Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая панорама философской жизни России конца XIX — нач. Хх вв.
Самый яркий представитель революционно-демократической фил. 19 века - Н.Г.Чернышевский -фактически, представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а чел. - биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория "разумного эгоизма", отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро ~~ свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды - радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину^ а крестьянин считал главной революционной силой. Либеральное направление в русской фил. было завершающим в 19 веке. Самым видным его представителем был В.С.Соловьев. Главные идеи его фил.: соборность, всеединство, идея прогресса как всеобщей связи поколений, идея нравственности как главного аспекта чел. жизни, идея Бога как выражение добра, учение о богочеловечестве, учение о цельном знании, русская национальная идея.
Для этого периода русской фил. характерно возникновение фил. систем. К ее особенностям можно отнести антропоцентризм, гуманизм и религиозный характер, мроблемы.поставленные фил. в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры. Из мыслителей этого времени выделялись Н.В.Федоров, В.С.Соловьев, Б.Н.Чичерин, Н.О.Лосский. Продолжая осмысливать традиционные для рус. фил. проблемы, они уделили внимание вопросам познания, смысла и цели жизни человеческой свободы и ответственности личности, соотношению-божественного и земного в человеке. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает фил. русского космизма. Космизм с самого начала разделился на два направления: мис-тическо-теологическое (Н.В.Федоров, В.С.Соловьев и П.А.Флоренский) и естественнонаучное (К.Э.Циолковский^ В.И.Вернадский). Яркий представитель космизма - Н.Ф.Федоров -основу своего учения изложил в труде "Философия общего дела", где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его фил. - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача фил. - объяснить мир и дать проект его преобразования.
В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы. К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. А.Л.Чижевский - основатель фил. системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса. Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Федоров и др.). Мыслителями этого периода решались проблемы соборности, всеединства и абсолютной ценности человека, идея о богоче-ловечестве. Понятие «соборность» выражает единство обшего (социального) и единичного (индивидуального). Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу.
Идея всеединства развивается в творчестве В.Соловьева. По его теории, в природе существуют три царства: природное, человеческое и божественное. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия. Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловече-ства есть высшее выражение единства материального, идеального и божественного. Эта идея осуществилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться е человеке. Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность - в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается ГВ.Плеханоа. В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.
В понимании истории Г.В.Плехэнов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории он считал народные массы. Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин. Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства, исследовап сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании возникшего в начале 20 в, дает определение материи, исследует теорию познания. Билет 15 15. Философские аспекты психоаналитических построений (З.Фрейд, К.Юнг). Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"(бессознательное), "Я" (сознание человека), "Сверх-Я" (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в результате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - "либидо". Эта теория была подвергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти. Поведение чел. определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам. Одна из важнейших проблем психоанализа - "эдипов комплекс", бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира. Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипы, которые влияют на наши чувства, поступки.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему чел. существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.012 с.) |