Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция – основной з-н об-ва и гос-ва.
К – важнейший институт демократии. Демократ. гос-во – всегда конституционное, но не всякое гос-во имеющее К, м/б названо конституционным и демократич-им. Любому гос-ву присуща тенденция к злоупотреб-ю властью. Поэтому мало принять К, необходимо создать режим ее неукоснит. Соблю-дения. Но для этого она д/занимать особое место в прав.с-ме страны. В самом общем виде К м/ определить как правовой акт (или их совокуп-ность), обладающий высшей юр.силой и регули-рующий основы орг-ции гос-ва и взаимоотнош-й гос-ва и чел-ка. В современ.демократ.гос-ве носи-телем суверенитета и единствен. источником влас-ти явл-ся народ. Только он обладает учредит. властью. Именно поэтому К принимаются народом или от имени народа. Особ-ть субъекта, принимающего К, обусло-вливает важнейшую черту К: она носит учредит.х-р. К учреждает основы гос. и обществ.строя, механизм осуществления гос.власти. Она носит учредит.х-р еще и потому, что все ее предписания явл-ся первичными и им не м/противоречить др. издаваемые гос.органами НПА. К, занимающую особое место в прав.с-ме каждой страны, отличают от др.прав.актов и такие черты и св-ва, как легитимность, реальность, стабиль-ность, верховенство. К явл-ся легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е в том порядке, к-рый пре-дусмотрен в действовавшей до этого К. К, навя-занные диктатор.режимами вместо принятых ранее законным путем, не м/считаться легитим-ными. Второй легитимный сп-б принятия К – рефе-рендум как непосредственная демократия или ее принятие представит.органом власти. Происходит это тогда, когда ранее в стране К отсутствовала или действующая не исполняла свои ф-ции и не м/б использована для принятия новой. Второй важной чертой К явл-ся реальность, т.к. ее придписания д/б исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Рельна такая К, к-рая предусматривает и гаран-тирует народовластие, права и свободы чел-ка и гр-на. К, не отвечающие этим требов-ям, явл-ся фиктивными. Они декларативны и реально не гарантируют элементар. граждан.прав. Фиктивные К хар-ны для стран с авторитарн. и недемократ. режимами. След.св-во К – стабильность. Стабильность К проявл-ся в незыблемости ее предписаний, в сохранениии высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию полит.сил, меня-ющихся у власти. Стабильность и жесткость К не только не исключает возможностии ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответ. с новыми условиями соц.действит-ти.
Большое значение имеет св-во верховенства К, Определяя верховенство К в правовой с-ме, важно отметить, что она не просто базовый з-н, но такой з-н, к-рый обладает особой юр. силой по сравнению с др. з-нами. При этом К явл-ся актом наивысшей юр.силы, и это особое св-во выр-ся в след.: - ее нормы явл-ся основополагающим источником не только консти-туц. права, но и др.отраслей права (гражд., адм.); - текущие з-ны и др.НПА д/приниматься только указанными в К гос.органами и соответ-ть К; - гос.органы, органы МСУ, долност.лица, гр-не и их объед-я обязаны соблюдать К. Верховенство К в прав.с-ме обеспечивается эффективн.механизмом ее реализации и охраны.??-ми обеспечения конституц-ти з-нов и др.НПА занимаются органы конституц.контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толко-вания конституц.положений. В РФ есть КС РФ. Верховенство К в правовой с-ме устанавл-ся не каким-л.др.нормат.актов, а ее собственными нор-мами (ч.1 ст.15 К РФ: «К РФ имеет высшую юр. силу, прямое д-е и применяется на всей терри-тории РФ. З-ны и иные НПА, принимаемые в РФ, не д/противоречить К РФ»). Перечислен.св-ва К – не исчерпывающие. Нема-ловажным ее св-вом явл-ся то, что К, вне завис-ти от желания принимающих ее, еще и полит. док-т. Сущность К заключ-ся не только в том, что она базовый з-н гос-ва и обладает высшей юр.силой, хотя это – ее первейшее и важнейшее назначение. К явл-ся также полит.и идеолог.док-том. Как полит. док-т она отражает определен.соотнош-е полит. сил на момент ее разработки и принятия. К в демократ. гос-ве – рез-т полит. согласия. Она явл-ся обществ. компромисом, в к-ром согласованы различные полит.интересы. Кроме того, К всегда д/б идеологич.док-том, т.к она всегда устремлена в будущее. Ее идеолог.х-р заключ-ся в том, что она выражает определен. мировоззрение. К деклари-рует важнейшие ценности: права чел-ка, демократ. институты, частную собств-ть, свободу экономич.д-ти и др., составляющие основу конституц.строя.
>ую роль в уяснении и восприятии К играет ее стр-ра (организац.строение). К-и по своей стр-ре различны. Это объясняется формой правления в гос-ве, полит.режимом, территор.устр-вом, исто-рич. условиями принятия К. Но стр-ре К-й нового поколения присуще много общего. Их стр-ра включает, как правило: 1) преамбулу (указывает на цели ее принятия, з-чи, пр-пы в ней заложенные); 2) основную часть (она обычно состоит из общей части (содержит общие пр-пы, основы конституц. строя), глав о правах, свободах и обяз-тях гр-н, о с-ме и статусе органов гос.власти и их взаимо-отнош-ях, об органах МСУ, о территор.устр-ве, а в Федерациях – о правах Федерации и ее субъектов, о гос. символике, о порядке изменения К); 3) переходные и заключит.положения (они сформу-лированы обычно не в виде статей, а сплошным текстом, и в них содержатся чаще всего нормы о сроках вступления отдельных статей К в силу, порядок замены некоторых конституц.институтов новыми). По форме К м/состоять из одного или нескольких нормат.актов. К принимается для того, чтобы она была полезна об-ву. Поэтому каждая К выполняет определен. ф-ции, к-рые раскрывают ее социал.назначение и характеризуют основные направления ее воздей-ствия на обществ.отношения: 1) юридическая (К будучи базовым з-ном, явл-ся выжнейшим источником права, нормы к-рого обладают высшей юр.силой); 2) политич-я (полит.процесс, в к-ром участвуют все полит.силы, осущ-ся на основе правил, установленных К); 3) идеологийч-я (она выступает ср-вом идеологич. воздействия, играет большую воспитат. роль, устанавливая основы взаимоотнош-й гос-ва и чел-ка, гос-ва и об-ва, основанные на их взаимной ответ-ти).
28. Систематизация НПА: понятие,виды, значение. НПА – акт правотворч. органов гос-ва, к-рый содержит нормы права, приним-ся в особ. порядке, в конкрет.письмен. форме и состоит в отношениях подчиненности с др.актами. Систематизация НПА – приведение в единую с-му, упорядочение. Систематизация НПА позволяет: 1) быстро отыскать нужный акт, проследить его изменения, дополнения или отмену; 2) выявить пробелы, коллизии (противоречия м/у нормами НПА-ов, регулирующих одни и теже обществ. отношения); 3) совершенствовать действ.с-му законодат-ва. Современ.юр.практика использует 4 сп-ба систе-матизации: 1. учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА. Основная з-ча учета – возможность оперативно находить нужную правовую инф-цию. Сведения о необхо-димых НПА м/получить из официал. источников, сборников этих актов и из информационно-поисковых с-м. Совокупность НПА, взятых на учет составляет информацион. фонд. Учет ведется как автоматизир. путем, так и с помощью ручного поиска (картотека). 2. инкорпорация выр-ся в подготовке и издании сборников, собраний НПА с целью обеспечить норматив. мат-лом широкий круг субъектов. Прежде чем поместить в сборник акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют части, утратившие силу. Но внешняя обработка текста НПА не затрагивает норматив. содержание акта (отличие от кодификации и консолидации). В завис-ти от того, кто готовил сборник, выделяют 3 вида инкорпорации: 1) официальная (сборник считается официальным: а) если сам правотворч. орган издал сборник; б) правотворч. орган утвердил, одобрил собрание, подготовленное др.органом (Свод з-нов); 2) полуофициальная – собрание, к-рые готовятся по поручению правотворч. органа, но затем издаются без его официально выраженного одобрения; 3) неофициальная – проводится научными учрежде-ниями, издат-вами. На них нельзя ссылаться при правоприменении. 3. консолидация - сведе¢ние множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедщие в него акты, т.к. принимается правотворч. органами и имеет собств. реквизиты. При консолидации: 1) не меняется содержание правового регулир-я, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения (либо праводится их редакцион. редак-тиров-е); 2) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; 3) работа проводится только правотворч. органами; 4) чаще всего упорядочиваются акты по?? налогообложения, админ.ответ-ти. 4. кодификация – особая содержательная форма систематизации НПА. Это систематизация действующего законодат-ва, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицир. акта. Кодификация упорядочивая законодат-во, имеет в виду принятие новых норм, совершенствов-е законодат-ва по существу. Сущ-ет 3 вида кодификации: 1) всеобщая – к ней относят Свод з-нов; 2) отраслевая – охватывает определен. отрасль или подотрасль права (акт – кодекс); 3) специальная – группирует нормы права определен. правового института или нескольких институтов (Тамож.кодекс). Основные кодификац.акты: - кодекс (регламентирует сферу однородных обществ.отношений), - основы законодат-ва (содержат пр-пы правового регулир-я обществ. отношений), - уставы (регулируют все сферы д-ти субъекта (ж/д транспорта), - положения (регулируют статус определен. гос. учреждений). Преимущ-ва кодификации: 1) делают законодат-во компактным, согласованным; 2) охватывают широкий круг обществ.отношений; 3) укрепляют системность законодат-ва, его юр. единство; 4) регулируют обществ отношения на основе единых пр-пов и тем самым создают устойчивость такого регулир-я; 5) содержат элемент новизны.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.) |