ТОП 10:

Проблема пространства и времени в современной философии. Пространство как категория архитектуры.



 

w ' Пространство - форма бытия материи, выра­жающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство мира имеет три измерения и называется трехмер­ным. Оно является необходимым условием сущест­вования устойчивых систем, состоящих из двух тел.

Время - форма бытия материи, выражающая дли­тельность протекающих процессов, последователь­ность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время и изобрел его эталон. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, наш организм подвер­жен влиянию временных ритмов.

В начале 20 в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время - четвертое измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характеризующийся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Четырехмерное пространство-время связано с материей и движением микромира.

Каждому структурному уровню материи соответст­вует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых моле­кул в форме асимметрий. Живые системы образуют­ся только из тех молекул, в которых имеются "лево­сторонние" группировки. Растения четко различают свойства пространства, вьющиеся растения завивают "усики" только справа налево. Они меняют длитель­ность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды.

Свою специфику имеет пространство и время в, жизни общества. Человечество сразу стало форми­ровать особую пространственную сферу жизнедея­тельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой приро­дой появилась "очеловеченная". Если в неживой и биологической формах материи пространство вклю­чает в себя только овязи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания.

 

Например, понятие Родина характеризует не толь­ко определенную территорию, место рождения и жиз­ни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т, д.

Социальное время - форма бытия общества, вы­ражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятель­ности. Социальные процессы имеют разную длитель­ность. Родоплеменные общества и первые цивилиза­ции древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществова­ло около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет.

Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов социальных изменений» что на­шло отражение в понимании времени. Древние циви­лизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особую ценность шело прошлое, хранящее для настоящей жизни необходимые навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был на­правлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформирова­лось капиталистическим способом производства. По­гоня за прибылью требовала постоянной интенсифи­кации труда, уплотнения событий и процессов, проте­кающих в единицу времени. Именно в этот период времени была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", пре­вышающий уровень биологического ритма человече­ского организма и происходящих в нем физиологиче­ских процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказы­вается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется многоуровне­вой структурой. В ней можно выделить время, опре­деляющее происхождение рода человеческого, время образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен свой ритм и свои ценности.

Искусство и философия— это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.

 

Билет 23







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.003 с.)