Правотворчество: понятие, субъекты, пр-пы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, субъекты, пр-пы.



Правотворчество – д-ть гос-ва по изданию, изменению и отмене НПА-ов. Правотворчество представляет собой: 1) монопольную д-ть гос-ва, т.к. все НПА создаются гос-вом. Иначе говоря правотворчество – государств.д-ть, направленная на регулир-е обществ.отношений, совершенствов-е действующего законодат-ва; 2) созидательно – интеллект. д-ть, т.к. связана с познанием, изуче-нием, анализом явл-й и процесссов д-ти, формулир-ем правил поведения, определением механизмов их реализации и т.д.; 3) процес-суальную д-ть (имеет определен. стадии, осущ-ся в установлен.порядке).

Правотворчество основано на определен.пр-пах: 1. законности – строгий учет иерархии НПА, соблюдение процессуал. правил принятия НПА правомочными на то органами, соответствие НПА К РФ. 2. демократизма – учет обществ. мнения при разработке и принятии НПА (обсуждение законо-проектов, референдум, работа законодат. органов транслируется по ТВ). 3. научности – использ-е достижений науки, приемов, методов научного анализа. Вкл-ет в себя: разработку стратегии правотворчества в стране, прогнозир-е социал. последствий д-й новых актов и норм, учет достижений юр. науки и научных рекомендаций. 4. профессионализма – этот вид гос.д-ти требует знаний, навыков, умения формулировать правила поведения точно, лаконично. 5. гласности – все принимаемые правотворч.органами акты подлежат опубликованию (неопубликов. акты не применя-ются). 6. системности – новые акты не д\противоречить старым, не содержать пробелов, дублирования и т.д.

В отношении проблемы субъектов правотвор-чества в отечеств. науке 2 точки зрения. Согласно 1-ой субъектами явл-ся все лица и орг-ции, органы, так или иначе участвующие в разработке и движении проекта НПА. Согласно 2-ой – такими субъектами явл-ся лишь спец. уполномоченные правотворч. органы.

Виды правотворчества (в завис-ти от субъекта): 1. законотворчество: им, как правило, занимаются представит. законодат. органы гос-ва избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа з-ны. 2. подзаконное правотворчество – реализуется в >ве органами исполнит.власти. предназначено для детализации з-нов (д-ть Президента, Правит-ва и др.исполнит.органов). 3. непосредственное право-творч-во (референдум) – явл-ся высшей формой прямого выражения воли народа. Сам народ выступает субъектом правотворч-ва. 4. делегированное правотворч-во – таким можно считать правотворчество органов МСУ, т.к. эти органы не входят в гос. с-му, но вправе принимать акты по?? местного значения. 5. чрезвычайное правотворч-во – принятие з-нов и др.НПА для регулир-я обществ. отношений, связанных с экстремал. ситуациями в стране. 6. договорное правотворч-во – договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедераль-ные). Они заключ-ся м/у различными гос. органами на добровол. основе и служат базой для принятия других правовых актов. Разновидность договор. правотворч-ва – коллектив. договоры м/у работниками и работодателем. 7. локальные – реализация правомочий на издание НПА отдел.учерждениями, орг-циями коммерч. или иного х-ра (уставы, правила, приказы).

 

 

23. Законодат.процесс в РФ,

Законотворчество - разновидность правотворче-ства, им занимаются представит. (законодат.) органы гос-ва, избираемые населением и облада-ющие правом принимать от имени народа з-ны.

Для законотворч-ва (как и правотворч-ва) хар-на процедурность и стадийность.

В лит-ре выделяется разное кол-во стадий от 3 до 9. >во учений рассматривая законодат.процесс, к-рый регулир-ся К РФ, регламентами палат Федерал. Собрания, выделяют 4 стадии. В К РФ законодат. процесс регулир-ся со стадии законодат. инициативы.

1. законодат.инициатива – внесение в законодат. орган проекта з-на или предлож-я о разработке какого-л. законопроекта. В РФ субъекты законодат. инициативы м/ разделить на 2 группы: 1) субъекты, к-рые м/вносить законопроекты по любым??, 2) субъекты, к-рые обладают правом законодат.инициативы только по?? своей компетенции. Согласно К РФ правом законодат.инициативы обладают: Президент РФ, Прав-во РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, законодат.отраны субъектов РФ, а также ВС РФ, ВАС РФ, КС РФ по?? их компетенции.

2. обсуждение внесенного законопроекта. В эту стадию входит разработка законопроекта в соответ. комитетах и комиссиях законодат. органов. законопроект м/б вынесен не всенарод. обсуждение.

Рассмотрение проектов ФКЗ и ФЗ в Гос.Думе проходит как правилов 3 чтениях (з-н о бюджете – 4 чтения). В 1 чтении законопроект рассматр-ся вцелом, решается? о его целосообразности. Если законопроект принят в 1 чтении, то перед 2-ым в него вносят поправки. Во 2 чтении законопроект обсужд-ся вцелом, а по существу и постатейно – по докладу комитета, проводившего его доработку; голосуются поправки. После 2 чтения законопроект идет в комитет на редакцион. доработку. В 3 чтении проект голосуется вцелом со всеми поправками.

3. принятие з-на проходит в форме голосования. В РФ ФЗ принимается >вом голосов от общего числа депутатов в Гос.Думе и в течение 5 дней передаются на одобрение Совета Федерации (там ФЗ принимается тоже >вом голосов). Совет Федерации в течение 14 дней д/ начать рассматривать ФЗ. Обязат. рассмотрению в СФ подлежат з-ны по?? войны и мира, бюджета, федерал.налогов и др. Если СФ не одобрил з-н, то м/у палатами создается согласит.комиссия, после этого следует повторное рассмотрение в СФ, либо Гос.Дума м/преодолеть неодобрение СФ 2/3 голосов.

Для принятия ФКЗ требуется квалифицир. >во голосов (2/3 Гос.Думы, 3/4 СФ). Президент РФ не имеет права отлагат.вето и д/в течение 14 дней подписать и обнародовать принятый з-н.

4. промульгация и вступление з-на в юр.силу – эта стадия вкл-ет в себя подписание з-на главой гос-ва в установлен.сроки и опубликование его в официал. источнике, после чего з-на вступает в силу. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует его. Президент обладает правом вето в отношении ФЗ (искл.ФКЗ). В этом случае Гос.Дума вновь рассматривает з-н или м/преодалеть вето (в обеих палатах 2/3 голосов). При этом Президент подписывает его в течение 7 дней и обнародует.

Порядок вступления ФЗ в силу регламентир-ся ФЗ «О порядке опубликов-я и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерал.Собрания». ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечение 10 дней после их официал. опубликования, если иной порядок не определен в самом з-не. Источники официал.опубликов-я «Рос.газета», «Парламент.газета», «Собрание законодат-ва» (неопубликов. акты не имеют юр.силы и не применяются).

Соотношение права и з-на.

Проблема соотнош-я права и з-на существовала практически всегда, с тех пор как появилось право. Актуальность проблемы соотнош-я права и з-на сохраняется и поныне. Суть проблемы сводится к следующему. Сущ-ют з-ны, соответствующие правовым критериям, к-рые и необходимо считать правовыми з-нами. Здесь право и з-н совпадают. Но есть и такие з-ны, к-рые не отвечают правовым критериям, и значит, с правом не совпадают. При решении? о соотнош-и права и з-на, как и при разрешении проблемы гос-ва и права, сталкиваются 2 различных подхода. Один из них ориентирован на то, что гос-во явл-ся единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит гос-во ч/з свои з-ны, - это и есть право. Др.подход основывается на том, что право как регулятор обществ. отношений считается относительно независимым от гос-ва и з-на или даже предшествующим з-ну.

Каков же критерий правовых з-нов? Какие з-ны м/рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Какие сущ-ют объектив.основания для отнесения одних з-нов к разряду правовых, а других – к разряду неправовых? На эти?? удовлетворит.ответ не найден до сих пор. Учеными предлагались различные основания – критерии для разграничения права и з-на, правовых з-нов и неправовых з-нов, но все они вызывали и продолжают вызывать дискуссии и?? Еще в конце 19 – начале 20в. в отечеств.и зарубежн. лит-ре в кач-ве критерия предлагалась «общая воля», т.е. воля всего об-ва, народа. Согласно этому предложению правовыми следовало считать такие з-ны, к-рые адекватно отражают эту волю. Подобная постановка? заслуживает внимания, но вместе вызывает и ряд??: кто и как м/определить, содержится ли в том, или ином з-не «общая воля»; почему парламент, как высший представит. и законодат.орган, призванный выражать интересы всего об-ва, в одних случаях издает з-ны, отражающие «общую волю», а в других – не отражающие ее.

Не дают удовлетворит.ответа на поставлен.? и выдвигавшиеся в более поздний период, критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему исследователи нередко обращаются к различным моральн. критериям – справедливости, гуманн-ости, добру, злу. Право при этом определ-ся как нормативно закрепленная справедливость. Пока не будут найдены четкие критерии,? о разграничении правовых и неправовых з-нов будет оставаться открытым.

 

Юридическая техника.

Юр.техника – совокупность правил, специфич.ср-в подготовки, оформления, публикации и система-тизации нормат.актов. Вцелом юр.техника направлена на то, чтобы юр.акты были законные, точные, совершенные по форме и содержанию. В завис-ти от юр.силы и назначения НПА м/ выделить 3 вида юр.техники: законодательную, правоприменительную и интерпретационную. Законодательная (правотворч-я) техника – совокупность правил, ср-в и приемов их систематизации. Целью использ-я этих правил явл-ся доведение законодат-ва до известного совершенства, при к-ром отсутствуют пробелы, двусмысленность формулировок, противоре-чивость НПА. Правоприменит.техника вкл-ет в себя набор правил, приемов и ср-в формулир-я и принятия инидивидуальных правовых актов (приговора суда, приказа ректора). Итерпретацион. техника – совокупность правил, ср-в и приемов разъяснения смысла правовых норм, указаний по их применению. Эта разновидность юр.техники исп-ся, например, в постановлениях Конст.Суда РФ, в письмах инструктивно-разъяснит. х-ра, направляемых министерствами нижестоящим орг-циям и т.д. На кадой стадии нормотворческой процедуры (включая этапы разработки и формулир-я норм права, построения, оформления и образования НПА), сущ-ют правила его внешнего изложения. На стадии разработки и формулир-я НПА важно адекватно выразить волю законодателя посредством использ-я юр.понятий и терминов. При подготовке НПА законодатель д/опираться на след. правила: простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность, полнота; единство терми-нологии, тождественность использ-я общеупотре-бительных, специальных и юр.терминов и обозначений в разных НПА-ах; использ-е юр.конструкций (состав преступления, юр.лица) в соответствии с определен. правилами, к-рые позволяют избежать противоречий, коллизий, пробелов в НПА; оправданное использ-е сп-бов изложения эл-тов прав.норм (прямой, отсылочный, бланкетный) в конкрет. акте; краткость и компактность изложения нормат. мат-ла, исключ-е дублиров-я, включение однородного нормат. мат-ла. При изложении содержания норм. акта использ-ся обычно абстрактный и казуистический приемы формального выражения права. Абстрактный прием внешнего изложения права заключ-ся в том, что при формулир-и нормы права использ-ся обобщенные родовые понятия. Казуистический сп-б описывает совокупность возможных юр.фактов путем указания на конкретные, индивидуальные пр-ки и условия д-я нормы права. Несмотря на то, что абстрактный прием изложения характеризует > высокий уровень юр.техники, он в известном смысле страдает излишней декларативностью, это снижает эффективность правового регулиров-я. Юр.техника вкл-ет в себя не только сп-бы подготовки НПА, но и правила, ср-ва их построения. Среди правил построения актов м/выделить: оправданную рубрикацию нормат. акта, деление текста на части: преамбулу, разделы, главы, статьи; отсутствие противоречий м/у частями НПА (это возможно благодаря следованию определен. правилам: в начале акта излагаются нормы материал. права, а затем – процессуальные; сначала прописываются нормы общие, затем – конкретизирующие); логическую последоват-ть, однородность включенного в акт нормативного мат-ла; согласованность и непротиворечивость м/у НПА-ми, регламентирую-щими однородные и сходные обществ. отношения. Юр.техника охватывает и правила оформления и обнародов-я НПА: 1) в тексте акта указываются его обязат.реквизиты (наименов-е, издавший его орган, дата и место принятия, печать, подписи; 2) определяются сроки введения в действие принятого акта и отмены ранее действовавших актов; 3) указывается официал. орган, где опубликован полный текст НПА.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.009 с.)