Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие техники и технологии. Социальные последствия научно- технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Поиск

Под «техникой» (греч. Techne – искусство, мастерство) понимается система созданных средств и орудий производства, а так же приемы и операции, умения и искусство осуществления трудового процесса.

Современная проблематика философии техники оформляется в 60-70-е годы ХХ века и включает в себя сложный спектр мировоззренческих вопросов:

1. Что такое техника как феномен культуры;

2. Какова ее роль и функции в цивилизационном развитии;

3. Каковы ее формы и границы воздействия на человеческое бытие.

Предмет философии техники – техника в ее целостности и развитии, роль человека в ее эволюции и функционировании, сущность технической деятельности, соотношение техники и культуры, науки, политики и другими формами деятельности людей, обратное воздействие технического прогресса на общество и т.п.

Техника – понятие, которым в истории культуры обозначается:

1) определенный комплекс артефактов (инструментов, орудий, машин; совокупность технических устройств, - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем); искусственная среда как воплощенное стремление человека к власти над природой;

2) как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их

3) изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

4) как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Цель и функции техники – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний

Отношение к технике и техническому прогрессу в человеческой истории и культуре было различным.

Сторонники технологического детерминизма исходят из решающей роли техники в развитии социально-экономических и социокультурных структур.

Возникнув в 20-х гг. ХХ века в связи с бурным развитием науки и техники, уверенность в способности науки и техники решить все социальные проблемы, нашла свое отражение:

в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллегенции (Веблен),

в концепциях индустриального и постиндустриального общества(Арон, Гэлбрэйт; Белл, Фурастье);

теории «третьей волны» (Тоффлер).

Слово «технократия» (от греч. техника и власть) обозначает направление в общественной мысли, согласно которой общество (в его же интересах) должно регулироваться путем установления политической власти технических специалистов (технократов – инженеров, организаторов производства, экспертов) на базе науки.

Идея технократии как власти инженеров была развита в 20-е годы ХХ века Вебленом в его работе «Инженеры и системы цен».

В основе концепции, которая разработана американским социологом Д. Беллом, лежит разделение развития общества на 3 этапа:

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, церковь и армия. Для этого общества характерна крайне низкая социальная мобильность, так как система общественных связей основана на личной зависимости человека от человека и на традиции.

Основные положения индустриального общества:

1) переход от традиционных аграрных обществ к индустриальным, основанным на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине труда, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

2) переход к индустриальному обществу – это движение в истории, связанное с разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав (свобода выбора, совести, печати и др.) и демократизацией общественно-политической жизни. В индустриальном обществе жесткие сословные перегородки исчезают благодаря росту социальной мобильности.

В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют 4 сферы:

Техносфера

Социосфера

Инфосфера

Психосфера.

Но решающая роль принадлежит техносфере в волнообразном потоке изменений. Следовательно, источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции.

Философия техники настаивает:

что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек императиву техническому.


Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Для адекватного понимания сущности феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм», «глобалистика» и «глобализация»

Глобализм (или мондьялизм) представляет собой навязываемую миру социальную модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведет к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры как слабо интегрированные страны и страны третьего мира. однозначно используются разными авторами.

Глобалистика – это междисциплинарное исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями глобального масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом.

Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение

Следует выделить наиболее значимые черты объективного процесса глобализации.

К ним обычно относят:

• усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики;

• становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени;

• превращение знания в основной элемент общественного богатства;

• выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые «сводят на нет» регулирующие возможности государств;

• внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей;

• формирование теоретических подходов, обосновывающих принципиальную неспособность экономически слабых государств следовать в русле мирового развития, что якобы неизбежно ведет к их хроническому отставанию и выпадению из мировой экономики.

Глобализация – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры.


Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

Определяющими факторами цивилизационного развития Беларуси являются:

1. полиэтнический характер государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР) в составе которых формировался и развивался белорусский этнос;

2. климатические и географические особенности Беларуси;

3. геополитическое положение;

4. поликонфессиональность белорусского региона.

Именно эти факторы предопределяют цивилизационное будущее Беларуси. Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависить, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание ее народом собственного пути развития, основанного на самобытных белорусских традициях и ценностях.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.200 (0.007 с.)