ТОП 10:

Взгляд на культуру в философии постмодернизма.



Философия постмодернизма возникла во вто­рой половине 20 в., когда европейская философия, опираясь на идеи иррационализма и идеи экзистен­циалистской философии, отказалась признать цен­ность и необходимость разума для человечества. Для постмодернистов главное восприятие жизни - "сво­бода во воем". Человек должен жить "без границ", без всякой оглядки на запреты и правила, не оценивая свои поступки сквозь призму разума. Разум в фило­софии постмодерна не имеет права судить и оцени­вать. Разум дискредитировал себя в глазах челове­чества, приведя его в тупик и поставив перед лицом глобальных катастроф. Во имя абстрактных идеи, в поисках незыблемых истин, разум провел человече­ство через безумие революций и ад мировых воин и поэтому ему не следует доверять. Человеку следует жить не по правилам разума, а руководствуясь эмо­циями и интуицией. Следовательно, наука признается областью вероятных знаний. Вся наука имеет харак­тер гипотезы. Культура проникнута формами коллек­тивного бессознательного мироощущения.

Наиболее яркими представителями постмодер­низма являются европейские мыслители: Ж.Деррида, Ж.Батай, П.Рикер, Р. Барт, Ю Хабермас, русские фи­лософы Г.Г.Шпет, В.Подорога.

Ряд философов конца XX века - среди них Ихаб Хассан, Юрген Хабермас, Жан Франсуа Лиотар, Дэвид Лодж, Дуове Фоккема - пытались выявить основу так назы­ваемой постмодернистской чувствительности, в которой видится общий знамена­тель духа эпохи. Феномен постмодернистской чувствительности отражает состо­яние особой, обостренной поэтической чуткости в восприятии мира. Эмоциональная приподнятость и настороженность возрастает по мере упрочения в сознании пред­ставления о мире как о царстве Хаоса. Видение непривычного мира, лишенного ценно­стных ориентиров, причинно-следственных связей, децентрированного, бесструктур­ного, фрагментарного, неравновесного, неустойчивого, рождает особый внутренний настрой. Позиция человека в хаотическом мире - постоянное напряженное приспо­собление, прилаживание к новым возможностям или необходимостям существова­ния, чуткое завороженное прислушивание даже к самым слабым голосам окружаю­щего мира.

Обладая качествами поэтического мышления, эстетическая практика не только философии, но и в различных областях искусства породила особый тип художест­венного высказывания. Дискурс, выработанный на основе поэтического типа созна­ния, изначально метафоричен. Другим важным качеством выступает его авторизован-ность, неповторимость манеры, характера. В области литературной критики новый тип высказывания обозначен понятием метафорическая эссеистика.

Тенденция поэтического мышления проявилась и в архитектуре, отразившись на модели современного архитектурного дискурса, жанр которого во многом соответст­вует определению метафорическая эссеистика. В новой модели архитектурного вы­сказывания весьма определенно просматривается усиление роли метафоры, измене­ние характера ее использования, создание пучка метафор (одновременное использование нескольких кодов), все большая индивидуализация архитектурного языка, происходящая, однако, при общей, условно говоря, стилистической тенден­ции интертекстуальности.

29. Русская религиозно-философская мысль (П.Флоренский, С.Булгаков).

Одной из основополагающих идей русс, религиоз­ной философии является идея о "богочеловечестве" как высшем выражении единства материального, идеального и божественного. Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Хри­ста, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. История общества, по мнению мыслителя, - это про­цесс движения от языческого состояния к его состоя­нию естественному - христианскому.

Человеческое начало Западной церкви должно со­единиться с божественным началом Восточной церк­ви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстрактно-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.

Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является поня­тие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире ве­щей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является сущест­вующая реальность, идеал всего - Царство ьожие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По Соловье­ву природа состоит из трех начал: природного (энер­гия растений, животных), человеческого ^энергия ра­зума), божественного (гармония духа). Только бого­человек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтези­рующей любовью.

главным философским трудом В.Соловьева явл. кни­га "Оправдание добра", где он утверждает нерастор­жимую связь поколений как главную опору нравст­венности. Связь поколений - это прогрессивное ис­полнение общего дела, приготовление к Царству Бо-жию и воскрешению всех.

Эта идея воскрешения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения челове­ка, его воспитания и всей педагогики.

В русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Эту тему подробно развивал Н.А.Бердяев, который в книге "Философия свободы" утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответст­венности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бы­тием, она не определяется даже Богом, а имеет са­модовлеющий характер. Свобода - сущность челове­ка, связанная с его духом, это его внутренняя, твор­ческая энергия. В одном ряду с ней находятся твор­чество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.

Видное место в русской фил, занимает идея прав­ды как истины, в ней объединены рациональный, мо­ральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Бла­га, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни.

Русская идея занимает одно из центральных мест в национ. самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отка­зывался от национальной религии в пользу всемир­ной религии, спасении всего человечества с помо­щью социального опыта России. Русская идея суще­ствовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.

Русская фил. сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие фил. традиции и школы мировой фило­софии. В своем содержании она направлена на со­вершенствование мира и человека.

 

Билет 20

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.007 с.)