Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема человека в философии экзистенциализма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экзистенциализм, 20 век (от латинского existentia — существование). Это иррационалистическая философия, основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Родина экзистенциализма Германия и Франция. Творцы экзистенциализма видят в качестве сферы философского интереса такие проблемы, которые вытекают из самого факта существования человека: конечность существования, его движение к небытию, прекращение существования, или смерть, переживание разных видов существования и постоянный страх перед смертью. С точки зрения экзистенциалистов предметом философии выступает бытие. Доступ к бытию пролегает через наше существование как вид бытия, оно не постигается с помощью рационального познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему чувству при этом переживании. Философию экзистенциализма интересует в первую очередь переживание человеческого существования. Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто. Хайдеггер полагал, что страх, атакже забота, тревога являются априорными формами человеческой личности, составляющими субъективное бытие человека, названное им «бытием-в-мире». Человек, лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями. Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». Человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения (болезнь, страдание, смерть, неискупимая вина и т. д.). В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности. В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души». Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога. Иную трактовку бытия дает Сартр. Для него бытие распадается на две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей - неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеч. реальность. Мир «бытия-в-себе» хаотичен, «массовиден», «непроницаем» для самого себя, для всякого сознания. Он обладает лишь бытием факта своего существования, самотождественен, непротиворечив, выступает как некая противостоящая человеческому сознанию реальность. Мир «бытия-для-себя», наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе». Его сущность — это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Основу же этого отрицания составляет «ничто», коренящееся в сознании и представляющее собой единственно возможный способ его существования. Раскрывать природу «ничто» и есть задача истинной философии. Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы. По Сартру, человек свободен лишь постольку, поскольку он не детерминирован миром «вещей-в-себе». Свобода, в силу последнего, не есть проявление непредсказуемости и желаний человека. Она состоит в поисках самого себя, точнее, в выборе самого себя — в выборе собственного предметного мира, рассматриваемом как «открытие». Итак, с точки зрения Сартра, единственное подлинно философское определение свободы — это то, что она есть автономия выбора. В то же время свобода неотрывна от ответственности. Будучи свободным, человек ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия. Несколько по-иному определяет подлинное существование писатель и философ Альбер Камю. В книге «Бунтарь» (1952), он отстаивает мысль о том, что подлинное существование предполагает бунтарскую позицию человека, отрицание приспособленчества, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует, преклонение лишь перед справедливостью. Свобода проявляется в 2х ракурсах: 1. Негативная свобода («свобода от»), свобода бунта, направленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, соглашаться с общественным мнением. 2. Позитивная свобода («свобода для»), человек выбирает себя, мир, в котором существует, при этом он несет ответственность за сделанный выбор. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Религиозная философия: - католическая философия – неотомизм, обновленное учение Фомы Аквинского (Ж.Маритен, Э. Жильсон). Акцент на социальную проблематику. Исходный принцип – гармония веры и разума. Формы познания: наука, философия, теология - протестантская философия (основной источник веры – Священное Писание, основа спасения – личная вера в Бога без посредничества священников) - либеральная теология (принципы: автономия индивида, свобода разума, предприимчивость, инициатива). Представители: П.Тиллих, К.Барт, Д. Бонхеффер. Православная философия восходит к идеям Византии: Особенность: акцент на духовно-нравственные аспекты бытия (обожение, святость, смирение, соборность, всечеловечность), формирование мировоззрения на принципах православия: «метафизика всеединства» (В. Соловьев), «новое религиозное сознание» (Д. Мережковский др.), «русская религиозная философия» (С.Франк, Лев Шестов, П.Флоренский, И. Ильин, Н. Лосский, Л. Корсавин и др. Философия постмодернизма. Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ролан Барт, Ричард Рорти и др. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать " тотальный критицизм ", или " контрфилософский дискурс ". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как "открытия уже открытого", как бесконечного цитирования, компиляций, игры с давно созданным. Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, "проговоренное" всех смыслов, идей и ценностей. При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности "сумме текстов", вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода "деконструкции", предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; "цитирование" как игра с "уже бывшим". Исходная установ ка: формируется новый образ реальности, которая может быть осознанна посредством новых понятий и терминов: деконструкция, симулякр, мозаичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, эстетизация безобразного. Представители и произведения: Жак Бодрийар (1929-2007): «Система вещей»(1968), «Общество потребления» (1970), «Симулякры и симуляция» (1980) – библия современного американского авангардизма (искусство как объект потребления: поп-арт.), «Соблазн» (2000); Жак Деррида: «Похоронный звон» (1974), «Почтовая открытка» (1980), «О граммотологии» (2000); Жиль Делез: «Различие и повторение», «Критика и клиника», «Переговоры»; В современном мире формируется новый образ реальности, обусловленный научно – техническими достижениями и масс-медийными технологиями. Складываются горизонтальные, сетевые сообщества в социуме и суверенно – личностные воззрения. В этих условиях формируется новое понимание задач философии и новые стратегии философского мышления. Отказ от старого философского мышления в традиционных категориальных оппозициях (целое - часть, внутреннее - внешнее и т.д.) Основные идеи (понятия): «деконструкция» (Деррида) – основной метод философствования (разборка-сборка текста, его анализ в поисках смыслов: мир – бесконечный текст); «симулякр», «симуляция» (Бодрийяр) – подобие, видимость. Нет оригинала, мир – символическая, знаковая реальность «потребление» как феномен. Вещи как символические знаки провоцируют желание потребителя. Тело – «самый прекрасный объект потребления», «мода на тело», «сексуальное расколдовывание тела», «нарциссизм – любовь к своему телу», «тело как ценность на рынке знаков», «одежда, мода как средство самоопределения «Я»» «новая эстетика» – учение о функциональности предметов (дизайн), «идет всеобщая эстетизация повседневности», «соблазн как провокация»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.86.253 (0.011 с.) |