Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Проблема ноосферы и экологизация общества

Поиск

Экологизация социального интеллекта (ноосферный подход) и тенденции научно-технического прогресса. Экологизация этики, воспитания и образования. Экологизация как ноосферный процесс и проблема качества жизни.

 

Тематический план

с распределением общего бюджета времени в часах

(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)

№ темы Наименование темы Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практ. зан. (семинары)
1. Становление экологии и её предмет     -  
2. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы        
3. Принцип системности в классической экологии     -  
4. Системный подход к социоприродным комплексам        
5. Экология человека и социоприродная среда     -  
6. Основные концепции современной экологии     -  
7. Управление социально-экологическими системами        
8. Индустриальные технологии предотвращения загрязнения окружающей среды     -  
9. Социальная экология и экологическая психология     -  
10. Проблема ноосферы и экологизация общества        
Итого        

 

(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ темы Наименование темы Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практ. зан. (семинары)
1. Становление экологии и её предмет     -  
2. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы   -    
3. Принцип системности в классической экологии     -  
4. Системный подход к социоприродным комплексам        
5. Экология человека и социоприродная среда   0,5 - 3,5
6. Основные концепции современной экологии     -  
7. Управление социально-экологическими системами        
8. Индустриальные технологии предотвращения загрязнения окружающей среды     -  
9. Социальная экология и экологическая психология     -  
10. Проблема ноосферы и экологизация общества   0,5 - 3,5
Итого        

 

(заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ темы Наименование темы Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практ. зан. (семинары)
1. Становление экологии и её предмет   0,5 - 5,5
2. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы   0,5 - 3,5
3. Принцип системности в классической экологии     -  
4. Системный подход к социоприродным комплексам   0,5   6,5
5. Экология человека и социоприродная среда   0,5 - 3,5
6. Основные концепции современной экологии   0,5 - 5,5
7. Управление социально-экологическими системами   0,5   6,5
8. Индустриальные технологии предотвращения загрязнения окружающей среды   0,5 - 3,5
9. Социальная экология и экологическая психология     -  
10. Проблема ноосферы и экологизация общества   0,5 - 3,5
Итого        

 

 

II. Контрольные вопросы к зачету

 

1. Предмет экологии: природная экология.

2. Место человека и общества в отношении окружающей среды.

3. Стихийная регуляция природных процессов и становление человека.

4. Биосфера как внешний регулятивный фактор эволюции природы.

5. Природные типы экосистем.

6. Комплексность становления биосферы.

7. Системный подход к социоприродным комплексам.

8. Основные формы экосистем человека (антропосистем).

9. Натуралистичная и социокультурная модели экосистем человека.

10. Новые экологические модели социоприродных экосистем.

11. Становление человека как процесс ноогенеза (возникновение разума).

12. В.И. Вернадский и П. Тейар де Шарден о ноосфере.

13. Человек как биосоциальное существо.

14. Норма и патология человека и их связь с условиями его существования.

15. Борьба с результатами радиации, аллергии и последствия катастроф.

16. Социальная экология и деятельность людей.

17. Глобальные аспекты экологии.

18. Региональные и национальные аспекты экологии.

19. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы.

20. Становление и сущность экологической психологии.

21. Экологическое сознание и его особенности.

22. Восприятие мира природы человеком.

23. Рациональность взаимоотношений природы и общества.

24. Управление как единство сознания и действия и его значение для оптимизации социоприродных систем.

25. Фазы управления в регуляции социоприродной деятельности.

26. Оптимизационные модели в экологии.

27. Особенности городской экологической среды.

28. Качество жизни и качество окружающей среды.

29. Экологическая политика и ее роль в охране окружающей среды.

30.Экология и проблема народонаселения

III. Список рекомендуемой литературы

 

Основная:

1. Акимова Т.А. Экология: Учебник для вузов / под Ред.
В.В. Хаськина, 1999.

2. Астафьев А.К. О роли эволюционных и социально-исторических факторов в происхождении человека. - в кн.: "Человек и природа". /под. ред. А.В. Кацура. М.: 1980.

3. Астафьев А.К. О роли эволюционных и социально-исторических факторов в происхождении человека. - в кн.: "Человек и природа". /под. ред. А.В. Кацура. М.: 1980.

4. Астафьев А.К. О роли эволюционных и социально-исторических факторов в происхождении человека. - в кн.: "Человек и природа". /под. ред. А.В. Кацура. М.: 1980.

5. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: 1977.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: 1977.

7. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: 1965.

8. Комаров В.Д. Социальная экология. Философские аспекты. Л.: 1990.

9. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М.: 1988.

10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: 1990.

11. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х томах. М.: 1993.

12. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов, 2004.

13. Одум Ю. Основы экологии. М.: 1975. /2-е изд., 1984.

14. Петров К.М. Общая экология. СПб.: 2000

15. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие, 2000.

16. Реймерс Н.Ф. Экология. М.: 1994.

17. Ревелл П., Ревелл У. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. М.: 1994

18. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов, 1999.

19. Сукачев В.Н. Структура биогеоценозов и их динамика. - в кн.: Структура и формы материи. М.: 1967.

20. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987.

21. Тейар де Шарден П. Божественная среда (часть 3). - в кн.: "Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности". М.: 1990.

22. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Экономика и экология. Развитие, катастрофы. М.: 1996.

23. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. М.: 1988.

24. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: 1980.

25. Охрана окружающей среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: 1993.

26. Комплексные проблемы охраны окружающей среды регионов. Л.: 1984.

27. Состояние окружающей среды северно-западного и северного регионов России. / под ред. А.К. Фролова. М.: 1995.

28. Экология и безопасность жизнедеятельность: Учебное пособие для вузов / под Ред. Л.А. Муравей. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

Дополнительная:

29. Астафьев А.К., Лавров С.Б. Актуальные вопросы взаимодействия общества и природы. Л.: 1979.

30.Астафьев А.К. Природные основы общественной жизни. - в уч. пособии: "социальная философия"./ под. Ред. К.М. Оганяна. СПб.: 1999.

31. Астафьев А.К. Биософия как образ мышления и парадигма науки. -XI междунар. конф. Логика, методология, философия науки. УШ. М.:

32. Астафьев А.К. Общество и природа: проблема взаимодействия в современных условиях. -в. уч. пособии: Астафьев А.К., Безлепкин Н.И.,

30. Взаимодействие науки, философии и богословия в формировании экологического мышления. СПб., 1995.

31. Губанов В.М. социальная философия. СПб.: 1995.

32. Петров К.М., Жиров А.И. География, экология, культура. СПб.: 1995.Обнинск, 1995.

 

 


IV. Лист согласования

Рабочая учебная программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»

Программу составили:

_____________________________________________ /_____________/

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание) (Подпись)

 

_____________________________________________ /_____________/

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание) (Подпись)

 

Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры протокол №__ от __________ 200 г.

 

Заведующий кафедрой /_____________/

(Подпись)

«__» ___________ 200 г.

 

Рабочая учебная программа одобрена методической комиссией факультета менеджмента протокол №__ от __________ 200 г.

 

Председатель методической комиссии /_____________/

(Подпись)

«__» ___________ 200 г.

 

СОГЛАСОВАНО:*

Заведующий кафедрой /_____________/

(Подпись)

«__» ___________ 200 г.

 

*) согласование заведующего выпускающей кафедрой.


V. Лист изменений, вносимых в рабочую учебную программу

на 200__/200__ учебный год

В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:

 

Все внесенные изменения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры протокол № от «__» __________ 200 г.

 

Внесенные изменения согласованы:

Заведующий кафедрой ___________________ /___________/

(Подпись)

«__» __________ 200 г.

 

Заведующий кафедрой ___________________ /___________/

(Подпись)

«__» __________ 200 г.

 

Председатель методической комиссии

факультета менеджмента___________________ /___________/

(Подпись)

Проректор

по учебной работе ___________________ /___________/

(Подпись)

 


Приложение 3

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭКОЛОГИЯ

 

Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»

Для факультета менеджмента, социального управления

Кафедра коммерции

 

 

рок обучения: 1 месяц

 

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Общие положения 16-17
  Планы семинарских занятий 17-22

I. Общие положения

 

Семинарские занятия проводится по основным, наиболее сложным темам или разделам программы и имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики. Планы семинарского занятия и организационно-методические указания к ним обсуждаются на кафедре, утверждаются ее заведующим и вручаются в начале очередного семестра.

Преподаватель, руководящий семинаром, обязан иметь методический план, соответствующий рабочей программе дисциплины, в котором предусматриваются содержание вступительного слова, распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов, перечень основных контрольных (дополнительных) вопросов.

Студенты, по согласованию с преподавателем, выбирают темы для выступления на семинаре.

Семинарское занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по заранее подготовленным студентами докладам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).

Семинарское занятие проводится в соответствии методическим планом и рабочей программой по дисциплине.

Семинарское занятие включает в себя следующие виды работ:

· Вступительное слово преподавателя;

· Выступления студентов с докладами по теме семинара;

· Вопросы со стороны преподавателя, студентов и ответы на них выступающих;

· Краткая дискуссия по теме семинара;

· Заключительное слово преподавателя.

Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором формулируются цели занятия и основные обсуждаемые вопросы.

После этого слово для доклада предоставляется студентам, готовившим сообщение по теме семинара (не более 2-х человек на одну тему).

Доклад должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не заглядывая в текст. После краткого вступления, в котором подчеркиваются актуальность работы, следует переходить к существу работы и основным выводам. Говорить следует не торопясь, обращаясь, по мере надобности, к демонстрационным материалам.

Вопросы по теме должны задаваться не только преподавателем, но в обязательном порядке и студентами. При этом содержание вопросов может касаться проблем, смежных с обсуждаемой темой.

Дискуссия по теме семинара должна состоять из кратких выступлений студентов, высказыванием критических замечаний, как по существу обсуждаемых вопросов, так и по содержанию представленного материала.

Заканчивается семинарское занятие заключительным словом преподавателя, в котором он дает оценку докладам и выступлениям обучаемых. При этом оцениваются:

· Содержание выступлений и форма изложения материала;

· Уровень задаваемых вопросов;

· Характер ответов на вопросы;

· Участие в дискуссии.

Кроме этого преподаватель рекомендует литературные и иные источники для самостоятельной дополнительной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплинам подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета или экзамена. К зачету (экзамену) допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.

 

 

II. Планы семинарских занятий

План семинарского занятия №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.01 с.)