Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии. Мировоззрение - общее понимание чел-м окруж. мира и своего места в нем, его отношение к окр. дейст-сти и самому себе. Как сложное дух-ое явление оно вкл. в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы М. в своей совокупности определяют дух-ый облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц-ых групп, классов, наций, об-ва в целом. М. - исх-ый пункт и активный дух-ый фактор освоения и изменения чел-ом окр. мира. М. сущ-ет на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном - на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Ист-ки первый тип - мифологическое М. - формируется на ранних стадиях развития об-ва и пред-ет собой первую попытку чел-а объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окр. мире. Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание)-фант-ое отражение дейст-сти в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел-а мифические существа - боги, духи, герои - наделены чел-ими чертами, они совершают чел-ие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением дейс-сти, рел-ное М. отличается от мифологии верой в сущ-ие сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного М.. Качественно новым типом является философское М.. От миф-гии и рел-ии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, об-ве, ч-ке становятся предметом теор-ого рассмотрения и логического анализа. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое М., являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное М. служит ориентиром в повседневной деят-сти. Генезис философского мировоззрения и его особенности. Возникновение фил.относится к середине I тыс. до н. э.когда в Др.мире – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику (вопросы о смысле жизни, поиск идеалов общественного устройства и т.д.). Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века», сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства.Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.
Философия Платона. Ядром философского учения Платона является учение об идеях, т.е. сущ-ет мир идей и вещей. Ч-к по Платону – единство души и тела. Первый кто акцентирует внимание на душе. Познание души- процесс воспоминания о своем пребывании в мире идей. В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человекаДелит души людей на 3 категории: р азумна я(фил-фы, мудрецы, просветители) Разумно е начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность, яростная (войны) Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей., вожделеющая,Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. Создал учение об идеальном гос-ве. Цель-реализация идеи блага и справедливости. Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик» К неправильным формам он относит олигархию, тиранию, демократию. Управлять идеальным гос-ом должны фол-фы, обладающие выдающимся умом. Заниматься фил=ей может лишь тот кто достиг наивысшего расцвета Интел. и физ. сил (33 года). Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление). Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона. КНИГИ: 1-я книга «Государства», II—X книги «Государства» (учение об идеях), «Законы» (50-е гг.) и др. Философия Аристотеля. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать фил-кое знание от конкретно-научного. Он выделяет первую ф. как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую ф., предметом которой является природа. Критически оценивая предшествовавшие фил-ие взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает сущ-ие предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Душа ч-ка, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела... Ведь душа есть причина как источник движения, как цель, как сущность одушевленных тел». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами. полагая, что все живое обладает душой, Ар-ль выделял три вида души. Первая из них -растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осущ-ть обмен в-тв. Вторая - чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает». Теория познания Ар-ля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. Опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Над наукой надстраивается ф. Значит. место в ф. Ар-ля занимает ч-к и проблемы общ-ой жизни. Широкую известность получили его взгляды на ч-ка, как на полит-кое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Ар-ль выделял 6 форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Значительное место в ф. Ар-я занимают этические проблемы. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. «Метафизика»-главная работа.(занимается изучением предельных оснований бытия и познания мира). «М.» делится на 3 части: 1.теоритическая ф.(теории познания), 2.практич. ф. (этика, ф. морали и чел-го поведения и полит. ф.), 3.изобразительная ф. (эстетика, риторика). Ввел в ф. логику(наука о доказательствах и обоснованиях). Марксистская философия. Марксистская философия возникла в 40-х годах 19в. Основатели К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895), создали целостную систему философских и экономических взглядов. Теоретич. предпосылки: 1. немецкая класс. философия: идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. 2. Англ. политическая экономика – трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо. 3. идеи социалистов-утопистов, критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости, возможность перехода от капитализма к такому обществу, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд. Естественнонауч. предпосылки: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии Майера, открытие Шванном и Шлейденом органической клетки. Первый совместный труд Маркса и Энгельса «Святое семейство»(1845г.), «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. Основной труд Маркса — «Капитал». Энгельса работы: «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), Энгельс принял участие в создании «Капитала», завершил после смерти Маркса. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание хотя и вторично по отношению к общественному бытию, однако обладает относительной самостоятельностью и активностью, имеет внутреннюю логику развития. В. общественном сознании присутствует преемственность, на новые идеи оказывает влияние старый мыслительный материал. Активность общественного сознания проявляется в том, что оно может оказывать обратное воздействие на породившее его бытие. Маркс писал, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производства материальных благ. Способ производства представляет из себя единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Социальная структура общества определяется отношениями собственности. Маркс сделал вывод, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят и свою социальность: общественные отношения, группы, институты. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность. Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ. Смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинн., рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, подчиняется закону соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит.сил. Возникающие на определенной стадии развития противоречия между ними перерастают в конфликт. Тогда наступает эпоха социальных революций, ведущих к смене способа производства материальных благ. Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории. Классовый подход к анализу социальных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений. В диктатуре пролетариата видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, орудие построения нового общества. Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются социальные общности, классы, их организации, индивиды, личности. Поэтому способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса от уровня сознательности, организованности субъектов политики. В марксизме представлена оригинальная концепция человека. Человек не просто живет, чувствует, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться. Сущность человека создается самим человеком в ходе всемирной истории, ибо эта сущность — совокупность общественных отношений. Среди самых значительных достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. С точки зрения марксизма, практика есть «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.». Словом, практика во всех своих проявлениях, включая производственную деятельность и преобразование людьми самих себя, была осмыслена в качестве базовой, исходной основы духовного мира, культуры; любая деятельность, даже духовная, не может быть осуществлена безотносительно к практике. Разработка марксистского учения связана с созданием принципиально новой исторической формы диалектики— материалистической диалектики: идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксисты стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистич. диалектике, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом, т. е. неотъемлемым, всеобщим свойством материального мира. Философия постмодернизма. Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ролан Барт, Ричард Рорти и др. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать " тотальный критицизм ", или " контрфилософский дискурс ". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как "открытия уже открытого", как бесконечного цитирования, компиляций, игры с давно созданным. Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, "проговоренное" всех смыслов, идей и ценностей. При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности "сумме текстов", вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода "деконструкции", предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; "цитирование" как игра с "уже бывшим". Исходная установ ка: формируется новый образ реальности, которая может быть осознанна посредством новых понятий и терминов: деконструкция, симулякр, мозаичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, эстетизация безобразного. Представители и произведения: Жак Бодрийар (1929-2007): «Система вещей»(1968), «Общество потребления» (1970), «Симулякры и симуляция» (1980) – библия современного американского авангардизма (искусство как объект потребления: поп-арт.), «Соблазн» (2000); Жак Деррида: «Похоронный звон» (1974), «Почтовая открытка» (1980), «О граммотологии» (2000); Жиль Делез: «Различие и повторение», «Критика и клиника», «Переговоры»; В современном мире формируется новый образ реальности, обусловленный научно – техническими достижениями и масс-медийными технологиями. Складываются горизонтальные, сетевые сообщества в социуме и суверенно – личностные воззрения. В этих условиях формируется новое понимание задач философии и новые стратегии философского мышления. Отказ от старого философского мышления в традиционных категориальных оппозициях (целое - часть, внутреннее - внешнее и т.д.) Основные идеи (понятия): «деконструкция» (Деррида) – основной метод философствования (разборка-сборка текста, его анализ в поисках смыслов: мир – бесконечный текст); «симулякр», «симуляция» (Бодрийяр) – подобие, видимость. Нет оригинала, мир – символическая, знаковая реальность «потребление» как феномен. Вещи как символические знаки провоцируют желание потребителя. Тело – «самый прекрасный объект потребления», «мода на тело», «сексуальное расколдовывание тела», «нарциссизм – любовь к своему телу», «тело как ценность на рынке знаков», «одежда, мода как средство самоопределения «Я»» «новая эстетика» – учение о функциональности предметов (дизайн), «идет всеобщая эстетизация повседневности», «соблазн как провокация» Факт и теория. В обычном смысле слово "факт" (от лат. factum - сделанное, свершившееся) является синонимом слова "истина", "событие", "результат". Как категория методологии науки факт - это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Большую роль в выработке и накоплении фактов, особенно в естествознании, играли наблюдения и эксперименты. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций, важнейшие из которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Предсказательная мощь теории зависит в основном от двух взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, от глубины и полноты отображения сущности изучаемых предметов. Во-вторых, теоретическое предсказание находится в обратной зависимости от сложности и нестабильности исследуемого процесса, и чем сложнее и неустойчивее этот процесс, тем рискованнее прогноз. Проблема. Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Это бывает весьма часто, когда человеческое познание вторгается в неизвестное и когда исследователь продолжает «вопрошать природу» на языке старой теории. Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего оно приводит к постановке новых проблем в науке.Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником недостаточности может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки и др. Гипотеза. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы. Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство. Итак, теория, факт, проблема, гипотеза – важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания. Если теория и факт применяются прежде всего для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления. Между различными формами не существует жестких границ, для них характерны диалектические связи, взаимопереходы и взаимопроникновения. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии. Мировоззрение - общее понимание чел-м окруж. мира и своего места в нем, его отношение к окр. дейст-сти и самому себе. Как сложное дух-ое явление оно вкл. в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы М. в своей совокупности определяют дух-ый облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц-ых групп, классов, наций, об-ва в целом. М. - исх-ый пункт и активный дух-ый фактор освоения и изменения чел-ом окр. мира. М. сущ-ет на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном - на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Ист-ки первый тип - мифологическое М. - формируется на ранних стадиях развития об-ва и пред-ет собой первую попытку чел-а объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окр. мире. Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание)-фант-ое отражение дейст-сти в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел-а мифические существа - боги, духи, герои - наделены чел-ими чертами, они совершают чел-ие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением дейс-сти, рел-ное М. отличается от мифологии верой в сущ-ие сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного М.. Качественно новым типом является философское М.. От миф-гии и рел-ии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, об-ве, ч-ке становятся предметом теор-ого рассмотрения и логического анализа. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое М., являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное М. служит ориентиром в повседневной деят-сти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.) |