Материя и дух, их соотношение в субстанциональном и гносеологическом аспектах. Взаимосвязь материи и духа в архитектуре.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материя и дух, их соотношение в субстанциональном и гносеологическом аспектах. Взаимосвязь материи и духа в архитектуре.



В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле­ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием мате­риальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная фило­софия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре­альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тож­дественны им по своим свойствам.. Например, Демок­рит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ­ляет собой качественно иной вид реальности. Суще­ствует "мир идей", который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к "миру вещей". Фи­лософы-идеалисты считают безосновательным мне­ние о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наибо­лее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее ма­териального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания из­вестное как теория отражения. Она дает обоснован­ный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального.

Суть данной теории в том, что сознание есть свой­ство высокоорганизованной материи отражать мате­рию. Отражение • одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи ш представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отраже­ния присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойст­венно только живым организмам. С помощью биоло­гического отражения живые организмы способны от­ражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

На социальном уровне отражения появляется соз­нание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эво­люции форм взаимодействия матер, систем. ,

Теория материалистического объяснения проис­хождения сознания подвергается сомнению филосо­фов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соот­ношения материального и идеального восходит к ан­тичным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяс­нение происхождения сознания не является полно­стью доказанным.

Искусство и философия— это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.

 

 

Билет 22



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.007 с.)