ТОП 10:

Роль философии экзистенциализма в культуре XX века.



Билет 14

Роль философии экзистенциализма в культуре XX века.

Экзистенциализм, или философия существова­ния,— одно из направлений современной филосо­фии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно раз­личают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него

В центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.

 

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это лож­ное, а не подлинное бытие. Мнимым является и че­ловеческое общение. Оно лишь подчеркивает одино­чество каждого.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.

Билет 15

15. Философские аспекты психоаналитических построений (З.Фрейд, К.Юнг).

Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"( бессознательное), "Я" ( сознание чело­века), "Сверх-Я" ( влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - "либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области.

Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологизацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - "эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.

 

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

 

Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипы, которые влияют на наши чувства, поступки.

 

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрей­дизм и построил свое учение на понятиях социально­го характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребно­сти, схожие с потребностями животных, и потребно­сти человека. Он поставил проблему чел. существо­вания и выявил основные его противоречия: патриар­хат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

Билет 26

Билет 27

27. Русский марксизм (Г.Плеханов, В.Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, соци­ологии, эстетики, этики.

Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его от­дельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в ис­тории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскры­тию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношени­ях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производствен­ных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производ­ства»), не носящие классового характера, и «имуще­ственные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание опре­делять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникнове­ние которого может быть в весьма значительной сте­пени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса. В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригиналь­ных идей. Так, он полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой совокуп­ность «вещей в себе». Органы чувств не механичес­ки копируют действительность, но преобразовывают инсЬоомаиию. котооая затем лэедстает в виде «иеоог лифов», доводящих до нашего сведения то, что про­исходит в действительности с «вещами в себе». Не­которые из марксистов, в частности В.И. Ленин, склонны были видеть в этом уступку кантианству и причисляли «иероглифизм» Плеханова к агностициз­му. На самом деле здесь нет ухода в агностицизм, как нет и утверждения о непознаваемости «вещей в себе». Плеханов лишь стремился вывести марксист­скую теорию познания из тупиков наивного реализ­ма. Его «иероглифизм» был попыткой признать зна-ковость как одно из важнейших средств познания, как одно из проявлений творчества разума, преодолев­шего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, напр., объективно вне человека нет), но и заблуждения, рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что «иерогли­фы» хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас «вещей в себе» и в свою очередь воздейство­вать на них. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе».

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время под­черкивал необходимость творческого его развития.

 

Владимир Ильич Ленин(1870—1924) как органи­затор и руководитель большевистской социал-демок­ратической партии России и профессиональный ре­волюционер развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры про­летариата. Он был прежде всего политиком, и в цен­тре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения. Исследования Ленина по экономике также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности.

Будучи теоретиком марксизма, Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде слу­чаев выдвинул принципиально новые положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Фи­лософских тетрадях» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущ­ности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п.

Проблема материи.Раньше представление о мате­рии отождествляли с веществом, с вещественно-суб­стратными образованиями. Получалось, что физичес­кое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, напр., у B.C. Соловьева), мате­риально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносе­ологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им».

Проблема истины.Истина согласно классической (корреспондентской) концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и явление, и сущ­ность, и предмет, и духовное образование (последне­му ведь тоже могут соответствовать, а могут и не соответствовать представления познающего субъек­та), он выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Проблема практики.Практика не только абсолют­на, но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть ме­нее развитой или более развитой. Не всякая практи­ка может служить критерием истины, а только та, которая соотносима с уровнем развития теории.

Проблема всеобщего метода познания.Ленин выявил структуру (элементы) диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступаю­щие в процессе познания в качестве принципов, ре­гулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуально­сти и др.).

Проблема союза философии и естествознания.Ленин выдвинул положение о необходимости установ­ления союза философов-марксистов с естествоиспы­тателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма). Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции.

Билет 28

Билет 14

Роль философии экзистенциализма в культуре XX века.

Экзистенциализм, или философия существова­ния,— одно из направлений современной филосо­фии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно раз­личают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремитея понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него

В центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.

 

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это лож­ное, а не подлинное бытие. Мнимым является и че­ловеческое общение. Оно лишь подчеркивает одино­чество каждого.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.01 с.)