Феномен Русской философии. Русская философия XIX – XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен Русской философии. Русская философия XIX – XX вв.



Развитие философии в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская философия достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопостовляемое индивудуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской философии обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея камизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Федоров развивал философию доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Федоров первым обосновывает неизбежность космической экспансии человека. Все это должно базироваться на этическом отношении к космосу. Нравственность должна распространяться не только на всю природу, в том числе и на неорганическую. Федоров сначала работал учителем в гимназии, затем – библиотекарем. Особенность русской философии – интуитивизм (Флоренский, Лопатин). В русской философии была выдвинута идея транссубъективности чувственных данных

Философия Вл. Соловьева (1853—1900) впитала в себя основ­ные тенденции русской религиозной философии XIX века и за­кономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофиль­ской традиции противостояния западному «рационализму» он на­чинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свобод­ной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какого-либо национализма и объ­единяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную теургию», созидающую ко­нечную стадию истории — «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» «оправдание добра», вытекающее из понимания «сущего» как блага.

 

Особенности развития философской мысли Беларуси.

Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказыва­ли общекультурные явления в Европе, такие как. В общ-ном мировоззре­нии начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результа­том борьбы католической церкви против реформаторс­ких идей явилась Брестская уния (1595), которая узако­нила и усилила католическую реакцию.

Видный представитель эпохи вольнодумства — Фран­циск Скорина (ок.1490-1541). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Воз­рождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и рас­пространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представите­ли духовенства имели право на чтение текстов священ­ной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Биб­лии, было прямым вызовом церковным порядкам. Фи­лософ проповедовал идеи веротерпимости, защищал прин­ципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, кото­рая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что свои взгляды он распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию на­циональной культуры.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его ин­терпретация библейских текстов содержит первые при­меты атеистического мировоззрения.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634— 1689) в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский был наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.

Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усили­лась свободолюбивая тенденция в развитии обществен­но-политической мысли, получили распространение идеи С.Щадурского, К.Нарбута, Б.Добшевича и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мыс­ли и действий. К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры.

 

Марксистская философия.

Марксистская философия возникла в 40-х годах 19в. Основатели К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895), создали целостную систему философских и экономических взглядов.

Теоретич. предпосылки: 1. немецкая класс. философия: идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. 2. Англ. политическая экономика – трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо. 3. идеи социалистов-утопистов, критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости, возможность перехода от капитализма к такому обществу, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд. Естественнонауч. предпосылки: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии Майера, открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.

Первый совместный труд Маркса и Энгельса «Святое семейство»(1845г.), «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. Основной труд Маркса — «Капитал». Энгельса работы: «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), Энгельс принял участие в создании «Капитала», завершил после смерти Маркса.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание хотя и вторично по отношению к общественному бытию, однако обладает относительной самостоятельностью и активностью, имеет внутреннюю логику развития. В. общественном сознании присутствует преемственность, на новые идеи оказывает влияние старый мыслительный материал. Активность общественного сознания проявляется в том, что оно может оказывать обратное воздействие на породившее его бытие. Маркс писал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производства материальных благ. Способ производства представляет из себя единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Социальная структура общества определяется отношениями собственности. Маркс сделал вывод, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят и свою социальность: общественные отношения, группы, институты. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.

Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ. Смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинн., рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, подчиняется закону соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит.сил. Возникающие на определенной стадии развития противоречия между ними перерастают в конфликт. Тогда наступает эпоха социальных революций, ведущих к смене способа производства материальных благ.

Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений. В диктатуре пролетариата видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, орудие построения нового общества.

Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются социальные общности, классы, их организации, индивиды, личности. Поэтому способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса от уровня сознательности, организованности субъектов политики.

В марксизме представлена оригинальная концепция человека. Человек не просто живет, чувствует, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться. Сущность человека создается самим человеком в ходе всемирной истории, ибо эта сущность — совокупность общественных отношений.

Среди самых значительных достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. С точки зрения марксизма, практика есть «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.». Словом, практика во всех своих проявлениях, включая производственную деятельность и преобразование людьми самих себя, была осмыслена в качестве базовой, исходной основы духовного мира, культуры; любая деятельность, даже духовная, не может быть осуществлена безотносительно к практике.

Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально новой исторической формы диалектики— материалистической диалектики: идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксисты стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистич. диалектике, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом, т. е. неотъемлемым, всеобщим свойством материального мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.008 с.)