Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциализм. Основные направления философии экзистенциализма

Поиск

Экзистенциализм (Германия после 1 Мировой войны, остальные страны после 2 Мировой) в 20в. стал мощным откликом на Первую мир.войну, породившую катастрофу в европейском сознании. Война показала, хрупкость, неустойчивость, конечность человека.

э кзистенциализм: Хайдеггер, Ясперс, Сартр (в центре проблема человеческого существования, существование ч-ка в точке перехода изнутри вовне; личность всегда тайна, не поддаётся познанию; фил-я должна повернуться к человеку, его проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку осознать свое «Я»; Подлинное сущ-ние – выход из состояния подавленности общ-ом, сознательный выбор, нахождения себя. Подлинное существование и есть экзистенция. В восхождении к подлин сущ-нию человек проходит 3 стадии: эстетич (жизнь чел-ка опр-ся внеш миром, чел-ек стрем-ся к удовольствию); этич (чел-ек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя; религиозную (к глубоко осознает свое призвание, внеш мир не имеет для него особого значения,). понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

Ветви Экз-ма: Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Бердяев, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Однако определение "атеистический" по отношению к экзистенциализму несколько условно, так как признание того, что Бог умер, сопровождается у его сторонников утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога.

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия - "забота".

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире" (модус прошлого),

2. "забегание вперед" (модус будущего),

3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).

Два способа существования человека:

1. Подлинный - перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти".

2. Неподлинный - перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной.

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором вопросы преобладают над ответами.

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования, осознание Бога.

Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом. Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Не возлагая надежд ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм обращается не к силе, а к слабости - к самому человеку в его конечности. Заставить ч-ка заглянуть в себя - вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

Согласно атеистическому варианту Э, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому описание структуры экзистенции, предпринятое Хайдеггером, есть описание ряда модусов (свойств) человеческого существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и другие, определяются через смерть, они суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д.

Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим». Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.007 с.)