Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правотворчество: понятие, субъекты, пр-пы.
Правотворчество – д-ть гос-ва по изданию, изменению и отмене НПА-ов. Правотворчество представляет собой: 1) монопольную д-ть гос-ва, т.к. все НПА создаются гос-вом. Иначе говоря правотворчество – государств.д-ть, направленная на регулир-е обществ.отношений, совершенствов-е действующего законодат-ва; 2) созидательно – интеллект. д-ть, т.к. связана с познанием, изуче-нием, анализом явл-й и процесссов д-ти, формулир-ем правил поведения, определением механизмов их реализации и т.д.; 3) процес-суальную д-ть (имеет определен. стадии, осущ-ся в установлен.порядке). Правотворчество основано на определен.пр-пах: 1. законности – строгий учет иерархии НПА, соблюдение процессуал. правил принятия НПА правомочными на то органами, соответствие НПА К РФ. 2. демократизма – учет обществ. мнения при разработке и принятии НПА (обсуждение законо-проектов, референдум, работа законодат. органов транслируется по ТВ). 3. научности – использ-е достижений науки, приемов, методов научного анализа. Вкл-ет в себя: разработку стратегии правотворчества в стране, прогнозир-е социал. последствий д-й новых актов и норм, учет достижений юр. науки и научных рекомендаций. 4. профессионализма – этот вид гос.д-ти требует знаний, навыков, умения формулировать правила поведения точно, лаконично. 5. гласности – все принимаемые правотворч.органами акты подлежат опубликованию (неопубликов. акты не применя-ются). 6. системности – новые акты не д\противоречить старым, не содержать пробелов, дублирования и т.д. В отношении проблемы субъектов правотвор-чества в отечеств. науке 2 точки зрения. Согласно 1-ой субъектами явл-ся все лица и орг-ции, органы, так или иначе участвующие в разработке и движении проекта НПА. Согласно 2-ой – такими субъектами явл-ся лишь спец. уполномоченные правотворч. органы. Виды правотворчества (в завис-ти от субъекта): 1. законотворчество: им, как правило, занимаются представит. законодат. органы гос-ва избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа з-ны. 2. подзаконное правотворчество – реализуется в >ве органами исполнит.власти. предназначено для детализации з-нов (д-ть Президента, Правит-ва и др.исполнит.органов). 3. непосредственное право-творч-во (референдум) – явл-ся высшей формой прямого выражения воли народа. Сам народ выступает субъектом правотворч-ва. 4. делегированное правотворч-во – таким можно считать правотворчество органов МСУ, т.к. эти органы не входят в гос. с-му, но вправе принимать акты по?? местного значения. 5. чрезвычайное правотворч-во – принятие з-нов и др.НПА для регулир-я обществ. отношений, связанных с экстремал. ситуациями в стране. 6. договорное правотворч-во – договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедераль-ные). Они заключ-ся м/у различными гос. органами на добровол. основе и служат базой для принятия других правовых актов. Разновидность договор. правотворч-ва – коллектив. договоры м/у работниками и работодателем. 7. локальные – реализация правомочий на издание НПА отдел.учерждениями, орг-циями коммерч. или иного х-ра (уставы, правила, приказы).
23. Законодат.процесс в РФ, Законотворчество - разновидность правотворче-ства, им занимаются представит. (законодат.) органы гос-ва, избираемые населением и облада-ющие правом принимать от имени народа з-ны. Для законотворч-ва (как и правотворч-ва) хар-на процедурность и стадийность. В лит-ре выделяется разное кол-во стадий от 3 до 9. >во учений рассматривая законодат.процесс, к-рый регулир-ся К РФ, регламентами палат Федерал. Собрания, выделяют 4 стадии. В К РФ законодат. процесс регулир-ся со стадии законодат. инициативы. 1. законодат.инициатива – внесение в законодат. орган проекта з-на или предлож-я о разработке какого-л. законопроекта. В РФ субъекты законодат. инициативы м/ разделить на 2 группы: 1) субъекты, к-рые м/вносить законопроекты по любым??, 2) субъекты, к-рые обладают правом законодат.инициативы только по?? своей компетенции. Согласно К РФ правом законодат.инициативы обладают: Президент РФ, Прав-во РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, законодат.отраны субъектов РФ, а также ВС РФ, ВАС РФ, КС РФ по?? их компетенции. 2. обсуждение внесенного законопроекта. В эту стадию входит разработка законопроекта в соответ. комитетах и комиссиях законодат. органов. законопроект м/б вынесен не всенарод. обсуждение. Рассмотрение проектов ФКЗ и ФЗ в Гос.Думе проходит как правилов 3 чтениях (з-н о бюджете – 4 чтения). В 1 чтении законопроект рассматр-ся вцелом, решается? о его целосообразности. Если законопроект принят в 1 чтении, то перед 2-ым в него вносят поправки. Во 2 чтении законопроект обсужд-ся вцелом, а по существу и постатейно – по докладу комитета, проводившего его доработку; голосуются поправки. После 2 чтения законопроект идет в комитет на редакцион. доработку. В 3 чтении проект голосуется вцелом со всеми поправками.
3. принятие з-на проходит в форме голосования. В РФ ФЗ принимается >вом голосов от общего числа депутатов в Гос.Думе и в течение 5 дней передаются на одобрение Совета Федерации (там ФЗ принимается тоже >вом голосов). Совет Федерации в течение 14 дней д/ начать рассматривать ФЗ. Обязат. рассмотрению в СФ подлежат з-ны по?? войны и мира, бюджета, федерал.налогов и др. Если СФ не одобрил з-н, то м/у палатами создается согласит.комиссия, после этого следует повторное рассмотрение в СФ, либо Гос.Дума м/преодолеть неодобрение СФ 2/3 голосов. Для принятия ФКЗ требуется квалифицир. >во голосов (2/3 Гос.Думы, 3/4 СФ). Президент РФ не имеет права отлагат.вето и д/в течение 14 дней подписать и обнародовать принятый з-н. 4. промульгация и вступление з-на в юр.силу – эта стадия вкл-ет в себя подписание з-на главой гос-ва в установлен.сроки и опубликование его в официал. источнике, после чего з-на вступает в силу. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует его. Президент обладает правом вето в отношении ФЗ (искл.ФКЗ). В этом случае Гос.Дума вновь рассматривает з-н или м/преодалеть вето (в обеих палатах 2/3 голосов). При этом Президент подписывает его в течение 7 дней и обнародует. Порядок вступления ФЗ в силу регламентир-ся ФЗ «О порядке опубликов-я и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерал.Собрания». ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечение 10 дней после их официал. опубликования, если иной порядок не определен в самом з-не. Источники официал.опубликов-я «Рос.газета», «Парламент.газета», «Собрание законодат-ва» (неопубликов. акты не имеют юр.силы и не применяются). Соотношение права и з-на. Проблема соотнош-я права и з-на существовала практически всегда, с тех пор как появилось право. Актуальность проблемы соотнош-я права и з-на сохраняется и поныне. Суть проблемы сводится к следующему. Сущ-ют з-ны, соответствующие правовым критериям, к-рые и необходимо считать правовыми з-нами. Здесь право и з-н совпадают. Но есть и такие з-ны, к-рые не отвечают правовым критериям, и значит, с правом не совпадают. При решении? о соотнош-и права и з-на, как и при разрешении проблемы гос-ва и права, сталкиваются 2 различных подхода. Один из них ориентирован на то, что гос-во явл-ся единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит гос-во ч/з свои з-ны, - это и есть право. Др.подход основывается на том, что право как регулятор обществ. отношений считается относительно независимым от гос-ва и з-на или даже предшествующим з-ну. Каков же критерий правовых з-нов? Какие з-ны м/рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Какие сущ-ют объектив.основания для отнесения одних з-нов к разряду правовых, а других – к разряду неправовых? На эти?? удовлетворит.ответ не найден до сих пор. Учеными предлагались различные основания – критерии для разграничения права и з-на, правовых з-нов и неправовых з-нов, но все они вызывали и продолжают вызывать дискуссии и?? Еще в конце 19 – начале 20в. в отечеств.и зарубежн. лит-ре в кач-ве критерия предлагалась «общая воля», т.е. воля всего об-ва, народа. Согласно этому предложению правовыми следовало считать такие з-ны, к-рые адекватно отражают эту волю. Подобная постановка? заслуживает внимания, но вместе вызывает и ряд??: кто и как м/определить, содержится ли в том, или ином з-не «общая воля»; почему парламент, как высший представит. и законодат.орган, призванный выражать интересы всего об-ва, в одних случаях издает з-ны, отражающие «общую волю», а в других – не отражающие ее.
Не дают удовлетворит.ответа на поставлен.? и выдвигавшиеся в более поздний период, критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему исследователи нередко обращаются к различным моральн. критериям – справедливости, гуманн-ости, добру, злу. Право при этом определ-ся как нормативно закрепленная справедливость. Пока не будут найдены четкие критерии,? о разграничении правовых и неправовых з-нов будет оставаться открытым.
Юридическая техника. Юр.техника – совокупность правил, специфич.ср-в подготовки, оформления, публикации и система-тизации нормат.актов. Вцелом юр.техника направлена на то, чтобы юр.акты были законные, точные, совершенные по форме и содержанию. В завис-ти от юр.силы и назначения НПА м/ выделить 3 вида юр.техники: законодательную, правоприменительную и интерпретационную. Законодательная (правотворч-я) техника – совокупность правил, ср-в и приемов их систематизации. Целью использ-я этих правил явл-ся доведение законодат-ва до известного совершенства, при к-ром отсутствуют пробелы, двусмысленность формулировок, противоре-чивость НПА. Правоприменит.техника вкл-ет в себя набор правил, приемов и ср-в формулир-я и принятия инидивидуальных правовых актов (приговора суда, приказа ректора). Итерпретацион. техника – совокупность правил, ср-в и приемов разъяснения смысла правовых норм, указаний по их применению. Эта разновидность юр.техники исп-ся, например, в постановлениях Конст.Суда РФ, в письмах инструктивно-разъяснит. х-ра, направляемых министерствами нижестоящим орг-циям и т.д. На кадой стадии нормотворческой процедуры (включая этапы разработки и формулир-я норм права, построения, оформления и образования НПА), сущ-ют правила его внешнего изложения. На стадии разработки и формулир-я НПА важно адекватно выразить волю законодателя посредством использ-я юр.понятий и терминов. При подготовке НПА законодатель д/опираться на след. правила: простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность, полнота; единство терми-нологии, тождественность использ-я общеупотре-бительных, специальных и юр.терминов и обозначений в разных НПА-ах; использ-е юр.конструкций (состав преступления, юр.лица) в соответствии с определен. правилами, к-рые позволяют избежать противоречий, коллизий, пробелов в НПА; оправданное использ-е сп-бов изложения эл-тов прав.норм (прямой, отсылочный, бланкетный) в конкрет. акте; краткость и компактность изложения нормат. мат-ла, исключ-е дублиров-я, включение однородного нормат. мат-ла. При изложении содержания норм. акта использ-ся обычно абстрактный и казуистический приемы формального выражения права. Абстрактный прием внешнего изложения права заключ-ся в том, что при формулир-и нормы права использ-ся обобщенные родовые понятия. Казуистический сп-б описывает совокупность возможных юр.фактов путем указания на конкретные, индивидуальные пр-ки и условия д-я нормы права. Несмотря на то, что абстрактный прием изложения характеризует > высокий уровень юр.техники, он в известном смысле страдает излишней декларативностью, это снижает эффективность правового регулиров-я. Юр.техника вкл-ет в себя не только сп-бы подготовки НПА, но и правила, ср-ва их построения. Среди правил построения актов м/выделить: оправданную рубрикацию нормат. акта, деление текста на части: преамбулу, разделы, главы, статьи; отсутствие противоречий м/у частями НПА (это возможно благодаря следованию определен. правилам: в начале акта излагаются нормы материал. права, а затем – процессуальные; сначала прописываются нормы общие, затем – конкретизирующие); логическую последоват-ть, однородность включенного в акт нормативного мат-ла; согласованность и непротиворечивость м/у НПА-ми, регламентирую-щими однородные и сходные обществ. отношения. Юр.техника охватывает и правила оформления и обнародов-я НПА: 1) в тексте акта указываются его обязат.реквизиты (наименов-е, издавший его орган, дата и место принятия, печать, подписи; 2) определяются сроки введения в действие принятого акта и отмены ранее действовавших актов; 3) указывается официал. орган, где опубликован полный текст НПА.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.009 с.) |