Вопрос. Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика - основные этапы формирования философско-теологической мысли Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика - основные этапы формирования философско-теологической мысли Европы.



ТЕОЦЕНТРИЗМ - концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение ему выступает, согласно Т., фундаментом морали.

Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, проходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм – система взглядов в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное проведение

Основные черты и направления теоцентризма:

Теоцентризм характерен для средневековой философии. Охватывает период с V по XIV века, имеет множество направлений, оттенков, свойственных для католической, мусульманской, еврейской, православной и др.философиям.

Патристика и схоластика.

В рамках средневековой философии возникло направление патристики -это совокупность богословских, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей, «отцов церкви» (Василий Великий, Иоанн Златоуст, на западе -Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский). Они разработали учение о Боге, его единстве; идеи о соборности в обществе; (Соборность - духовная общность многих совместно живущих людей), богопочитание; создали письменные трактаты, что позволило использовать их в пропаганде идей, приобщении новых людей к догматам философии. В определенной мере это были учителя, создатели религиозной идеологии в целях просвещения масс.

В патристике обычно выделяют три этапа:

1) Апологетика (II-III вв.);

2) Классическая патристика (IV-Vвв.);

3) Заключительный период (VI-VIIвв.).

Апологетика, представители: Квинт Септимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген. Задача: убедить язычников в преимуществе новой религии и способствовать их обращению в христианство.

Классической патристики - Григория Нисского и Августина Аврелия (Блаженый).

Григорий Нисский развивал представления о нематериальной и бессмертной душе, отвергнув идею предсуществования душ. Он также закрепил представления о Боге как о сверхприродном, непознаваемом существе.

Заключительный период патристики После смерти А.Аврелия философская мысль на латинском западе заметно ослабла. Но есть два представителя, чьи имена заслуживают внимания: Боэций и Эриуген.

Боэций, которого часто называют последним римским философом, подвел своеобразные итог античной философии. Боэций оказал значительное влияние на развитие последующей философии, прежде всего своими комментариями к переводам и переводами. («Начало», «Введение» Эвклида, «Органон» и др. Аристотеля)

Эриуген переводил и комментировал греческих и византийских философов, развивал диалектику, понимая её как логику – науку о правильном мышлении, и как учение о наиболее общих принципах и свойствах бытия.

Схоластика. Основные этапы развития. Схоластика представляет собой определённый тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в своём развитии прошла три этапа:

1) Рання форма (XI-XII вв.) Представители: Эриуген, Росцелин, Абеляр.

2) Зрелые формы. Классический период. (XII-XIII вв.) На смену идеям Платона пришел «христианский аристотелизм». Представители: Альберт Великий и Фома Аквинский.

3) Поздняя схоластика. (XIII- XIV вв.) Представители: Дунс Скот и Оккам. Уравняли в правах разум и веру (что составило их основу теории «двух истин») Внутри средневековой философии возникали противоречия. Н-р, реализм и номинализм.

Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?à три направления:

1. Отказ от рационального познания

2. Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мирà мир остаётся благимà нужно обращать себя к миру

3. Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах.

Фома Аквинский вошел в историю мировой философии как систематизатор ортодоксальной схоластики средневековья и основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название: томизм. Вера и разум одновременно участвуют в познании, дают истинное знание. Разумом можно познать не только существование Бога, но и бессмертие души. Философия же может объяснить только то, что познаваемо разумом, все остальное может объяснить теология. Теология связана с Библией - источником знаний о Боге, в к-рой отражаются судьбы, пути человечества.

Религиозное учение в средневековье стало учебным предметом в школах, колледжах, университетах, т.е. школьно-университетской дисциплиной, имевшей целью философски обосновать религиозное учение и догматы Бога. К 12в.появились десятки университетов, процесс познания должен был пройти обязательное согласие с религией через схоластику (от лат. "школа"), но схоластика имеет и 2-ой смысл - характерным здесь является оторванность от реальной жизни, не критическое исследование Библии, отсутствие и даже пресечение каких-либо диспутов, споров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.005 с.)