Общая панорама философской жизни России конца XIX — нач. Хх вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая панорама философской жизни России конца XIX — нач. Хх вв.



Самый яркий представитель революционно-демократической фил. 19 века - Н.Г.Чернышевский -фактически, представитель антропологического ма­териализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а чел. - биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осу­ществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобра­зованию природы. Ядром этической доктрины Чер­нышевского была теория "разумного эгоизма", от­дающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро ~~ свойство, полезное большинству людей. Его соци­альные взгляды - радикальны и утопичны: идеализи­ровал крестьянскую общину^ а крестьянин считал главной революционной силой.

Либеральное направление в русской фил. было завершающим в 19 веке. Самым видным его пред­ставителем был В.С.Соловьев. Главные идеи его фил.: соборность, всеединство, идея прогресса как всеобщей связи поколений, идея нравственности как главного аспекта чел. жизни, идея Бога как выраже­ние добра, учение о богочеловечестве, учение о цельном знании, русская национальная идея.

 

Для этого периода русской фил. характерно возникновение фил. систем. К ее особенностям мож­но отнести антропоцентризм, гуманизм и религиоз­ный характер, мроблемы.поставленные фил. в это время, чрезвычайно важны для русского самосозна­ния и культуры. Из мыслителей этого времени выде­лялись Н.В.Федоров, В.С.Соловьев, Б.Н.Чичерин, Н.О.Лосский. Продолжая осмысливать традиционные для рус. фил. проблемы, они уделили внимание во­просам познания, смысла и цели жизни человеческой свободы и ответственности личности, соотношению-божественного и земного в человеке.

Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. В этот период возникает фил. русского космизма. Космизм с самого начала разделился на два направления: мис-тическо-теологическое (Н.В.Федоров, В.С.Соловьев и П.А.Флоренский) и естественнонаучное (К.Э.Циол­ковский^ В.И.Вернадский).

Яркий представитель космизма - Н.Ф.Федоров -основу своего учения изложил в труде "Философия общего дела", где он обратился к вопросам творче­ских возможностей человека, науки и религии. Ос­новной вопрос его фил. - найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить его жизнь сообразно этой цели. Задача фил. - объяснить мир и дать проект его преобразования.

В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы.

К.Э.Циолковский считал космос живым и разум­ным, верил в возможность его освоения, был сторон­ником идеи вечности, несотворимости материи.

А.Л.Чижевский - основатель фил. системы косми­ческой биологии, по его теории жизнь на земле нахо­дится под сильнейшим влиянием космоса.

Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Федоров и др.). Мыслителями этого периода решались проблемы соборности, всеединст­ва и абсолютной ценности человека, идея о богоче-ловечестве. Понятие «соборность» выражает единст­во обшего (социального) и единичного (индивидуаль­ного). Соборность подразумевает единство людей на основе любви к богу.

 

Идея всеединства развивается в творчестве В.Соловьева. По его теории, в природе существуют три царства: природное, человеческое и божествен­ное. Только богочеловек наполняет эволюцию приро­ды нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Единство государства, обще­ства, церкви на основе слияния католицизма, протес­тантизма и православия.

Абсолютная ценность человека выражается в том, что он ставится выше природы. Идея богочеловече-ства есть высшее выражение единства материально­го, идеального и божественного. Эта идея осущест­вилась в Иисусе Христе, а в дальнейшем должна реализоваться е человеке.

Российский марксизм отразил всю сложность про­цесса развития России на рубеже веков. Его особен­ность - в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя.

Первым теоретиком марксизма в России считается ГВ.Плеханоа. В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории клас­совой борьбы, взаимоотношений общественного бы­тия и общественного сознания.

В понимании истории Г.В.Плехэнов считает все­общей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории он считал народные массы.

Его взгляды во многом разделял В.И.Ленин. Он является основателем политического движения, ко­торое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разра­боткой теории государства, исследовап сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

Решая философские проблемы, Ленин обращает­ся к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании возникшего в начале 20 в, дает определение материи, исследует теорию познания.

Билет 15

15. Философские аспекты психоаналитических построений (З.Фрейд, К.Юнг).

Основателем психоанализа является авст­рийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, пе­ренеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику чел. состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психи­ческой инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реаль­ность, которая присуща каждому человеку, существу­ет наряду с сознанием и в значительной степени кон­тролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотноси­лась с соответствующими системами психики, топо­графической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев:" Оно"(бессознательное), "Я" (сознание чело­века), "Сверх-Я" (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования "Сверх-Я" в ре­зультате интерпрекции социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает дей­ствовать как целое.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемле­мое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает "первую психоаналитическую систему, согласно кот. в основе бессознательного лежит сек­суальный инстинкт - "либидо". Эта теория была под­вергнута критике, и в 20 г. Фрейд разрабатывает вто­рую психологическую схему, в которой энергией бес­сознательного управляют Эрос" - инстинкт жизни, и "Тиатос" - инстинкт смерти.

Поведение чел. определяется инстинктом родово­го самосохранения. Все остальные стремления -следствия неудовлетворенности и переключения сек­суальной энергии на другие области.

Фрейд, следуя традициям социологии и антрополо­гии, осуществил биологизацию человека, сведя соци­альные и психические явления к элементарным фи­зиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - "эди­пов комплекс", бессознательное влечение к родите­лю. Переживание этого комплекса определяет на­правление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культу­ры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд -проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовле­творению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждеб­ное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд исполь­зует для анализа религии и религиозности. Он обра­щает внимание на такие функции религии, как иллю­зорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отри­цая ценность религии предложил переход от религи­озной веры к атеизму.

 

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм.

 

Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипы, которые влияют на наши чувства, поступки.

 

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрей­дизм и построил свое учение на понятиях социально­го характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребно­сти, схожие с потребностями животных, и потребно­сти человека. Он поставил проблему чел. существо­вания и выявил основные его противоречия: патриар­хат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фил. - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.012 с.)