Философская антропология. Человек как проблема философии. Проблема смысла человеческого бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская антропология. Человек как проблема философии. Проблема смысла человеческого бытия.



Философская концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого – ключ к ее тайнам. Недостаток в том, что недооценивается сознание человека, его способность преодолевать природную энергию.XXв - метафизическое положение человека (Шелер – основатель философской антропологии) в мире и космосе. Снова все скрестилось возле человека.

Сопряженность человека и философии выражает само существо философской культуры как формы самопознания человека. его мировоззренчески-ценностной ориентации в мире. поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает как сверхзадача философии.

Человек - это индивид. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека.;

2)Натуралистическое (биологич.) понимание человека.

3)Сущностное понимание человека.

4)Целостное понимание человек - развитая индивидуальность - многообразие социальных качеств.

Проблема человека – одно из основных проблем философии. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных принципов науки, политики. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: социологии, биологии, медицины, географии. Она продиктована научно-технической революцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и вопросом о человеческих издержках прогресса в 20 веке. Она задается и возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни.

Поскольку нет отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные науки, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и др. Философия же стремится к постижению его целостности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому пытается выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу можно повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность и т.д.

Итог в современном понимании

1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Ч-к обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Современные проблемы человека. Это ускорение темпа жизни и информатизации общества. Готов ли человек к столь мощному изменению условий существования. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Нравственные проблемы перед человеком как понимание сущности и времени, смерти и рождения. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.005 с.)