И. Кант - основоположник немецкой классической философии. Основные положения философии И. Канта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Кант - основоположник немецкой классической философии. Основные положения философии И. Канта.



Основоположником немецкой классической философии является один из величайших умов человечества – Иммануил Кант (1724–1804).

Все его творчество Канта условно делится на два периода: докритический (1746-1760 гг) и критический, который начинается с 1770 г., когда впервые в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии.

В докритический период основное внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором излагает космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц, которые двигаются друг к другу и отталкиваются, отклоняясь при этом от первоначального направления, таким образом получаются круговые движения, т.е. частицы движутся «в одном направлении и по параллельным кругам, совершая свободные круговые движения вокруг центрального тела». Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы.

Критическая философия Канта – альтернатива старой догматической философии. Разница между ними состоит в том, что догматическая философия формулирует истину о мире, практическая – оценивает границы и степень истинности человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области человеческого ума сферой чистого разума и сферой практического разума.

Исследованию человеческого разума посвящены два его самых знаменитых труда: «Критика чистого разума»(1781) и «Критика практического разума (1788). Под «чистым» разумом Кант понимает разум теоретический, направленный на познание, на получение новых знаний. Под «практическим» Кант понимает разум направленный на действия, т. е. разум, который руководит поступками человека, его поведением. Предметом философии у Канта становится специфика познающего субъекта. Кант подверг исследованию именно нашу способность познания, он измерил всю глубину этой способности и установил ее границы. До Канта господствовало мнение, что познание есть результат воздействия объекта на сознание субъекта, который лишь пассивно отражает то, что есть в объекте. Кант же в основу теории познания кладет другую формулу: «мы можем познать только то, что сами создали». Центральное место в нем занимают априорные (доопытные) формы познания.

Кант выделяет два их типа:

а) априорные формы чувственности

б) априорные формы рассудка.

В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить следующим образом. Нечто неизвестное, то, что мы хотим познать (в терминологии Канта «вещь – в себе», ноумен), воздействуя на органы чувств, порождает у человека многообразие ощущений. Эти ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм чувственности. Ими являются пространство и время. Согласно Канту, простанство и время субьективны. Это наши способы восприятия мира. Пространство систематизирует внешние ощущения, позволяет воспринимать мир в измерении (геометрия), время систематизирует внутренние ощущения, фиксирует мир как длительность (алгебра).

Чтобы разобраться в ощущениях необходимо участие другой познавательной способности – рассудка или мышления. Кант считает, что переход от чувственных данных к их объяснению происходит с помощью априорных форм рассудка, ими являются категории, т. е. наиболее общие понятия (причина, качество, количество, сущность, движение и т. д.). Через них мы можем видеть только явления мира (феномены) – и никогда не можем воспринимать действительный ноумен, подлинную реальность, которая дает жизнь этому явлению.

Таким образом, рассудок сам конструирует предмет познания, сообразно своим априорным формам. Вывод Канта: человек познает не вещи сами по себе, а то, как они являются нашему сознанию. Мы можем познать только то, что сами создали.

Кант говорит, что чувственное и рациональное – «два ствола человеческого познания, которые вырастают быть может из одного общего, но неизвестного нам корня». «Ощущения без понятий слепы, понятия без ощущений пусты».

Кант считает, что формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. А что за пределами опыта? За пределами опыта находится умопостигаемый, внеопытный мир. Чтобы понять его, нужна третья познавательная способность – разум. Это высшая способность, которая руководит рассудком и оперирует идеями. Идеи не имеют самостоятельного бытия (как у Платона), это представление о цели познания, стремление к абсолютному знанию. Например, это идеи Бога, бессмертия, души, свободы. Применяя свои категории к внеопытному, рассудок впадает в иллюзию, полагая, что и здесь применение категорий уместно. Эта иллюзия, по мнению Канта, характерна для всей предшествующей философии.

Кант доказывает, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, но идеи имеют практическую ценность, так как в них человек черпает поддержку, когда поступает нравственно, морально. Таким образом, неподвластный теоретическому разуму, ноуменальный мир открывается практическому разуму, функция которого - руководить поступками человека, устанавливать принципы нравственного поведения. Отсюда Кант делает вывод об ограниченности человеческого знания.

Исследованию проблем нравственности посвящена книга Канта «Критика практического разума». Суть того нового, что Кант сделал в этике – это идея автономности нравственности. Автономность – это значит принципиальная самостоятельность и самоценность нравственных принципов. По мнению Канта, нравственные принципы и понятия не выводятся из опыта – они априорны, т. е. заложены в сознании человека до всякого опыта. «Чтобы быть честными и добрыми, – писал Кант, – мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

Нравственный поступок, по Канту, есть результат не теоретических размышлений, а некоего внутреннего повеления (императива), не связанного с достижением какой-то выгоды. Кант формулирует обязательное внутреннее повеление («категорический императив»), которому необходимо следовать, чтобы быть нравственным человеком. Если просто выразить смысл знаменитого кантовского категорического императива, то он будет звучать так: каждый человек должен поступать так, чтобы правило («максима») его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Кант считает, что наиболее прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического императива – долг. Высшим проявлением нравственной силы человека, по мнению Канта, является ситуация, когда человек выполняет свой долг несмотря на то, что нет надежды на успех.

С понятием долга у Канта тесно связано понятие свободы. То, что человек способен поступать нравственно, т. е. без внешнего принуждения исполнять свой долг, указывает, что человек может быть свободным, так как человек свободен тогда, когда «определяет себя сам». Кант подчеркивает, что «свобода – это не то, когда я делаю, что хочу, это когда я могу делать то, что должен».

Человек не всегда поступает нравственно, не всегда следует своему долгу. Способностью для самоконтроля человека является совесть. «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». «Нравственный закон во мне» – это прежде всего «голос» совести.

Таким образом, этика Канта предстает перед нами как очень строгая и бескомпромиссная этика. Она призывает: стань свободным (т. е. «определяй себя сам»), проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Только вступив на этот путь, ты станешь личностью.

Основные понятия кантовской философии (его теории познания, этики и эстетики) выразили тренсцендентальный, т.е. сверхиндивидуальный, характер всех человеческих свойств и отношений. Представления пространства, времени, категории рассудка, идеи разума, нормы и императивы морали, все, что отличает человека от животных,- приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.008 с.)