Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия постпозитивизма: К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.

Поиск

В 1960–70-е годы развивается течение, которое, сохраняя определенную связь с основными положе­ниями неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистского, утрированного понимания задач методологического анализа науки. Это течение получило в философии науки название постпозитивизма. Рассмотрим взгляды основ­ных представителей этого течения,

Карл Поппер (1902-1994) – британский философ, логик и социолог. Создатель так называемого «критического рационализма», который направлен на конст­руктивное преодоление логического позитивизма, якобы уничтожившего естествознание, и может обеспечить методологическое единство наук. При этом он отрицал существование специального философского метода, признавая полезным для науки лишь один метод – метод рациональной дискуссии.

В качестве критерия научности знания взамен принципа верификации им был предложен принцип фальсифика­ции, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения или теории. К. Поппер считал, что сущест­вует органическое единство теоретического и эмпирического уровней знания. При этом любая наука гипоте­тична и потому подвержена ошибкам. Если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология фальсификации) свиде­тельствует о неадекватности выводов в отношении реальности. Фальсификация – путь минимизации ошибок научного познания.

На место индуктивного метода Поппер, таким образом, пытается поставить концепцию проб и ошибок. Приближение к истине, полагает он, это результат исключения ошибок и заблуждений и возрастания степени рационализации. Рост научного знания, согласно Попперу, есть лишь частный случай общих процессов общественных изменений. В науке постоянно происходит смена предположений и их опровержений.

Онтологические представления К. Поппера состоят в признании существования трех миров: 1) мира фи­зических явлений; 2) мира субъективных состояний сознания; 3) мира объективного содержания мышления, находящегося вне субъекта – гипотезы, научные теории, непрочитанные книги. Этот мир нигде не локализо­ван и представляет собой «знание в себе». Второй мир выступает посредником во взаимодействии первого и третьего миров.

Общественный идеал Поппера – «открытое общество», представляющее собой власть разума, обеспечи­вающего справедливость, свободу, равенство, предотвращение международных преступлений, критическое отношение к запретам. Противоположностью ему выступает «закрытое общество», характеризующееся тоталитаризмом и отсутствием гражданских свобод.

Поппер отвергал единую историю человечества, и, соответственно, «исто-рицизм» Гегеля и Маркса, как концепцию использования исторического метода по отношению к наукам об обществе. История, по Попперу, не имеет смысла, не имеет законов и цели, поэтому цель политики – вы­брать наименьшее из мыслимых зол.

Одним из лидеров постпозитивисткой философии науки стал американский философ и историк науки Томас Кун (1922-1996). Если логический позитивизм занимался анализом формально-логических структур научных теорий, то он в своей работе «Структура научных революций» считал необходимым и единственным источником филосо­фии науки изучение истории естествознания. На этой основе предложил выделять в развитии любой науки такие этапы: 1) допарадигмальная наука; 2) нормальная (парадигмальная) наука; 3) экстраординарная (внепарадигмальная) наука, или научная революция. Эти этапы периодически повторяются.

Кун полагал, что наука – это эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкури­рующих научных сообществ, каждое из которых на основании определенных фактов создает научные модели без особых апелляций к каким-либо внешним авторитетам. При этом происходит постепенное выдвижение на первый план какой-либо одной теории.

Эта теория понимается как образец решения научных проблем и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмальной науки. Парадигма понимается как совокупность знаний, методов и ценностей, бе­зоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, игнорируя несогласующиеся с ней факты и теории. Прогресс науки – нако­пление знаний, теоретическое и экспериментальное усовершенствование исходных программных установок.

При этом появление «аномальных» фактов (они могут осмысливаться в рамках принятой парадигмы) означает, по Куну, научный кризис. Обостряется борьба старой парадигмы и альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Из конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мне­нию профессионального сообщества, наиболее удачно осмысливает аномальные факты. Однако выбор не обеспечива­ется автоматически этим ее преимуществом, но зависит и от вненаучных факторов (психологиче­ских, политических, культурных и т.п.).

Достижение конвенции в выборе образцовой теории знаменует начало нового этапа развития нормаль­ной науки (характеризующейся наличием четкой программы деятельности и искусственным отбором альтер­нативных смыслов). Процесс принятия новой парадигмы – переключение на принципиально новую систему мировидения, со своими образами, языком, принципами, которые несоизмеримы с другими системами ми­ровидения. Преемственность обеспечивается специальным образованием, учебниками, системой квалифика­ции научных кадров.

Выводы: 1) существует не прогресс, а эволюция естественных наук; 2) настоящее приращение знаний характеризуют только периоды нормальной науки, которые формируют уникальное понимание мира, не обла­дающее особыми преимуществами по сравнению с другими.

Американо-австрийский философ и методолог науки Пол Карл Фейербенд (1924-1994) явился создателем концепции «эпистемологического анархизма». В русле идей постпозити­визма он отрицает существование объективной истины, считая таковое признаком догматизма, при этом ут­верждает преемственность в развитии научного знания. Считает, что наука развивается как череда переворо­тов, не имеющих оснований и рациональных объяснений.

Фейербенд отрицает единые методологические нормы, считая, что отдельные теории принципиально несоизмеримы, т. к. у них нет общего эмпирического базиса. Новые теории несовместимы со старыми и отрицают их. Борьба альтернативных подходов в науке во многом опреде­ляется социальными ориентирами и методологической позицией исследователей. Поэтому Фейербенд считает, что ис­следователь вправе разрабатывать концепции, не сообразуясь с какими-либо общепризнанными стандартами.

Фейербенд отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм: множество научных теорий конкури­рует, стимулируя тем самым научное познание. При этом он полагает, что успех той или иной теории опреде­ляется не столько ее глубиной и достоверностью, сколько умением ее автора «организовывать» этот успех.

Наука, с его точки зрения, есть единственная форма рациональности. Она близка к мифу и является да­леко не лучшей формой проявления разума (негативные последствия НТП). Источником альтернативных для нее идей могут быть магия, религия, здравый смысл и др. Философ защищал идею свободного общества, в ко­тором все традиции равноправны и одинаково входят в структуру власти. При этом он призывает отделить науку от государства, избавить его от диктата науки (как раньше от религии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.013 с.)