Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра коммерции
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 2
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ___________________________ ___________________________
«» _____________ 200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
Для направлений 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
Преподавание дисциплины " экология" имеет целью: дать анализ проблемы преобразований окружающей среды, выявить взаимодействие социальных, естественных и технических наук в понимании окружающей среды; обеспечить студентам знания об основных понятиях экологии; выявить тенденции социального управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития; помочь студентам овладеть основной методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания. Экология, являясь комплексной наукой, предстает как учение об отношении организма и окружающей среды, а также о его связях с природными сообществами, взаимоотношениях человека и природной среды, а также о связях социумов с непосредственным окружением. В результате изучения дисциплины "экология" студент должен иметь представление: об экологии как комплексной дисциплине, в которой пересекаются интересы естественных, социальных, и технических наук; многообразии экологических процессов в связи с их социальной детерминацией; новых концепциях взаимодействия социальных и личностных факторов с природными процессами. Знать: основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»; концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы; системный подход к социоприродным комплексам. Владеть: навыками определения специфики основных форм природных экосистем с их окружением; знанием особенностей взаимоотношения естественных экосистем человека и социальными образованиями; пониманием механизмов регуляции и контроля естественными социоприродными комплексами. Иметь опыт: организации локальных, региональных и национальных форм экосистем; поиска и использования информации о формах биоэкологических и социоэкологических систем; анализа природопользования в условиях рынка; использования материалов курса «экология» в практических целях. Учебная дисциплина «экология» изучается студентами всех специальностей Института управления и экономики. Цель обучения – раскрыть специфику экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам). Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким специальностям как: «История Отечества», «Обществоведение», «Социология», «Философия», «Политология», «Культурология», «Экология». Структурно-логический курс «экология» имеет внутреннюю логику и содержит следующие разделы: 1. Предмет экологии. 2. Пути взаимодействия природы и общества. 3. Сфера экологического сознания.
I. Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Предмет экологии Тема 1. Становление экологии и ее предмет Возникновение экологии. Предмет и объект экологии, ее основные понятия. Место человека и общества в отношении к окружающей среде. Искусственная и естественная среда обитания людей. Отношение экологии к другим наукам: биологии, геологии, географии, экономике и социологии. Экология и демография.
Тема 2. Природные факторы окружающей среды и их Становление экологии, ее предмет, объект и задачи. Природные факторы окружающей среды и их регулятивные механизмы. Природные типы экосистем: биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы. Концепция биосферы П. Тейара де Шардена и В.И. Вернадского и тенденции ее эволюции.
Тема 3. Принцип системности в классической экологии Природные типы экосистем: экологические ниши, биогеоценозы, ландшафтные зоны, континентальные и океанические регионы и биосфера Земли. Концепция биосферы В.И. Вернадского, ее функционирования и развития. Глобальная эволюция биосферы и влияние экосистем человека (антропосистем) на природные процессы. ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
Семинарские занятия проводится по основным, наиболее сложным темам или разделам программы и имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, ведения полемики. Планы семинарского занятия и организационно-методические указания к ним обсуждаются на кафедре, утверждаются ее заведующим и вручаются в начале очередного семестра. Преподаватель, руководящий семинаром, обязан иметь методический план, соответствующий рабочей программе дисциплины, в котором предусматриваются содержание вступительного слова, распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов, перечень основных контрольных (дополнительных) вопросов. Студенты, по согласованию с преподавателем, выбирают темы для выступления на семинаре. Семинарское занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по заранее подготовленным студентами докладам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.). Семинарское занятие проводится в соответствии методическим планом и рабочей программой по дисциплине. Семинарское занятие включает в себя следующие виды работ: · Вступительное слово преподавателя; · Выступления студентов с докладами по теме семинара; · Вопросы со стороны преподавателя, студентов и ответы на них выступающих; · Краткая дискуссия по теме семинара; · Заключительное слово преподавателя. Семинарское занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором формулируются цели занятия и основные обсуждаемые вопросы. После этого слово для доклада предоставляется студентам, готовившим сообщение по теме семинара (не более 2-х человек на одну тему). Доклад должен быть тщательно подготовлен. Рекомендуется продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует, не заглядывая в текст. После краткого вступления, в котором подчеркиваются актуальность работы, следует переходить к существу работы и основным выводам. Говорить следует не торопясь, обращаясь, по мере надобности, к демонстрационным материалам. Вопросы по теме должны задаваться не только преподавателем, но в обязательном порядке и студентами. При этом содержание вопросов может касаться проблем, смежных с обсуждаемой темой. Дискуссия по теме семинара должна состоять из кратких выступлений студентов, высказыванием критических замечаний, как по существу обсуждаемых вопросов, так и по содержанию представленного материала. Заканчивается семинарское занятие заключительным словом преподавателя, в котором он дает оценку докладам и выступлениям обучаемых. При этом оцениваются: · Содержание выступлений и форма изложения материала; · Уровень задаваемых вопросов; · Характер ответов на вопросы; · Участие в дискуссии. Кроме этого преподаватель рекомендует литературные и иные источники для самостоятельной дополнительной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплинам подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе практических занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета или экзамена. К зачету (экзамену) допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.
II. Планы семинарских занятий План семинарского занятия №1 План семинарского занятия №2 План семинарского занятия № 3 План семинарского занятия №4 Приложение 4
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I Общие положения Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения. Слово «реферат» имеет два значения: 1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного или рукописного текста с приложением графического, картографического и табличного материалов. Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально. Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания. При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация. В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов. II Темы контрольных работ 1. Проблема человека и общества и их отношение с окружающей средой. 2. Биосфера как внешний регулятивный фактор эволюции природы и становления человека. 3. Комплексный характер становления биосферы. 4. Основные формы экосистем человека (антропосистем). 5. Натуралистичная и социокультурная модели экосистем человека. 6. Становление человека как процесс ноогенеза (возникновение разума). 7. Человек как биосоциальное существо. 8. Норма и патология человека и их связь с условиями его существования. 9. Борьба с результатами радиации, аллергии и последствия катастроф. 10. Экология и деятельность людей. 11. Глобальные аспекты экологии. 12. Региональные и национальные аспекты экологии. 13. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы. 14. Экологическое сознание и его особенности. 15. Восприятие мира природы человеком. 16. Рациональность взаимоотношений природы и общества. 17. Управление как единство сознания и действия и его значение для оптимизации социоприродных систем. 18. Особенности городской экологической среды. 19. Качество жизни и качество окружающей среды. 20. Экологическая политика и ее роль в охране окружающей среды. 21. Экология и проблема народонаселения.
III Требования к оформлению контрольной работы (реферата) Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения. Слово «реферат» имеет два значения: 1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного текста (Times New Roman, 14 шрифт) с приложением графического, картографического и табличного материалов. Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально. Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания. При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация. В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов. В контрольной работе студент должен показать умение: · работать с литературными источниками; · собирать первичную и вторичную информацию; · группировать и анализировать статистический материал.
Защита реферата производится перед преподавателем или в виде выступления на семинарском занятии.
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции рок обучения: 1 месяц
Санкт-Петербург
Экология - наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на здоровье человека; в) влияние человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания; д) в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами.
1. Термин экология предложил:
а) Аристотель; б) Э. Геккель; в) Ч. Дарвин; г) В.И. Вернадский.
3. Популяция – это:
а) группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующее как часть биологического сообщества; б) группа организмов разных видов, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества; в) совокупность особей, функционирующих как часть биотического сообщества; г) совокупность особей одной семьи, контролирующих определенное пространство и функционирующее как часть биотического сообщества.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
а) биосферой; б) тропосферой; в) биогеоценозом; г) экосферой.
5. Сообщество живых и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого «взаимодействия между элементами живой и неживой природы, называется:
а) популяцией; б) экосистемой; в) биосферой; г) биогеоценозом. 6. Толерантность- это способность организмов:
а) выдержать изменение условий среды; б) приспосабливаться к новым условиям; в) образовывать локальные формы; г) приспосабливаться к строго определенным условиям.
7. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:
а) лесных пожаров; б) отмирания значительного количества биомассы в системе; в) истощение озонового слоя; г) обработки растений пестицидами.
8 К глобально-экологическим проблемам относятся:
а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия; б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере; в) истощение озонового слоя; г) загрязнение морского побережья в районе больших городов; д) хищнические способы охоты и рыболовства.
9. К главным почвообразующим факторам относятся:
а) климат; б) время; в) живые организмы; г) материнская порода; д) рельеф.
10. Основными компонентами почвы являются:
а) минеральные частицы: б) редуценты; в) детрит; г) детритофаги; д) гумус.
11. Среди перечисленных систем естественными биогеоценозами являются:
а) лес; б) поле кормовых трав; в) болото; г) парк; д) сад.
12. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животные; б) увеличение видового разнообразия организмов; в) уменьшение видового разнообразия организмов; г) увеличение биомассы органического вещества; д) уменьшение чистой продукции сообщества.
13 Cоциоприродный комплекс - это:
а) система, включающая доминирование природного начала; б) система, предполагающая превалирование социокультурные факторов; в) система, в которой эти начала равноправны; г) Система в которой наблюдается взаимозависимость природного и социального.
14. Основные типы социоприродных экосистем: а) Антропоценозы; б) антрополокали; в) антропогенез; г) зооценоз; д) фитоценоз.
15. Основные тенденции развития антропосистем: а) Прогрессивные и регрессивные; б) региональные; в) локальные; г) национальные.
Что не является ноосферой? а) Рациональное осмысление преобразования природы; б) Вмешательство человека и общества в объективные процессы изменений, связанных с безопасностью общества; в) Формирование и развитие как естественных / социокультурных систем; г) Идеал, к которому должно стремиться человечество, чтобы сохранить естественную природную среду и самого себя.
25. Экологизация предполагает:
а) Социокультурные преобразования; б) прогнозирование человеческой деятельности; в) приведение в полное соответствие окружающей среды и осмысленных действий человека и общества; г) контроль и регуляцию человеческой деятельности.
26. Понятие ноосферы связывается со следующими тенденциями:
а) с прогнозируемым будущим; б) с системой капиталовложений; в) с предотвращением демографического давления на природу; г) с развитием научного разума как основы предупреждения экологических кризисов и катастроф. 27. Какие преобразования в науке открывают новую эпоху в экологии?
а) достижения, связанные со становлением и развитием электрической отрасли индустрии; б) нововведения в области коммуникаций (телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютеризация); в) выявление угрозы экологического кризиса (А. Печчеи, Дж Форрестер, супруги Медоузы и пр.); г) создание компьютерных технологий (конец XX - начало XXI в.). д) разработка академиком 'М.Н. Моисеевым математическим моделей глобальной ядерной войны и М.И. Будыко концепции глобального экологического кризиса во второй половине XX в.
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра коммерции
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»
рок обучения: 1
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
Приложение 2
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ___________________________ ___________________________
«» _____________ 200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
Для направлений 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм» Для факультета менеджмента, социального управления Кафедра коммерции
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
Преподавание дисциплины " экология" имеет целью: дать анализ проблемы преобразований окружающей среды, выявить взаимодействие социальных, естественных и технических наук в понимании окружающей среды; обеспечить студентам знания об основных понятиях экологии; выявить тенденции социального управления экологическими системами в контексте их функционирования и развития; помочь студентам овладеть основной методикой системного подхода к проблеме взаимодействия природы, человека, общества, взаимосвязи человека и среды его обитания. Экология, являясь комплексной наукой, предстает как учение об отношении организма и окружающей среды, а также о его связях с природными сообществами, взаимоотношениях человека и природной среды, а также о связях социумов с непосредственным окружением. В результате изучения дисциплины "экология" студент должен иметь представление: об экологии как комплексной дисциплине, в которой пересекаются интересы естественных, социальных, и технических наук; многообразии экологических процессов в связи с их социальной детерминацией; новых концепциях взаимодействия социальных и личностных факторов с природными процессами. Знать: основные понятия экологии: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера», «ноосфера», «антропосфера»; концепцию биосферы В.И. Вернадского и его понимание ноосферы; системный подход к социоприродным комплексам. Владеть: навыками определения специфики основных форм природных экосистем с их окружением; знанием особенностей взаимоотношения естественных экосистем человека и социальными образованиями; пониманием механизмов регуляции и контроля естественными социоприродными комплексами. Иметь опыт: организации локальных, региональных и национальных форм экосистем; поиска и использования информации о формах биоэкологических и социоэкологических систем; анализа природопользования в условиях рынка; использования материалов курса «экология» в практических целях. Учебная дисциплина «экология» изучается студентами всех специальностей Института управления и экономики. Цель обучения – раскрыть специфику экологического подхода к естественным и искусственным образованиям (природным и социокультурным процессам). Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким специальностям как: «История Отечества», «Обществоведение», «Социология», «Философия», «Политология», «Культурология», «Экология». Структурно-логический курс «экология» имеет внутреннюю логику и содержит следующие разделы: 1. Предмет экологии. 2. Пути взаимодействия природы и общества. 3. Сфера экологического сознания.
I. Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Предмет экологии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.012 с.) |