Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы теории принятия решений
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Основные понятия теории принятия решений При использовании в задачах принятия решений математических моделей сравнение вариантов действий должно осуществляться на основе исследования моделей, позволяющих оценить эффективность различных вариантов и выявить предпочтение между ними. В этом случае построение и использование модели становятся неотъемлемой частью процесса принятия решения. Модель проблемной ситуации Основные этапы процесса принятия решения. В общем случае можно указать следующие основные этапы процесса принятия решения: 1) Определение (постановка, уяснение) целей (задач). 2) Выбор наиболее предпочтительного варианта действий, ведущих к достижению (полному или только частичному) этих целей. 3) Реализация решения (выбранного варианта действий). Например, процесс выработки решений командиром включает: 1) уяснение поставленной боевой задачи (т.е. замысла старшего начальника, роли и места своей части или подразделения, задач соседей, сроков выполнения задачи); 2) а) оценку обстановки (условий выполнения задачи), анализ противника, своих сил, местности и т.п.; б) разработку замысла предстоящих действий, который обычно включает несколько вариантов решения поставленной задачи; в) выбор наилучшего варианта действий; г) формулировку принятого решения (обычно в виде соответствующего документа); 3) выполнение поставленной задачи в соответствии с принятым решением. Моделирование предполагает упрощение описания, но такое упрощение, при котором сохранилась бы главная идея решения и можно было бы оценить его последствия. Поэтому именно на этапе выбора варианта действий возникают наибольшие возможности применения математических моделей и методов исследования. При использовании в задачах принятия решений математических моделей сравнение вариантов действий должно осуществляться на основе исследования моделей, позволяющих оценить эффективность различных вариантов и выявить предпочтение между ними. В этом случае построение и использование модели становятся неотъемлемой частью процесса принятия решения. В реальных, практических задачах построение и анализ математической модели производит обычно не само лицо принимающее решение (ЛПР), а специально назначенный человек (или группа людей), которого далее будем называть исследователем. Исследователь на основе анализа построенной модели предлагает ЛПР рекомендации по принятию решений. При необходимости исследователь обращается с целью получения необходимой информации к соответствующим квалифицированным специалистам - экспертам.
Общая схема модели проблемной ситуации. Для достижения поставленных целей ЛПР имеет в своем распоряжении некоторый запас (ресурс) активных средств. К таким средствам в задачах экономического характера могут относиться запасы сырья и материалов, станочный парк, рабочая сила, денежные средства, а в задачах военного характера - оружие, боеприпасы, личный состав, специальная техника и т.п. Способы действий, т.е. способы использования активных средств, называются стратегиями. Исход (результат), к которому может привести выбранная стратегия, в общем случае зависит также и от некоторых факторов. Все такие факторы (их иногда называют неконтролируемыми) с точки зрения наличия информации о них разделяются на две группы. - Определенные (фиксированные) факторы, значения которых известны. - Неопределенные факторы, для которых заранее (до реализации стратегии) неизвестно, какое значение они примут (или приняли). В зависимости от происхождения неопределенные факторы делятся на случайные и неопределенные нестохастического характера. Неопределенные факторы нестохастического характера, в свою очередь, подразделяются на природные (появляющиеся из-за недостаточной изученности каких-либо явлений) и на противодействующие, или стратегические (обусловленные наличием людей, преследующих собственные цели). Примером определенных факторов является местность, на которой будут проводиться боевые действия, случайных с известным распределением - рассеивание снарядов и ракет, природных - погодные условия, противодействующих - неизвестное заранее поведение противника. Математическая модель проблемной ситуации должна формально задавать все перечисленные компоненты. Поэтому общую схему такой модели можно упрощенно представить в виде системы
где G - множество исходов; r - модель предпочтений ЛПР во множестве распределений вероятностей на G; U - множество стратегий; L - множество возможных значений неопределенного фактора; y - функция, ставящая в соответствие фиксированной стратегии u и значению неопределенного фактора l некоторый исход g; Q - вся остальная информация о проблемной ситуации, представленная в формализованном виде (сведения о неопределенном факторе, предпочтениях других лиц - участников ситуации и др.). Следует отметить, что наиболее часто предпочтения описываются с использованием специальных функций - критериев (или показателей эффективности). Под критерием понимается определенная на множестве G числовая функция, используемая для оценки (измерения) интенсивности некоторого свойства исходов, важного с точки зрения достижения поставленных целей. Создание математической модели для практической задачи принятия решений нередко является сложной процедурой, состоящей из ряда формализованных и неформализованных этапов. В процессе анализа модели (1.1) могут уточняться все ее элементы, так как ЛПР в ходе исследований может лучше уяснять задачу и уточнять (формировать) свои предпочтения. При построении модели исследователь может обращаться к ЛПР, задавая ему специальным образом сформулированные вопросы для выявления его предпочтений, отношения к риску, для получения сведений о неопределенных факторах и т.п. С целью получения информации, необходимой для построения множества стратегий U и исходов G, функции Y, уточнения неопределенных факторов и т.п., исследователь может обращаться и к экспертам. Как вопросы к ЛПР и экспертам, так и рекомендации для ЛПР должны формулироваться в понятной и удобной для них форме. Принцип оптимальности. Построенная модель проблемной ситуации (1.1) используется для выделения наилучшей (оптимальной) стратегии u * или же (например, когда информации о предпочтениях или о неопределенном факторе недостаточно) для сужения множества U до более узкого его подмножества U*, из которого и надлежит далее (после получения дополнительной информации и соответствующего пополнения «блоков» r и Q) произвести окончательный выбор. Для построения множества U* (в частности, для выделения наилучшей стратегии) применяются специальные правила принятия (выбора) решений. Такие правила называются принципами оптимальности. Принцип оптимальности тем сильнее, чем уже выделяемое им множество U*. Математически принцип оптимальности задается отображением c, которое ставит в соответствие задаче принятия решений, представленной моделью D (1.1), множество U* Í U (называемое решением этой задачи): U* = c(D). В связи с большим разнообразием задач принятия решений принцип оптимальности, единый для всех задач, построить, по-видимому, невозможно. Поэтому практически принципы оптимальности разрабатываются для отдельных классов задач принятия решений. Существуют два - совершенно разных подхода к построению (введению) принципов оптимальности - эвристический и аксиоматический. Эвристический подход заключается в том, что выдвигается (постулируется) конкретное правило выбора, которое подкрепляется («обосновывается») некоторыми соображениями, не основанными на четко сформулированных допущениях, из которых они логически вытекают. Иногда этот подход реализуется следующим образом: ЛПР предлагается несколько различных принципов оптимальности, и он применительно к конкретно поставленной задаче должен выбрать один из них. Понятно, что принцип оптимальности должен отражать систему предпочтений ЛПР, его склонность к риску и соответствовать уровню информированности о неопределенных факторах. Поэтому в сложных практических задачах проблема эвристического постулирования (выбора) принципа оптимальности при внимательном и серьезном ее рассмотрении оказывается нередко ничуть не легче исходной проблемы выделения оптимальной стратегии.
Аксиоматический подход в качестве сходной предпосылки принимает не ту или иную конкретную схему выбора, а некоторую систему простых допущений которые формулируются в виде аксиом. Содержание аксиом обычно состоит в том, как должно изменяться решение задачи U* при изменении ее параметров, каким должно быть решение в простых частных случаях (когда оно «очевидно») или какими должны быть его общие свойства. Практическая реализация аксиоматического подхода предполагает наличие достаточно большого числа разнообразных систем аксиом, приемлемость которых необходимо проверять в конкретных решаемых задачах. К сожалению, в настоящее время таких систем создано совсем немного. Это объясняется тем, что аксиоматический подход к проблеме оптимальности является в математике новым и только недавно начал интенсивно развиваться. Задача целераспределения (пример модели проблемной ситуации). Задачи целераспределения заключаются в отыскании планов (стратегий), обеспечивающих наиболее эффективное использование средств связи. Задачи целераспределения являются одними из важнейших в теории эффективности. Для их решения строятся специальные математические модели процессов. В сложных случаях задачи целераспределения могут содержать и неопределенные факторы. Действительно, если, например, противник может защитить своп объекты системой ПВО, нанести удар по пусковым установкам, ракеты которых нацелены на его объект, создать ложные цели и т.п., то в модель боя должны быть введены соответствующие переменные, описывающие указанные факторы. При этом и понятие плана целераспределения станет сложнее: надо будет указывать, например, по каким целям наносить удар той или иной из ракет, уцелевших после удара противника, в зависимости от того, какие именно ракеты остались непораженными, и т.п.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.009 с.) |