Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия постпозитивизма: К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1960–70-е годы развивается течение, которое, сохраняя определенную связь с основными положениями неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистского, утрированного понимания задач методологического анализа науки. Это течение получило в философии науки название постпозитивизма. Рассмотрим взгляды основных представителей этого течения, Карл Поппер (1902-1994) – британский философ, логик и социолог. Создатель так называемого «критического рационализма», который направлен на конструктивное преодоление логического позитивизма, якобы уничтожившего естествознание, и может обеспечить методологическое единство наук. При этом он отрицал существование специального философского метода, признавая полезным для науки лишь один метод – метод рациональной дискуссии. В качестве критерия научности знания взамен принципа верификации им был предложен принцип фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения или теории. К. Поппер считал, что существует органическое единство теоретического и эмпирического уровней знания. При этом любая наука гипотетична и потому подвержена ошибкам. Если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология фальсификации) свидетельствует о неадекватности выводов в отношении реальности. Фальсификация – путь минимизации ошибок научного познания. На место индуктивного метода Поппер, таким образом, пытается поставить концепцию проб и ошибок. Приближение к истине, полагает он, это результат исключения ошибок и заблуждений и возрастания степени рационализации. Рост научного знания, согласно Попперу, есть лишь частный случай общих процессов общественных изменений. В науке постоянно происходит смена предположений и их опровержений. Онтологические представления К. Поппера состоят в признании существования трех миров: 1) мира физических явлений; 2) мира субъективных состояний сознания; 3) мира объективного содержания мышления, находящегося вне субъекта – гипотезы, научные теории, непрочитанные книги. Этот мир нигде не локализован и представляет собой «знание в себе». Второй мир выступает посредником во взаимодействии первого и третьего миров. Общественный идеал Поппера – «открытое общество», представляющее собой власть разума, обеспечивающего справедливость, свободу, равенство, предотвращение международных преступлений, критическое отношение к запретам. Противоположностью ему выступает «закрытое общество», характеризующееся тоталитаризмом и отсутствием гражданских свобод. Поппер отвергал единую историю человечества, и, соответственно, «исто-рицизм» Гегеля и Маркса, как концепцию использования исторического метода по отношению к наукам об обществе. История, по Попперу, не имеет смысла, не имеет законов и цели, поэтому цель политики – выбрать наименьшее из мыслимых зол. Одним из лидеров постпозитивисткой философии науки стал американский философ и историк науки Томас Кун (1922-1996). Если логический позитивизм занимался анализом формально-логических структур научных теорий, то он в своей работе «Структура научных революций» считал необходимым и единственным источником философии науки изучение истории естествознания. На этой основе предложил выделять в развитии любой науки такие этапы: 1) допарадигмальная наука; 2) нормальная (парадигмальная) наука; 3) экстраординарная (внепарадигмальная) наука, или научная революция. Эти этапы периодически повторяются. Кун полагал, что наука – это эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых на основании определенных фактов создает научные модели без особых апелляций к каким-либо внешним авторитетам. При этом происходит постепенное выдвижение на первый план какой-либо одной теории. Эта теория понимается как образец решения научных проблем и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмальной науки. Парадигма понимается как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, игнорируя несогласующиеся с ней факты и теории. Прогресс науки – накопление знаний, теоретическое и экспериментальное усовершенствование исходных программных установок. При этом появление «аномальных» фактов (они могут осмысливаться в рамках принятой парадигмы) означает, по Куну, научный кризис. Обостряется борьба старой парадигмы и альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Из конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества, наиболее удачно осмысливает аномальные факты. Однако выбор не обеспечивается автоматически этим ее преимуществом, но зависит и от вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.). Достижение конвенции в выборе образцовой теории знаменует начало нового этапа развития нормальной науки (характеризующейся наличием четкой программы деятельности и искусственным отбором альтернативных смыслов). Процесс принятия новой парадигмы – переключение на принципиально новую систему мировидения, со своими образами, языком, принципами, которые несоизмеримы с другими системами мировидения. Преемственность обеспечивается специальным образованием, учебниками, системой квалификации научных кадров. Выводы: 1) существует не прогресс, а эволюция естественных наук; 2) настоящее приращение знаний характеризуют только периоды нормальной науки, которые формируют уникальное понимание мира, не обладающее особыми преимуществами по сравнению с другими. Американо-австрийский философ и методолог науки Пол Карл Фейербенд (1924-1994) явился создателем концепции «эпистемологического анархизма». В русле идей постпозитивизма он отрицает существование объективной истины, считая таковое признаком догматизма, при этом утверждает преемственность в развитии научного знания. Считает, что наука развивается как череда переворотов, не имеющих оснований и рациональных объяснений. Фейербенд отрицает единые методологические нормы, считая, что отдельные теории принципиально несоизмеримы, т. к. у них нет общего эмпирического базиса. Новые теории несовместимы со старыми и отрицают их. Борьба альтернативных подходов в науке во многом определяется социальными ориентирами и методологической позицией исследователей. Поэтому Фейербенд считает, что исследователь вправе разрабатывать концепции, не сообразуясь с какими-либо общепризнанными стандартами. Фейербенд отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм: множество научных теорий конкурирует, стимулируя тем самым научное познание. При этом он полагает, что успех той или иной теории определяется не столько ее глубиной и достоверностью, сколько умением ее автора «организовывать» этот успех. Наука, с его точки зрения, есть единственная форма рациональности. Она близка к мифу и является далеко не лучшей формой проявления разума (негативные последствия НТП). Источником альтернативных для нее идей могут быть магия, религия, здравый смысл и др. Философ защищал идею свободного общества, в котором все традиции равноправны и одинаково входят в структуру власти. При этом он призывает отделить науку от государства, избавить его от диктата науки (как раньше от религии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.013 с.) |