Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная роль права и его ф-ции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность права – главная внутренне относи-тельно устойчивая основа права, к-рая отражает его природу и значение в об-ве. В юр.науке сложилось мнение о двойственном х-ре сущности права: 1) с 1 стороны, право выр-ет волю господств. класса на гос.уровне. Оно инструмент не только полит. господства, но одно-временно и общесоц. регулир-я, т.к. обеспечивает функционир-е об-ва как единого социал. организма; 2) 2 сторона сущности права означает, что право как социал.регулятор обесспечивает порядок в обществ.отношениях, регулирует поведение чел-ка и общностей людей, выражая идеи справедлив-ти, свободы,=ва людей, служит благу об-ва, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудит.силы, но принуждение не означает насилие, хотя не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. Сущность права состоит в его социал. роли, в регулир-и обществ. отношений, в орг-ции управ-ления об-вом в целях удовлетворения потреб-ностей и интересов об-ва и его членов. Право служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организов-ть, упорядоченность, стабильность и развитие социал. связей. Общесоциал. роль права конкретизир-ся в его понимании как мере свободы. В пределах своих прав чел-к свободен в своих д-ях, а об-во в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Сущность права раскрыв-ся в его ф-циях. Ф-ции права – основные направления юр. воздействия на обществ. отношения в пределах правового регулир-я. Основные ф-ции: 1. регулятивная – направление правового воздействия, к-рое выр-ся в установлении определен. правил поведения (регуляция обеспечивает комформ. жизнедеят-ть чел-ка, устойчивую жизнь об-ва): а) регулятивно-статическая выр-ся в закреплении правового состояния, св-в субъектов права; б) динамическая предписывает необходимость совершения активных правовых д-й. 2. охранительная – направление правового воздействия, обеспе-чивающее охрану, защиту обществ. отношений отрегулир-ых правом, защиту интересов субъектов права, предполагает применение мер гос. принуждения, юр.ответ-ти (м/б предупредительное д-е). Неосновные ф-ции: 1. компенсаторная – компенсация ущерба причиненного д-ем гос-ва, должн. лиц (в гражд., труд., угол. праве; напр.: оплата вынужден. прогула при восстановлении на работе после незакон. увольнения). 2. ограни-чительная – ограничение некоторых д-й лиц, ущемляющих права других (не допускается пропаганда расовой, нац.вражды). 3. восста-новительная – направлена на восстановление нарушен. прав (восстановление на работе). Группы ф-ций: 1) внутренние (собственно юридич. ф-ции) – сп-бы юр. воздействия на поведение людей и обществ.отношения, к-рые лежат в рамках самого права (охранительная, регулятивная); 2) внешние – нах-ся за пределами права, хар-ют право как соц.регулятов: а) воспитательная; б) социальная (стимулирует положит. поведение (с точки зрения об-ва), ограничивает отрицательное); в) информационно-регулирующая (пропаганда) и др.
10. Принципы (основные начала) права. Принципы права – основные начала, базовые положения, на к-рых строится все с-ма права, любо отдельные отрасли. Значение пр-пов права: отражают единство право-вого содержания и обеспечивают системность права и согласованность составляющих его правовых норм. Для этапов становления и развития с-м права хар-но проявление пр-пов ч/з содержание различных правовых норм, а на современном этапе пр-пы права в >ве правовых с-м современности находят нормативное закрепление Þ в с-ме норм права сущ-ет разновидность специлизир. правовых норм, к-рые наз-ся нормы – пр-пы или нормы – основные начала. Пр-пы права объективно обусловлены х-ром обществ. отношений, на к-рых базируется определенная с-ма права. Х-р пр-пов той или иной правовой с-мы нельзя определять в отрыве от социально-экономич. условий, структуры и содер-жания гос.власти, пр-пов построения и функ-ционир-я всей полит.с-мы об-ва. Существуют различные классификации пр-пов права 1. в завис-ти от содержания закрепленные в праве пр-пы делятся на экономические, политич., религиозные, идеологические, социаль-ные, специально-юридические (к последним относятся пр-пы общеобязат-ти и непротиво-речивости норм права, подразделение права на частное и публичное, гуманности наказания и др.). 2. в завис-тиот типа правовых с-м различают пр-пы свойственные рабовладельч., феодал., буржуазн., социалист.праву. 3. по сфере д-я выделяют: 1) общеправовые пр-пы – обеспечивают целостность всей с-мы права и проявляются в содержании всех отраслей права (пр-п верховенства з-на, пр-п гуманизма и др.). внешне пр-пы выражены в содержании конституцион. норм; 2) межотраслевые пр-пы – явл-ся основой для функционир-я и развития 2 или > отраслей права (пр-п равенства сторон в договоре (гражд., семейн. право), пр-п независ-ти судей и др.); 3) отраслевые пр-пы – обеспечивают устойчивость, целостность, согласов-ть норм одной отрасли (пр-п =ва супругов).
Публичное и частное право. Впервые разделили право на публичное и частное еще римские юристы. Ульпиан писал, что публичное право обращено к статусу, состоянию Римского гос-ва, а частное право относится к отдельным лицам и их интересам. Отсюда следует, что критерием разграничения частного и публичного права служит х-р интересов, защищаемых правом. Публичное право состоит из норм, закрепляющих интересы гос-ва как концен-трированного выражения и воплощения об-ва, частное право - из норм, регулирующих отноше-ния, связанные с интересами отдельных лиц. Публичное право содержит нормы, которые, как правило, носят императивный характер, то есть предписывают лицам определенную форму поведения. Частное право основано на соглаше-нии сторон, которое влечет юр. последствия. Частное право выделяет из массы конкретных, индивидуальных отношений самые общие, абстрактные нормы. Основными институтами частного права являются: право собственности, право на вещи, договоры и иные обязат-ва, семейные правоотношения, право наследования. Публичное право состоит из отраслей права, к-рые касаются об-ва в целом, отражают гос. интересы. К ним, в частности, относятся такие отрасли права, как государственное или конституционное, администрат., уголовное, международное и др. Можно сделать вывод, что частное право - это совокупность юр. норм, охраняющих и регули-рующих отношения частных лиц, а публичное право - это нормы, закрепляющие порядок д-ти органов гос. власти и управления. Частное право - область свободы и частной инициативы, для него хар-но равное, одинаковое правовое положение субъектов правоотношений, а публичное право- сфера власти и подчинения. В юридической литературе выделяют четыре критерия для различения частного и публичного права: интерес, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, субъектный состав. Частное право отражает частный интерес, пользу, публичное - общественную, государ-ственные. Предметом регулирования частного права являются имущественные отношения, а публичного - неимущественные. Методом регули-рования в частном праве является метод согласования (координации), а в публичном - подчинения (субординации). По субъектному составу: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, а публичное право - частных лиц с гос-вом или между гос. органами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.01 с.) |