Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские методы познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.
Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувственного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое отражение - способ познания действительности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания. Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям.
Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д:, бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления. Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта. Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область абстракт-, ных образов.
Чувственное познание осуществляется посредст-~ вом органов чувств - зрения, слуха, и др. которые являются продуктами всемирной истории, а не только результатом биологической эволюции. Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира. Ощущение - это отражение в сознании, отдельных сторон и свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т. к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущении, Важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, относительное постоянство, осмысленность, активность. Представление - способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением.
Рациональное познание представляет более высо- * кий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Предельно общие понятия - философские категории: материя, развитие, противоречие, форма, содержание и др.
Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и др. Суждение - форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене"), либо ложным ("Саратов стоит на Дону"). Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.
Интуиция играет важную роль в процессе познания. Ее не всегда признают в качестве способа достижения научного знания, но известны многочисленные случаи научных открытий посредством интуиции. Общими чертами интуиции являются: непосредственное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность..
Билет 29 29. Русская религиозно-философская мысль (П.Флоренский, С.Булгаков). Одной из основополагающих идей русс, религиозной философии является идея о "богочеловечестве" как высшем выражении единства материального, идеального и божественного. Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Христа, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. История общества, по мнению мыслителя, - это процесс движения от языческого состояния к его состоянию естественному - христианскому. Человеческое начало Западной церкви должно соединиться с божественным началом Восточной церкви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстрактно-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни. Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является понятие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего - Царство ьожие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По Соловьеву природа состоит из трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого ^энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью. главным философским трудом В.Соловьева явл. книга "Оправдание добра", где он утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений - это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Бо-жию и воскрешению всех. Эта идея воскрешения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики. В русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Эту тему подробно развивал Н.А.Бердяев, который в книге "Философия свободы" утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода - сущность человека, связанная с его духом, это его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь. Видное место в русской фил, занимает идея правды как истины, в ней объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Блага, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни. Русская идея занимает одно из центральных мест в национ. самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отказывался от национальной религии в пользу всемирной религии, спасении всего человечества с помощью социального опыта России. Русская идея существовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе. Русская фил. сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие фил. традиции и школы мировой философии. В своем содержании она направлена на совершенствование мира и человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.008 с.) |