Личность и общество как проблема философии. Свобода и ответственность человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и общество как проблема философии. Свобода и ответственность человека.



Проблема Л. в философии — это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причѐм не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он ―сделать‖ себя самого, создать свою собственную жизнь» Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности». В античной философии: Л. выступала преимущественно как отноше- ние, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индиви- дуальная субстанция» рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. Декарт: дуалистическое понимание Л., на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие «Л.» практически сливается с понятием «Я». Дж. Локк: «...личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя, как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах...»; тождество личности Локк усматривает в еѐ сознании. По И. Канту, человек становится Л. благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своѐ Я нравственному закону; если психологическая Л. — лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная Л. — это свобода разумного существа, подчиняющегося «...только тем законам, которые оно для себя устанавливает». В ходе развития философского мышления Л. и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение Л – продукта социальной или биологической среды, а с другой — волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. Отрицая общественную природу личности, экзистенциализм и персона- лизм разграничивают и противопоставляют понятия индивидуальности — как части природного и социального целого и личности — как неповторимого духовного самоопределения («экзистенции Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения.

Постановка и решение проблемы свободы в Экзистенциализме определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим». Человек же постигает своѐ сущее в течение всей жизни и несѐт ответственность за каждое совершѐнное им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. НО свободу они мыслят как свободу вне общества. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. ―Человек осужден быть свободным‖ свобода есть мучительная необходимость, тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Кант. В основе человеч-ой свободы лежит способность чел-ка самому определять свои поступки и делать собств.выбор, а не ориентироваться на общ-ую мораль, законы. Свобода – способность устанавли- вать законы самому себе и нести за них ответ-ть. Нравственное чувство по Канту – это не просто склонность к добру, порыв милосердия, нравств-ое чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им, а долг – нечто безусловное. Кант различает мотивы поступков: максимы – субъективный принцип воления, значимый для одного чел-ка; императивы – объективный принцип воления, значимый для всех. Нравственная цель чел-ка двояка: собственное совершенствование и чужое счастье. Формулировка морального закона: Поступай всегда так, чтобы максима (т.е. принцип) твоей воли могла быть одновременно и нормой общего законодат-ва. –(общее благо).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.004 с.)