Феноменология как философское направление: основные положения и представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология как философское направление: основные положения и представители.



Феноменология — это философское течение, глав­ным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралисти­ческих установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о дан­ном в них содержании, выявить предельные парамет­ры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно опре­делить как науку о предметах опыта.

Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрения внеопытных и внеисторичес-ких структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и полностью совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях.

Для Гуссерля феноменология — это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выяв­ление тех инвариантных характеристик, которые де­лают возможным восприятие объекта познания.

Феноменология основывается на понимании фено­мена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно являет­ся сознанию.

Главным методом феноменологии является инту­итивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

Предметное бытие обретает смысл, будучи соотне­сенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обре­тает еще и объективный смысл. В поиске этого со- ответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а созна­ние познает бытие. Феномен представлен в созна­нии, а сознание предстает в феномене как двуедин-ство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание.

Задача феноменологии в раскрытии смысла пред­мета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от нату­ралистических установок, которые противопоставля­ют бытие сознанию.

Предмет феноменологии — достижение чистых истин, априорных (доолытных) значений, реализован­ных в языке и психологическом переживании. Эти ис­тины, мыслимые в сознании, — удел философии, ко­торая определяется Гуссерлем как первая философия. Эта наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независи­мый от конкретных психических актов, от конкретно­го субъекта познания и его деятельности. Это глав­ная феноменологическая установка, и на пути ее ре­ализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыс­лом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и ста­новятся такими, которые корреспондируют с созна­нием, т.е. становятся феноменами.

27. Русский марксизм (Г.Плеханов, В.Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, соци­ологии, эстетики, этики.

Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его от­дельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в ис­тории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Он считал, что ключ к раскры­тию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношени­ях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производствен­ных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производ­ства»), не носящие классового характера, и «имуще­ственные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание опре­делять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникнове­ние которого может быть в весьма значительной сте­пени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса. В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригиналь­ных идей. Так, он полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой совокуп­ность «вещей в себе». Органы чувств не механичес­ки копируют действительность, но преобразовывают инсЬоомаиию. котооая затем лэедстает в виде «иеоог лифов», доводящих до нашего сведения то, что про­исходит в действительности с «вещами в себе». Не­которые из марксистов, в частности В.И. Ленин, склонны были видеть в этом уступку кантианству и причисляли «иероглифизм» Плеханова к агностициз­му. На самом деле здесь нет ухода в агностицизм, как нет и утверждения о непознаваемости «вещей в себе». Плеханов лишь стремился вывести марксист­скую теорию познания из тупиков наивного реализ­ма. Его «иероглифизм» был попыткой признать зна-ковость как одно из важнейших средств познания, как одно из проявлений творчества разума, преодолев­шего не только обманчивость органов чувств (цвета как такового, напр., объективно вне человека нет), но и заблуждения, рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что «иерогли­фы» хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас «вещей в себе» и в свою очередь воздейство­вать на них. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе».

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время под­черкивал необходимость творческого его развития.

 

Владимир Ильич Ленин (1870—1924) как органи­затор и руководитель большевистской социал-демок­ратической партии России и профессиональный ре­волюционер развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры про­летариата. Он был прежде всего политиком, и в цен­тре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения. Исследования Ленина по экономике также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности.

Будучи теоретиком марксизма, Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде слу­чаев выдвинул принципиально новые положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Фи­лософских тетрадях» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущ­ности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п.

Проблема материи. Раньше представление о мате­рии отождествляли с веществом, с вещественно-суб­стратными образованиями. Получалось, что физичес­кое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае (как, напр., у B.C. Соловьева), мате­риально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс поле. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносе­ологическое определение. «Материя, — отмечал он, — есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им».

Проблема истины. Истина согласно классической (корреспондентской) концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и явление, и сущ­ность, и предмет, и духовное образование (последне­му ведь тоже могут соответствовать, а могут и не соответствовать представления познающего субъек­та), он выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Проблема практики. Практика не только абсолют­на, но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть ме­нее развитой или более развитой. Не всякая практи­ка может служить критерием истины, а только та, которая соотносима с уровнем развития теории.

Проблема всеобщего метода познания. Ленин выявил структуру (элементы) диалектики как теории и как всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие соотносительные категории, выступаю­щие в процессе познания в качестве принципов, ре­гулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуально­сти и др.).

Проблема союза философии и естествознания. Ленин выдвинул положение о необходимости установ­ления союза философов-марксистов с естествоиспы­тателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма). Ленин как глава государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после Октябрьской революции.

Билет 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.009 с.)