Конституция – основной з-н об-ва и гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция – основной з-н об-ва и гос-ва.



К – важнейший институт демократии. Демократ. гос-во – всегда конституционное, но не всякое гос-во имеющее К, м/б названо конституционным и демократич-им. Любому гос-ву присуща тенденция к злоупотреб-ю властью. Поэтому мало принять К, необходимо создать режим ее неукоснит. Соблю-дения. Но для этого она д/занимать особое место в прав.с-ме страны. В самом общем виде К м/ определить как правовой акт (или их совокуп-ность), обладающий высшей юр.силой и регули-рующий основы орг-ции гос-ва и взаимоотнош-й гос-ва и чел-ка. В современ.демократ.гос-ве носи-телем суверенитета и единствен. источником влас-ти явл-ся народ. Только он обладает учредит. властью. Именно поэтому К принимаются народом или от имени народа.

Особ-ть субъекта, принимающего К, обусло-вливает важнейшую черту К: она носит учредит.х-р. К учреждает основы гос. и обществ.строя, механизм осуществления гос.власти. Она носит учредит.х-р еще и потому, что все ее предписания явл-ся первичными и им не м/противоречить др. издаваемые гос.органами НПА.

К, занимающую особое место в прав.с-ме каждой страны, отличают от др.прав.актов и такие черты и св-ва, как легитимность, реальность, стабиль-ность, верховенство.

К явл-ся легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е в том порядке, к-рый пре-дусмотрен в действовавшей до этого К. К, навя-занные диктатор.режимами вместо принятых ранее законным путем, не м/считаться легитим-ными. Второй легитимный сп-б принятия К – рефе-рендум как непосредственная демократия или ее принятие представит.органом власти. Происходит это тогда, когда ранее в стране К отсутствовала или действующая не исполняла свои ф-ции и не м/б использована для принятия новой.

Второй важной чертой К явл-ся реальность, т.к. ее придписания д/б исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Рельна такая К, к-рая предусматривает и гаран-тирует народовластие, права и свободы чел-ка и гр-на. К, не отвечающие этим требов-ям, явл-ся фиктивными. Они декларативны и реально не гарантируют элементар. граждан.прав. Фиктивные К хар-ны для стран с авторитарн. и недемократ. режимами.

След.св-во К – стабильность. Стабильность К проявл-ся в незыблемости ее предписаний, в сохранениии высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию полит.сил, меня-ющихся у власти. Стабильность и жесткость К не только не исключает возможностии ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответ. с новыми условиями соц.действит-ти.

Большое значение имеет св-во верховенства К, Определяя верховенство К в правовой с-ме, важно отметить, что она не просто базовый з-н, но такой з-н, к-рый обладает особой юр. силой по сравнению с др. з-нами.

При этом К явл-ся актом наивысшей юр.силы, и это особое св-во выр-ся в след.: - ее нормы явл-ся основополагающим источником не только консти-туц. права, но и др.отраслей права (гражд., адм.); - текущие з-ны и др.НПА д/приниматься только указанными в К гос.органами и соответ-ть К; - гос.органы, органы МСУ, долност.лица, гр-не и их объед-я обязаны соблюдать К.

Верховенство К в прав.с-ме обеспечивается эффективн.механизмом ее реализации и охраны.??-ми обеспечения конституц-ти з-нов и др.НПА занимаются органы конституц.контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толко-вания конституц.положений. В РФ есть КС РФ.

Верховенство К в правовой с-ме устанавл-ся не каким-л.др.нормат.актов, а ее собственными нор-мами (ч.1 ст.15 К РФ: «К РФ имеет высшую юр. силу, прямое д-е и применяется на всей терри-тории РФ. З-ны и иные НПА, принимаемые в РФ, не д/противоречить К РФ»).

Перечислен.св-ва К – не исчерпывающие. Нема-ловажным ее св-вом явл-ся то, что К, вне завис-ти от желания принимающих ее, еще и полит. док-т. Сущность К заключ-ся не только в том, что она базовый з-н гос-ва и обладает высшей юр.силой, хотя это – ее первейшее и важнейшее назначение. К явл-ся также полит.и идеолог.док-том. Как полит. док-т она отражает определен.соотнош-е полит. сил на момент ее разработки и принятия. К в демократ. гос-ве – рез-т полит. согласия. Она явл-ся обществ. компромисом, в к-ром согласованы различные полит.интересы. Кроме того, К всегда д/б идеологич.док-том, т.к она всегда устремлена в будущее. Ее идеолог.х-р заключ-ся в том, что она выражает определен. мировоззрение. К деклари-рует важнейшие ценности: права чел-ка, демократ. институты, частную собств-ть, свободу экономич.д-ти и др., составляющие основу конституц.строя.

>ую роль в уяснении и восприятии К играет ее стр-ра (организац.строение). К-и по своей стр-ре различны. Это объясняется формой правления в гос-ве, полит.режимом, территор.устр-вом, исто-рич. условиями принятия К. Но стр-ре К-й нового поколения присуще много общего. Их стр-ра включает, как правило: 1) преамбулу (указывает на цели ее принятия, з-чи, пр-пы в ней заложенные); 2) основную часть (она обычно состоит из общей части (содержит общие пр-пы, основы конституц. строя), глав о правах, свободах и обяз-тях гр-н, о с-ме и статусе органов гос.власти и их взаимо-отнош-ях, об органах МСУ, о территор.устр-ве, а в Федерациях – о правах Федерации и ее субъектов, о гос. символике, о порядке изменения К); 3) переходные и заключит.положения (они сформу-лированы обычно не в виде статей, а сплошным текстом, и в них содержатся чаще всего нормы о сроках вступления отдельных статей К в силу, порядок замены некоторых конституц.институтов новыми).

По форме К м/состоять из одного или нескольких нормат.актов.

К принимается для того, чтобы она была полезна об-ву. Поэтому каждая К выполняет определен. ф-ции, к-рые раскрывают ее социал.назначение и характеризуют основные направления ее воздей-ствия на обществ.отношения: 1) юридическая (К будучи базовым з-ном, явл-ся выжнейшим источником права, нормы к-рого обладают высшей юр.силой); 2) политич-я (полит.процесс, в к-ром участвуют все полит.силы, осущ-ся на основе правил, установленных К); 3) идеологийч-я (она выступает ср-вом идеологич. воздействия, играет большую воспитат. роль, устанавливая основы взаимоотнош-й гос-ва и чел-ка, гос-ва и об-ва, основанные на их взаимной ответ-ти).

 

 

28. Систематизация НПА: понятие,виды, значение.

НПА – акт правотворч. органов гос-ва, к-рый содержит нормы права, приним-ся в особ. порядке, в конкрет.письмен. форме и состоит в отношениях подчиненности с др.актами.

Систематизация НПА – приведение в единую с-му, упорядочение.

Систематизация НПА позволяет: 1) быстро отыскать нужный акт, проследить его изменения, дополнения или отмену; 2) выявить пробелы, коллизии (противоречия м/у нормами НПА-ов, регулирующих одни и теже обществ. отношения); 3) совершенствовать действ.с-му законодат-ва.

Современ.юр.практика использует 4 сп-ба систе-матизации: 1. учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА. Основная з-ча учета – возможность оперативно находить нужную правовую инф-цию. Сведения о необхо-димых НПА м/получить из официал. источников, сборников этих актов и из информационно-поисковых с-м. Совокупность НПА, взятых на учет составляет информацион. фонд. Учет ведется как автоматизир. путем, так и с помощью ручного поиска (картотека). 2. инкорпорация выр-ся в подготовке и издании сборников, собраний НПА с целью обеспечить норматив. мат-лом широкий круг субъектов. Прежде чем поместить в сборник акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют части, утратившие силу. Но внешняя обработка текста НПА не затрагивает норматив. содержание акта (отличие от кодификации и консолидации). В завис-ти от того, кто готовил сборник, выделяют 3 вида инкорпорации: 1) официальная (сборник считается официальным: а) если сам правотворч. орган издал сборник; б) правотворч. орган утвердил, одобрил собрание, подготовленное др.органом (Свод з-нов); 2) полуофициальная – собрание, к-рые готовятся по поручению правотворч. органа, но затем издаются без его официально выраженного одобрения; 3) неофициальная – проводится научными учрежде-ниями, издат-вами. На них нельзя ссылаться при правоприменении. 3. консолидация - сведе¢ние множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедщие в него акты, т.к. принимается правотворч. органами и имеет собств. реквизиты. При консолидации: 1) не меняется содержание правового регулир-я, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения (либо праводится их редакцион. редак-тиров-е); 2) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; 3) работа проводится только правотворч. органами; 4) чаще всего упорядочиваются акты по?? налогообложения, админ.ответ-ти. 4. кодификация – особая содержательная форма систематизации НПА. Это систематизация действующего законодат-ва, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицир. акта. Кодификация упорядочивая законодат-во, имеет в виду принятие новых норм, совершенствов-е законодат-ва по существу. Сущ-ет 3 вида кодификации: 1) всеобщая – к ней относят Свод з-нов; 2) отраслевая – охватывает определен. отрасль или подотрасль права (акт – кодекс); 3) специальная – группирует нормы права определен. правового института или нескольких институтов (Тамож.кодекс). Основные кодификац.акты: - кодекс (регламентирует сферу однородных обществ.отношений), - основы законодат-ва (содержат пр-пы правового регулир-я обществ. отношений), - уставы (регулируют все сферы д-ти субъекта (ж/д транспорта), - положения (регулируют статус определен. гос. учреждений). Преимущ-ва кодификации: 1) делают законодат-во компактным, согласованным; 2) охватывают широкий круг обществ.отношений; 3) укрепляют системность законодат-ва, его юр. единство; 4) регулируют обществ отношения на основе единых пр-пов и тем самым создают устойчивость такого регулир-я; 5) содержат элемент новизны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.)