Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен власти в жизни общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важное значение в жизни общества имеют властные отношения. Поскольку властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида, семьи и общественных объединений, государства и т.д. В современной науке предпринимаются попытки создать особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (гр. kratos – власть и logos- учение). Это направление исследований формируется в политической науке. С позиций обыденного сознания, власть – это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Очевидно, что даже в обыденном сознании идея власти имеет сложный и многоплановый характер: она уходит своими корнями в природу межличностных отношений и сокровенные глубины человеческой природы, в особенности характера человека. В современной политической философии вслед за Ф.Энгельсом и М.Вебером власть, как правило, определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Политико-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих: а) источник власти (авторитет, сила, закон); б) субъект власти (государство, социальный институт, индивид); в) объект власти (общество, класс, группа, индивид); г) функции власти (господство, руководство, мобилизация); д.) ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.). Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с образованием самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Любое общество – это сложная, управляющаяся и самовоспроизводящаяся система, требующая постоянной координации деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Отношения власти сначала основывались на силе и принуждении, но постепенно в ходе истории эволюционируют в сторону правовых и интеллектуальных форм. В истории социально-политической философии в трактовке феномена власти сложилось несколько основных подходов: а) директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер); б) функциональный (Т. Парсонс); в) информационно-знаниевый (М. Фуко, О. Тоффлер); г) коммуникативный (Х.Арендт, Ю.Хабермас, Н.Луман). а) Так, например, в директивном подходе власть рассматривается как способность и возможность одного субъекта с помощью авторитета, закона или прямого насилия осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта и таким образом добиваться выполнения приказов, директив (М.Вебер). По аргументации К.Маркса, политическая власть есть организованное насилие одного класса над другим. Для классических философских концепций власти (Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса) были характерны рационалистические взгляды на природу, источники и функции власти; отождествление власти и политики, власти и государства, власти и насилия. Традиционные источники власти – насилие, собственность, богатство, наследство, закон. Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Т. Гоббс, Дж. Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, И.Кант считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Основы перехода от классических к неклассическим философским концепциям власти заложили К.Маркс и М.Вебер, понимавший под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению и независимо от оснований такой возможности. Неклассические философские концепции власти (Ф.Ницше, М.Фуко, Р.Барт, Ж. Делез, Э.Тоффлер) знаменуют переход от попыток рационально-критического определения власти к систематизированному постижению её универсальной природы через выявление многообразия форм, методов и типов властвования, осуществляемых в сложном взаимодействии рациональных, нерациональных и иррациональных компонентов. Э.Тоффлер анализирует проблему изменения власти в современном информационном обществе в работе «Эра смещения власти». Он констатирует, что многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений, повсеместно обнаруживая свое влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач Несмотря на существование различных подходов к пониманию феномена власти можно выделить их общее концептуальное ядро. Его содержание обычно представляется следующим образом. Власть это: • влияние одного субъекта на другой (в этом случае последний называется объектом властных отношений); • фактор воли как регулятор этого влияния; • отстаивание интересов как мотив властного действия; • асимметрия отношений между субъектом и объектом. Для политической философии особый интерес представляет анализ отношений господства и подчинения. При этом важно помнить о том, что не только объект властных отношений зависит от субъекта, но между ними существует и обратная зависимость. Перед субъектом власти (властвующим) всегда стоит проблема легитимации господства, т.е. признания власти объектом. Нелегитимное господство чаще всего опирается на насилие, вызывает сопротивление со стороны подвластных, что, в свою очередь, ставит под угрозу существующий политический порядок. М. Вебер выделил три основных легитимных типа господства: традиционный, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе. Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение или конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности устойчивости общественного целого. При классификации власти используется критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая и др. Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм в целях защиты и реализации своих коренных интересов. Власть – важнейший элемент и государства, и любой политической или общественной организации, всякого сообщества или коллектива. Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Политика представляет собой искусство управления государством. Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, определение направления его функционирования, проявляется в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти. Политика — тонкое искусство государственного управления. Будучи искусством возможного, она должна опираться на достижения наук и соответствовать критериям нравственности. В своих действиях государственная власть опирается на профессиональных управленцев, специалистов, но свои институты в лице армии, полиции, органов безопасности, судов и так далее. В процессе функционирования она опирается на законы, общественные традиции, нравственные устои, нормы международного права, философские идеалы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.007 с.) |