Философские методы познания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские методы познания.



Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и ре­альности, знания и веры, субъекта и объекта позна­ния, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

 

Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувст­венного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отраже­ние - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощуще­ние, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действи­тельности при помощи абстрактного мышления. Ос­новные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразова­нию материальных систем. На практике осуществля­ется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям.

 

Мысль человека бесконечно углубляется от позна­ния формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущно­сти первого порядка - к сущности второго порядка и т.д:, бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бы­тия, она определяет основные черты, главное содер­жание и тенденции развития предмета. Явление ха­рактеризует внешнее, непосредственное обнаруже­ние сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, воспри­ятиях и представлениях. Любой новый предмет пред­стает перед нами как совокупность явлений - внеш­них признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постига­ется посредством абстрактного мышления с исполь­зованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувство­вания и интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотно­шение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необхо­димо временно уходить от него в область абстракт-, ных образов.

 

Чувственное познание осуществляется посредст-~ вом органов чувств - зрения, слуха, и др. которые являются продуктами всемирной истории, а не только результатом биологической эволюции. Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъек­тивным образом объективного мира.

Ощущение - это отражение в сознании, отдельных сторон и свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т. к. они явля­ются первым звеном, связывающим сознание чело­века с внешним миром.

Восприятие - это целостный образ предмета, не­посредственно данный в живом созерцании в сово­купности всех сторон и связей, синтез данных от­дельных ощущении, Важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, относи­тельное постоянство, осмысленность, активность.

Представление - способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного кон­такта с познаваемым предметом или явлением.

 

Рациональное познание представляет более высо- * кий и сложный уровень познания. Оно осуществляет­ся в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

Предельно общие понятия - философские катего­рии: материя, развитие, противоречие, форма, со­держание и др.

 

Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочета­ний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и др.

Суждение - форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложе­нием, может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене"), либо ложным ("Саратов стоит на Дону").

Умозаключение - это форма мышления, посредст­вом которой из одного или нескольких суждений, свя­занных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.

 

Интуиция играет важную роль в процессе позна­ния. Ее не всегда признают в качестве способа дос­тижения научного знания, но известны многочислен­ные случаи научных открытий посредством интуиции.

Общими чертами интуиции являются: непосредст­венное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность..

 

Билет 29

29. Русская религиозно-философская мысль (П.Флоренский, С.Булгаков).

Одной из основополагающих идей русс, религиоз­ной философии является идея о "богочеловечестве" как высшем выражении единства материального, идеального и божественного. Эта идея, по мнению В.С.Соловьева, осуществилась в образе Иисуса Хри­ста, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. История общества, по мнению мыслителя, - это про­цесс движения от языческого состояния к его состоя­нию естественному - христианскому.

Человеческое начало Западной церкви должно со­единиться с божественным началом Восточной церк­ви, и это приведет к богочеловеческому состоянию в обществе, где гармонично объединятся материя и дух, добро, истина и красота. Его учение является абстрактно-логическим построением и представляет собой не столько теоретическую систему, сколько философию жизни.

Центральным понятием идеи философии В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева является поня­тие всеединства. Суть учения состоит в утверждении, что каждая из множества существующих в мире ве­щей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является сущест­вующая реальность, идеал всего - Царство ьожие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По Соловье­ву природа состоит из трех начал: природного (энер­гия растений, животных), человеческого ^энергия ра­зума), божественного (гармония духа). Только бого­человек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтези­рующей любовью.

главным философским трудом В.Соловьева явл. кни­га "Оправдание добра", где он утверждает нерастор­жимую связь поколений как главную опору нравст­венности. Связь поколений - это прогрессивное ис­полнение общего дела, приготовление к Царству Бо-жию и воскрешению всех.

Эта идея воскрешения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения челове­ка, его воспитания и всей педагогики.

В русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Эту тему подробно развивал Н.А.Бердяев, который в книге "Философия свободы" утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответст­венности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бы­тием, она не определяется даже Богом, а имеет са­модовлеющий характер. Свобода - сущность челове­ка, связанная с его духом, это его внутренняя, твор­ческая энергия. В одном ряду с ней находятся твор­чество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Высшим проявлением свободы является свобода как божественная любовь.

Видное место в русской фил, занимает идея прав­ды как истины, в ней объединены рациональный, мо­ральный и эстетический подходы к бытию. Правда во все времена была идеалом русской философии. Ее традиции исходят к платоновской идее высшего Бла­га, которое имеет выражение в соединении Добра, Истины и Красоты. Русский народ во все времена искал высшую правду жизни.

Русская идея занимает одно из центральных мест в национ. самосознании. Соловьев сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, он отка­зывался от национальной религии в пользу всемир­ной религии, спасении всего человечества с помо­щью социального опыта России. Русская идея суще­ствовала в идее соборности, она формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.

Русская фил. сравнительно молода. Она впитала в себя лучшие фил. традиции и школы мировой фило­софии. В своем содержании она направлена на со­вершенствование мира и человека.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.012 с.)