветные тексты, поскольку отличаются краткостью, афористичностью, очень выразительны и глубоки по своему содержанию и, что немаловажно, имеют очень удобную для запоминания форму. Первые исповедания веры, которые сохранились в древнейших книгах Нового Завета, т.е. в посланиях апостола Павла, очень лаконичны и состоят всего из одной фразы, речь в которой идет о Господе Иисусе Христе:

κύριος ιησούς (1Кор. 12:3);

κύριος ιησούς χριστός είς δόξαν θεού πατρός (Флп. 2:11);

πιστεύω τον υιόν του θεού είναι τον Ιησούν χριστόν (Деян. 8:37).

В то же время появляются исповедания веры, состоящие из двух фраз, как, например, в Первом послании коринфянам 8,6: «άλλ’ ήμΐν είς Θεός ό πατήρ… καί εις Κύριος Ίησοΰς Χριστός», а также в Первом Тимофею 2, 5; 6, 13; Втором Тимофею 4,1. Позднее были составлены трехчастные исповедания, которые прославляют Отца, Сына и Святого Духа. Создание подобных исповеданий веры было обусловлено определенными нуждами Церкви. И прежде всего такая нужда возникала во время крещения новых учеников, которые должны были при этом свидетельствовать во всеуслышание свою веру. Были и другие обстоятельства, где также требовалось исповедание веры, как, например, литургическая жизнь Церкви, гонения со стороны властей, полемика с еретиками и закл и нательные молитвы против демонов.

Наиболее важное, судя по его древности и лаконичности, исповедание веры первых христиан в искупительную смерть и воскресение Господа Иисуса Христа приводит апостол Павел в Первом послании коринфянам 15, 3-5:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати».

Апостол Павел совершенно ясно показывает здесь, что он переда-ет своим адресатам именно то, что сам принял от Церкви. Подобные исповедания веры мы находим и в других местах Священного Писания, как, например, Рим. 4, 25; Гал. 1, 4; 1 Тим. 2, 6; 6, 13; Тит. 2,14; 1 Петр. 3, 18 и др.

2. Если в исповеданиях Церковь выражает свою веру очень краткими формулами, то в богослужебных гимнах она уже более пространно славословит Бога за спасение, дарованное нам во Христе. О существовании подобных гимнов упоминает апостол Павел в Послании ефесянам 5,19: «…назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» и в Первом коринфянам 14, 15, 26: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом… Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию». Некоторые отрывки из Павловых посланий и других новозаветных книг, в которых примечается ритм и литургический характер, современные исследователи называют гимнами первенствующей Церкви. Вот некоторые из этих мест:

Флп.2. 6-11:

«…Έν Χριστψ Ίησοϋ,

δς έν μορφή Θεοΰ ύπάρχων

ούχ άρπαγμόν ήγήσατο

τό είναι ϊσα Θεφ,

άλλ’ έαυτόν έκένωσεν

μορφήν δούλου λαβών,

έν όμοιώματι άνθρώπων γενόμενος

καί σχήματι εύρθείς ώς άνθρωπος

έταπείνωσεν έαυτόν

γενόμενος υπήκοος μέχρι θανάτου,

φανάτου δέ σταυρού.

διό καί ό Θεός αύτόν ύπερύψωσεν

καί έχαρίσατο αύτφ τό δνομα

τό ύπέρ παν δνομα,

Τνα έν τώ όνόματι Ίησοΰ παν γόνυ κάμψη

έπουρανίων καί έπιγείων καί καταχθονίων,

Χαί πάσα γλώσσα έξομολογησηται δτι Κύριος Ίησοΰς Χριστός ε[ς δόξαν Θεοΰ πατρός».

«…Во Христе Иисусе Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Кол. 1,15-20:

«Ός έστιν είκών τοΰ Θεοϋ τοΰ άοράτου,

πρωτότοκος πάσης κτίσεως,

δτι έν αύτφ έκτίσθη τά πάντα

έν τοΐς οΰρανοΐς καί έπί τής γης,

τά όρατά καί τά άόρατα,

εΓτε θρόνοι εΓτε κυριότητες

είτε άρχαΐ είτε έξουσίαι:

τά πάντα δι’ αύτοϋ καί είς αύτόν

έκτισται…»

 

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано…»

 

Еф. 1,3-14:

«Εύλογητός ό Θεός καί πατήρ τοΰ Κυρίου ήμών Ίησοΰ Χριστού ό εύλογήσας ή μάς έν πάση εύλογίςι πνευματική

έν τοΐς έπουρανίοις έν Χριστφ…»

 

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесах во Христе…»

 

1 Тим, 3,16:

«Ός έφανερώθη έν σαρκί έδικαιιί>θη έν πνεύματι, ώφθη άγγέλοις, έκηρύχθη έν δθνεσιν, έπιστεύθη έν κόσμω άνελήφθη έν δόξχι».

«Он, Кто явлен был во плоти, оправдан был в Духе, виден был ангелами, проповедан был в народах, принят был верою в мире, вознесён был во славе».

Подобные гимны есть и в Послании ефесянам 5, 14, в Первом Петра 2, 21-24 и других посланиях, в изобилии они встречаются в книге Апокалипсис. Одним из гимнов Предвечному и Воплощенному Слову считается также пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1:1-18). Конечно, невозможно во всех этих случаях утверждать, что апостолы Павел, Петр или Иоанн цитируют древние церковные гимны в их первоначальной форме. Не исключено, что часть этих отрывков вышла из-под пера самих новозаветных авторов либо является творческой переработкой или же вариацией на тему древних церковных песнопений. В любом случае сущность дела не изменяется, потому что один и тот же Дух Святой вдохновляет как писателей новозаветных книг, так и гимнографов первенствующей Церкви. Из богатой церковной сокровищницы черпают священные писатели не только гимны и исповедания веры, но и все содержание своих книг. Прежде чем богословствовать и прежде чем проповедовать миру об искупительной силе Креста Христова, Церковь уже жила Христом и во Христе и воспевала Его в своих гимнах. Потому что духовная и литургическая жизнь предшествуют богословию, и если кто не живет этой жизнью, тот не может и богословствовать.

3. Крест Христов и излившаяся от него спасительная благодать обращены не только к сердцу христианина, в благодарности источающему гимны и молитвы и являющему таким образом всему миру любовь Божию. Эти истины составили ядро миссионерской проповеди к людям вне Церкви, к иудеям и язычникам, которые призваны приобщиться к этим благам спасения. Образцы первохристианской проповеди содержатся в речах служителей Слова в книге Деяний апостольских (Деян. 2, 14-39; 3, 12-26; 4, 8-12; 5, 29-32; 10, 34-43; 13, 16-41; 14, 15-17; 17, 22-31). Краткий обзор апостольской проповеди к язычникам мы находим также в посланиях апостола Павла (Рим. 1, 4; 10, 8-9; 1 Кор. 15, 1 и след.; Гал. 1, 3-4; 1 Фес. 1, 9-10). В проповеди первых христианских миссионеров акцент делается главным образом на следующих вопросах: 1)в лице Господа Иисуса Христа, происходящего из рода Давидова, исполнились ветхозаветные пророчества; 2) Христос был распят за наши грехи; 3) был погребен; 4) воскрес в третий день; 5) вознесся одесную Бога Отца; 6) вновь придет как Судия; 7) увещание к покаянию.

Помимо исполнения во Христе обетований Ветхого Завета в речах книги Деяний выделяются следующие три момента: 1. Вина за распятие Праведника Иисуса возлагается на иудеев, настоявших на этом, вопреки желанию Пилата отпустить Его (см. Деян. 2, 22-23: «Иисуса Назорея… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили»; 2, 36: «Иисуса, Которого вы распяли»; 3, 13-15: «Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы… Начальника жизни убили»; также Деян. 4, 10; 5, 30; 7, 52; 10, 40;

13, 29 и след.). 2. Объяснение такого поступка иудеев: они совершили это по неведению, которое, впрочем, было свойственно и язычникам (Деян. 3, 17: «Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению»; ср. 17, 30). Отсюда следует 3. при-зыв к покаянию (Деян. 2, 38; 3, 19; 17, 30; 26, 20). Излишне говорить, что проповедь о Христе распятом, слово крестное, неразрывно связано с проповедью о Воскресении Христовом, которое является началом и залогом воскресения всех людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.009 с.)