Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»Содержание книги
Поиск на нашем сайте ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра коммерции
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 2
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ___________________________ ___________________________
«» _____________ 200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
Для направлений 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
Преподавание дисциплины " экология" имеет целью: дать анализ проблемы преобразований окружающей среды, выявить взаимодействие социальных, естественных и технических наук в понимании окружающей среды; обеспечить студентам знания об основных понятиях экологии; выявить тенденции социального управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития; помочь студентам овладеть основной методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания. Экология, являясь комплексной наукой, предстает как учение об отношении организма и окружающей среды, а также о его связях с природными сообществами, взаимоотношениях человека и природной среды, а также о связях социумов с непосредственным окружением. В результате изучения дисциплины "экология" студент должен иметь представление: об экологии как комплексной дисциплине, в которой пересекаются интересы естественных, социальных, и технических наук; многообразии экологических процессов в связи с их социальной детерминацией; новых концепциях взаимодействия социальных и личностных факторов с природными процессами. Знать: основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»; концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы; системный подход к социоприродным комплексам. Владеть: навыками определения специфики основных форм природных экосистем с их окружением; знанием особенностей взаимоотношения естественных экосистем человека и социальными образованиями; пониманием механизмов регуляции и контроля естественными социоприродными комплексами. Иметь опыт: организации локальных, региональных и национальных форм экосистем; поиска и использования информации о формах биоэкологических и социоэкологических систем; анализа природопользования в условиях рынка; использования материалов курса «экология» в практических целях. Учебная дисциплина «экология» изучается студентами всех специальностей Института управления и экономики. Цель обучения – раскрыть специфику экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам). Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким специальностям как: «История Отечества», «Обществоведение», «Социология», «Философия», «Политология», «Культурология», «Экология». Структурно-логический курс «экология» имеет внутреннюю логику и содержит следующие разделы: 1. Предмет экологии. 2. Пути взаимодействия природы и общества. 3. Сфера экологического сознания.
I. Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Предмет экологии Тема 1. Становление экологии и ее предмет Возникновение экологии. Предмет и объект экологии, ее основные понятия. Место человека и общества в отношении к окружающей среде. Искусственная и естественная среда обитания людей. Отношение экологии к другим наукам: биологии, геологии, географии, экономике и социологии. Экология и демография.
Тема 2. Природные факторы окружающей среды и их Становление экологии, ее предмет, объект и задачи. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы. Природные типы экосистем: биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы. Концепция биосферы П. Тейара де Шардена и В.И. Вернадского и тенденции ее эволюции.
Тема 3. Принцип системности в классической экологии Природные типы экосистем: экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли. Концепция биосферы В.И. Вернадского, ее функционирования и развития. Глобальная эволюция биосферы и влияние экосистем человека (антропосистем) на природные процессы. ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
Семинарские занятия проводится по основным, наиболее сложным темам или разделам программы и имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики. Планы семинарского занятия и организационно-методические указания к ним обсуждаются на кафедре, утверждаются ее заведующим и вручаются в начале очередного семестра. Преподаватель, руководящий семинаром, обязан иметь методический план, соответствующий рабочей программе дисциплины, в котором предусматриваются содержание вступительного слова, распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов, перечень основных контрольных (дополнительных) вопросов. Студенты, по согласованию с преподавателем, выбирают темы для выступления на семинаре. Семинарское занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по заранее подготовленным студентами докладам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.). Семинарское занятие проводится в соответствии методическим планом и рабочей программой по дисциплине. Семинарское занятие включает в себя следующие виды работ: · Вступительное слово преподавателя; · Выступления студентов с докладами по теме семинара; · Вопросы со стороны преподавателя, студентов и ответы на них выступающих; · Краткая дискуссия по теме семинара; · Заключительное слово преподавателя. Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором формулируются цели занятия и основные обсуждаемые вопросы. После этого слово для доклада предоставляется студентам, готовившим сообщение по теме семинара (не более 2-х человек на одну тему). Доклад должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не заглядывая в текст. После краткого вступления, в котором подчеркиваются актуальность работы, следует переходить к существу работы и основным выводам. Говорить следует не торопясь, обращаясь, по мере надобности, к демонстрационным материалам. Вопросы по теме должны задаваться не только преподавателем, но в обязательном порядке и студентами. При этом содержание вопросов может касаться проблем, смежных с обсуждаемой темой. Дискуссия по теме семинара должна состоять из кратких выступлений студентов, высказыванием критических замечаний, как по существу обсуждаемых вопросов, так и по содержанию представленного материала. Заканчивается семинарское занятие заключительным словом преподавателя, в котором он дает оценку докладам и выступлениям обучаемых. При этом оцениваются: · Содержание выступлений и форма изложения материала; · Уровень задаваемых вопросов; · Характер ответов на вопросы; · Участие в дискуссии. Кроме этого преподаватель рекомендует литературные и иные источники для самостоятельной дополнительной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплинам подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета или экзамена. К зачету (экзамену) допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.
II. Планы семинарских занятий План семинарского занятия №1 План семинарского занятия №2 План семинарского занятия № 3 План семинарского занятия №4 Приложение 4
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I Общие положения Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения. Слово «реферат» имеет два значения: 1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного или рукописного текста с приложением графического, картографического и табличного материалов. Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально. Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания. При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация. В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов. II Темы контрольных работ 1. Проблема человека и общества и их отношение с окружающей средой. 2. Биосфера как внешний регулятивный фактор эволюции природы и становления человека. 3. Комплексный характер становления биосферы. 4. Основные формы экосистем человека (антропосистем). 5. Натуралистичная и социокультурная модели экосистем человека. 6. Становление человека как процесс ноогенеза (возникновение разума). 7. Человек как биосоциальное существо. 8. Норма и патология человека и их связь с условиями его существования. 9. Борьба с результатами радиации, аллергии и последствия катастроф. 10. Экология и деятельность людей. 11. Глобальные аспекты экологии. 12. Региональные и национальные аспекты экологии. 13. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы. 14. Экологическое сознание и его особенности. 15. Восприятие мира природы человеком. 16. Рациональность взаимоотношений природы и общества. 17. Управление как единство сознания и действия и его значение для оптимизации социоприродных систем. 18. Особенности городской экологической среды. 19. Качество жизни и качество окружающей среды. 20. Экологическая политика и ее роль в охране окружающей среды. 21. Экология и проблема народонаселения.
III Требования к оформлению контрольной работы (реферата) Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения. Слово «реферат» имеет два значения: 1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного текста (Times New Roman, 14 шрифт) с приложением графического, картографического и табличного материалов. Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально. Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания. При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация. В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов. В контрольной работе студент должен показать умение: · работать с литературными источниками; · собирать первичную и вторичную информацию; · группировать и анализировать статистический материал.
Защита реферата производится перед преподавателем или в виде выступления на семинарском занятии.
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург
Экология - наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на здоровье человека; в) влияние человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания; д) в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами.
1. Термин экология предложил:
а) Аристотель; б) Э. Геккель; в) Ч. Дарвин; г) В.И. Вернадский.
3. Популяция – это:
а) группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующее как часть биологического сообщества; б) группа организмов разных видов, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества; в) совокупность особей, функционирующих как часть биотического сообщества; г) совокупность особей одной семьи, контролирующих определенное пространство и функционирующее как часть биотического сообщества.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
а) биосферой; б) тропосферой; в) биогеоценозом; г) экосферой.
5. Сообщество живых и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого «взаимодействия между элементами живой и неживой природы, называется:
а) популяцией; б) экосистемой; в) биосферой; г) биогеоценозом. 6. Толерантность- это способность организмов:
а) выдержать изменение условий среды; б) приспосабливаться к новым условиям; в) образовывать локальные формы; г) приспосабливаться к строго определенным условиям.
7. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:
а) лесных пожаров; б) отмирания значительного количества биомассы в системе; в) истощение озонового слоя; г) обработки растений пестицидами.
8 К глобально-экологическим проблемам относятся:
а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия; б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере; в) истощение озонового слоя; г) загрязнение морского побережья в районе больших городов; д) хищнические способы охоты и рыболовства.
9. К главным почвообразующим факторам относятся:
а) климат; б) время; в) живые организмы; г) материнская порода; д) рельеф.
10. Основными компонентами почвы являются:
а) минеральные частицы: б) редуценты; в) детрит; г) детритофаги; д) гумус.
11. Среди перечисленных систем естественными биогеоценозами являются:
а) лес; б) поле кормовых трав; в) болото; г) парк; д) сад.
12. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животные; б) увеличение видового разнообразия организмов; в) уменьшение видового разнообразия организмов; г) увеличение биомассы органического вещества; д) уменьшение чистой продукции сообщества.
13 Cоциоприродный комплекс - это:
а) система, включающая доминирование природного начала; б) система, предполагающая превалирование социокультурные факторов; в) система, в которой эти начала равноправны; г) Система в которой наблюдается взаимозависимость природного и социального.
14. Основные типы социоприродных экосистем: а) Антропоценозы; б) антрополокали; в) антропогенез; г) зооценоз; д) фитоценоз.
15. Основные тенденции развития антропосистем: а) Прогрессивные и регрессивные; б) региональные; в) локальные; г) национальные.
Что не является ноосферой? а) Рациональное осмысление преобразования природы; б) Вмешательство человека и общества в объективные процессы изменений, связанных с безопасностью общества; в) Формирование и развитие как естественных / социокультурных систем; г) Идеал, к которому должно стремиться человечество, чтобы сохранить естественную природную среду и самого себя.
25. Экологизация предполагает:
а) Социокультурные преобразования; б) прогнозирование человеческой деятельности; в) приведение в полное соответствие окружающей среды и осмысленных действий человека и общества; г) контроль и регуляцию человеческой деятельности.
26. Понятие ноосферы связывается со следующими тенденциями:
а) с прогнозируемым будущим; б) с системой капиталовложений; в) с предотвращением демографического давления на природу; г) с развитием научного разума как основы предупреждения экологических кризисов и катастроф. 27. Какие преобразования в науке открывают новую эпоху в экологии?
а) достижения, связанные со становлением и развитием электрической отрасли индустрии; б) нововведения в области коммуникаций (телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютеризация); в) выявление угрозы экологического кризиса (А. Печчеи, Дж Форрестер, супруги Медоузы и пр.); г) создание компьютерных технологий (конец XX - начало XXI в.). д) разработка академиком 'М.Н. Моисеевым математическим моделей глобальной ядерной войны и М.И. Будыко концепции глобального экологического кризиса во второй половине XX в.
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра коммерции
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 2
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ___________________________ ___________________________
«» _____________ 200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
Для направлений 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
Преподавание дисциплины " экология" имеет целью: дать анализ проблемы преобразований окружающей среды, выявить взаимодействие социальных, естественных и технических наук в понимании окружающей среды; обеспечить студентам знания об основных понятиях экологии; выявить тенденции социального управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития; помочь студентам овладеть основной методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания. Экология, являясь комплексной наукой, предстает как учение об отношении организма и окружающей среды, а также о его связях с природными сообществами, взаимоотношениях человека и природной среды, а также о связях социумов с непосредственным окружением. В результате изучения дисциплины "экология" студент должен иметь представление: об экологии как комплексной дисциплине, в которой пересекаются интересы естественных, социальных, и технических наук; многообразии экологических процессов в связи с их социальной детерминацией; новых концепциях взаимодействия социальных и личностных факторов с природными процессами. Знать: основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»; концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы; системный подход к социоприродным комплексам. Владеть: навыками определения специфики основных форм природных экосистем с их окружением; знанием особенностей взаимоотношения естественных экосистем человека и социальными образованиями; пониманием механизмов регуляции и контроля естественными социоприродными комплексами. Иметь опыт: организации локальных, региональных и национальных форм экосистем; поиска и использования информации о формах биоэкологических и социоэкологических систем; анализа природопользования в условиях рынка; использования материалов курса «экология» в практических целях. Учебная дисциплина «экология» изучается студентами всех специальностей Института управления и экономики. Цель обучения – раскрыть специфику экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам). Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким специальностям как: «История Отечества», «Обществоведение», «Социология», «Философия», «Политология», «Культурология», «Экология». Структурно-логический курс «экология» имеет внутреннюю логику и содержит следующие разделы: 1. Предмет экологии. 2. Пути взаимодействия природы и общества. 3. Сфера экологического сознания.
I. Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Предмет экологии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |