ТОП 10:

Методические указания к изучению



Студентам, занимающимися проблемами менеджмента, необходимо ознакомиться с особенностями управления социоприродными системами. Остановимся далее на центральной проблеме регуляции и контроля социоприродной деятельности.

Практическое (семинарское) занятие обращено к управлению социально-экологическими системами.

Первый доклад посвящен структуре системы управления антропосистемами. Следует обратить внимание докладчика, что управление экологической деятельностью – это система воздействий на процессы проектирования и производства, связанные с преобразованием окружающей среды, ведущими к серьезным для человека и природы угрозам и опасностям. Студенту следует отметить, что безопасное управление природными ресурсами предполагает контроль качества среды обитания. Эти-то проблемы и должны быть раскрыты в докладе. Серьезное место следует уделить в докладе вопросам социально-экологического контроля.

Следующий доклад и посвящен механизмам контроля за экологической деятельностью социума. В этом докладе необходимо раскрыть информационные, предупредительные и карательные методы, с помощью которых и осуществляется ее регулирование. Студенту следует дать анализ первичной, вторичной и третичной экономической информации в подготовке последующего принятия решения.

Далее остановимся на экономических аспектах экологической деятельности в третьем докладе по указанной теме. Студенту в этом докладе необходимо показать, что экологическое сопровождение хозяйственной деятельности включает оценку воздействия на окружающую среду, подготовку технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов.

Останавливаясь на экономической стороне дела, докладчику следует обратиться к затратно-прибыльному анализу предполагающему сравнение предполагаемых затрат с ожидаемой прибылью. Необходимо также разработать вопрос об основных компонентах цены загрязнения – потери ресурса, стоимости ликвидации загрязнения и цены здоровья людей. В этом же докладе требуется осмыслить значение мониторинга (наблюдения) окружающей среды, проблем менеджмента предприятия и маркетингового подхода.

Четвертый доклад обращает внимание студентов на экологические права и обязанности граждан Российской Федерации, где требуется выявить структуру этих прав и обязанностей, выявить систему руководства экологической деятельности, систему льгот и штрафов, платы за загрязнения.

 

План семинарского занятия №4

Тема 10: «Проблема ноосферы и экологизация общества»

Темы докладов:

1. Поль Тейар де Шарден и В.И. Вернадский о ноосфере.

2. Научный разум как основа экологизации общества.

3. Взаимоотношение экологии, этики, образования и СМИ.

Список литературы:

1. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука,1987

3. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994

4. Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000

Методические указания к изучению

Тема 10 посвящена проблеме ноосферы и экологизации общества. Эта тема позволяет студентам раскрыть основные тенденции, связанные с экологическими измерениями, характеризующими развитие ноосферы (оболочки разума), которая охватывает все процессы, как жизни общества, так и его отношение к природе.

Останавливаясь на первом вопросе, следует отметить, что В.И. Вернадский, опираясь на идеи Э Леруа и П. Тейара де Шардена, предложили понятие ноосферы, под которым он понимал, во-первых, рациональное осмысливание преобразования природы, во-вторых, вмешательство человека и общества в объективные процессы изменений, связанных с перестройкой биосферы и, в-третьих, формирование и развитие, как естественных (природных), так и искусственных (социокультурных) систем под влиянием человеческого разума.

Практическое (семенарское) занятие касается темы № 10 «Ноосфера и экологизация общества». Эта тема позволяет студентам раскрыть основные тенденции, связанные с развитием ноосферы (оболочки разума на Земле) и в связи с этим вопросы об экологизации интеллекта, развития научного разума, а также экологической этики. Образования в этой отрасли и деятельности СМИ в области изучения окружающей среды. Здесь следует обратиться к трудам В.И. Вернадского и дать анализ проблем неосферы, раскрыть путь ее возможного развития. Необходимым представляется осветить в докладе богословную идею неосферы, предложенную П. Тейаром де Шарденом. Студентам рекомендуется осветить вопрос о путях преодоления трудностей, вызванных теми научными открытиями и инженерными инновациями, которые открыли путь к изучению и использованию атомной энергии, а также интернациональных технологий и биотехнологий. Особое значение В.И. Вернадский и Н.Ф Реймерс придавали этическим факторам, к раскрытию которых должен обратиться докладчик. Студентам следует уделить особое внимание проблеме экологического образования, которое рассматривается как важнейший фактор ориентации молодежи на проблему будущего развития человечества. Следует вместе с тем студентам обсудить вопрос о роли средств массовой информации (СМИ) в разрешении многочисленных последствий кризисных ситуаций в области взаимоотношения общества и природы.

 


Приложение 4

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

ЭКОЛОГИЯ

 

Для направлений: 080300 «Коммерция», 100200 «Туризм»

Для факультета менеджмента, социального управления

Кафедра коммерции

 

 

рок обучения: 1 месяц

 

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения 25-25
Темы контрольных работ 25-26
Требования к оформлению контрольной работы 26-26
Работа с литературными источниками 27-27
Приложение 28-28
     
     

 


I Общие положения

Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Слово «реферат» имеет два значения:

1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи;

2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного или рукописного текста с приложением графического, картографического и табличного материалов.

Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально.

Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания.

При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация.

В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов.

II Темы контрольных работ

1. Проблема человека и общества и их отношение с окружающей средой.

2. Биосфера как внешний регулятивный фактор эволюции природы и становления человека.

3. Комплексный характер становления биосферы.

4. Основные формы экосистем человека (антропосистем).

5. Натуралистичная и социокультурная модели экосистем человека.

6. Становление человека как процесс ноогенеза (возникновение разума).

7. Человек как биосоциальное существо.

8. Норма и патология человека и их связь с условиями его существования.

9. Борьба с результатами радиации, аллергии и последствия катастроф.

10. Экология и деятельность людей.

11. Глобальные аспекты экологии.

12. Региональные и национальные аспекты экологии.

13. Правовые аспекты регуляции взаимодействия общества и природы.

14. Экологическое сознание и его особенности.

15. Восприятие мира природы человеком.

16. Рациональность взаимоотношений природы и общества.

17. Управление как единство сознания и действия и его значение для оптимизации социоприродных систем.

18. Особенности городской экологической среды.

19. Качество жизни и качество окружающей среды.

20. Экологическая политика и ее роль в охране окружающей среды.

21. Экология и проблема народонаселения.

 

 

III Требования к оформлению контрольной работы (реферата)

Контрольные работы, написание реферата проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом, чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Слово «реферат» имеет два значения:

1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи;

2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического образа литературы и других источников. Объем реферата 10-15 страниц печатного текста (Times New Roman, 14 шрифт) с приложением графического, картографического и табличного материалов.

Контрольные работы выполняются каждым студентом индивидуально.

Срок выполнения работы 1 неделя с момента получения задания.

При выполнении контрольной работы используется учебная, научно-методическая и справочная литература с привлечением картографических материалов, а также нормативно-техническая документация.

В контрольной работе должна быть обоснована актуальность темы и проанализировано состояние рассматриваемых вопросов, а также дан анализ графических, картографических и табличных материалов.

В контрольной работе студент должен показать умение:

· работать с литературными источниками;

· собирать первичную и вторичную информацию;

· группировать и анализировать статистический материал.

 

Защита реферата производится перед преподавателем или в виде выступления на семинарском занятии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.008 с.)