Сознание и бессознательное. Особенности творческого сознания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание и бессознательное. Особенности творческого сознания.



Сознание - совокупность чувственных и умствен­ных образов, для кот. в нормальных условиях харак­терно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы.

Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и дру­гих чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью -это и есть восприятие. Многие исследователи счита­ют, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию раз­розненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаи­модействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Такое различение есть условие возможности сознания. Вы­деление своего "Я" из природы, его противопостав­ление природе - начало сознания.

 

Сознание - это то, что отличает человека от дру-* гих живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять чело­века. Исторически первым был термин душа. В ан­тичности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественно­го, она существовала сама по себе и была бессмерт­на. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие "ум", как характери­стику индивидуального сознания, в противополож­ность чувствам и эмоциям.

И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рас­судок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название "интеллект".

 

Сознание имеет сложную структуру, кот. включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление пред­ставляет собой верхний этаж психики, сферу поня­тий. Мышление - обобщающее, синтезирующее соз- \ нание, заключительный этап обработки его содержа­ния. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мыш­ление - сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловес­ное размышление, внутренняя речь, состояние меди­тации и физически выраженная форма размышления,! имеющая словесный или бессловесный вид.

Мышление характеризуется в зависимости от ха­рактера отражаемых объектов. Конкретное мышле­ние более тесно связано с материальной реально­стью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи меж­ду предметами и явлениями.

 

В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального.

Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.

 

В фил. существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм - материалистический подход к про­блеме сознания, отрицающий его как самостоятель­ную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.

Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно -единственная достоверная реальность, а материаль­ный мир - его порождение.

Объективный идеализм - признает наличие и соз­нания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть мирового сознания".

Умеренный материализм - точка зрения большин­ства философов, в соответствии с которой сознание -это особое проявление материи, способность высо­коорганизованной материи отражать саму себя.

Искусство и философия— это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.

 

Билет 24



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.004 с.)