Нормативно-правовые акты: понятие, пр-ки. С-ма норматив. актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые акты: понятие, пр-ки. С-ма норматив. актов.



НПА – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву гос-ва, а сами акты составляют иерарх.с-му.

Пр-ки НПА: 1) письмен. форма, особая стр-ра (в тексте акта д/б наименование органа его принявшего, вид акта, какому? он посвящен, порядковый № акта, подпись, дата); 2) содер-жание составляют нормы права, т.е. правила поведения; 3) исходят от гос-ва, гос. органов, должност. лиц (причем каждый орган (должн.лицо м/принимать только определен.акты); 4) принимаются в особом порядке – правотворческом порядке (нарушение процессе – основание для отмены акты); 5) иерарх. подчиненность актов (каждый акт занимает определен. положение в иерарх.с-ме в завис-ти от органа его издающего).

НПА – акт правотворч. органов гос-ва, к-рый содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письмен. форме и состоит в отношениях подчиненности с др. актами.

Сущ-ет много видов и классификаций НПА: 1. по уровням принятия актов (нормат. акты органов гос.власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ). 2. по степени обобщенности (кодифицир. акты (кодекс, устав) и акты текущего правотворчества (тематич.федерал.з-ны)). 3. по д-ю по времени (постоянные, временные, исключительные). 4. по д-ю в пространстве (на всей территории РФ, на территории какого-л. субъекта, муниц.образ-я). 5. по органам их издающим (законодат. органов, Президента РФ, исполнит. органов власти, нормат. акты органов МСУ, орг-ций (локальные)). 6. по кругу субъектов (общие, специальные). 7. основная классификация – по юр.силе (критерии этой классификации позволяют установить значимость нормат.актов, их место и роль в правовой с-ме): 1) з-ны – НПА, принятые представит. (законодат.) органом власти, в особом порядке, регулирующие наи> важные обществ. отношения и обладающие высшей юр.силой. В завис-ти от значимости з-нов в с-ме действующего законодат-ва различают з-ны конституционные и текущие. Первые закрепляют основы обществ. и гос. строя, служат юр.базой для текущего законодат-ва. к ним относятся К РФ и з-ны, вносящие в нее изменения и дополнения и з-ны, конкретизирующие ее содержание. Текущие (обыкновенные) з-ны принимаются на основе и во исполнение конст. з-нов, составляют текущее законодат-ва и регулируют различные стороны эк-кой, полит. и культурной жизни страны. 2) подзаконные акты (они не д/противоречить з-нам): - акты Президента РФ (указы) обязат-ны для исполнения на всей территории РФ, не д/противоречить з-нам; - акты Правит-ва РФ (оно осуществляет исполнит.власть в стране и реализуя эту з-чу принимает постановления и издает распоряжения (по текущим?? - распоряж-я, по наи> важным?? - постановления); - акты министерств и ведомств (инструкции – регулируют определен. стороны д-ти мин-в (норматив. содержание), приказы м/иметь как нормативн. так и ненормат. содержание); - акты органов гос.власти субъектов РФ – д-ют на территории субъектов; - акты органов МСУ; - локальные акты (акты предприятий, орг-ций).

В с-ме НПА РФ выделяется группа м/у-народно-правовых актов. Общепризнанные пр-пы и нормы м/у-народ.права и м/у-народные договоры РФ явл-ся составной частью ее правовой с-мы.

 

 

20. Закон в с-ме НПА: понятие, виды.

З-ны – НПА, принятые представит. (законодат.) органом власти, в особом порядке, регулирующие наи> важные обществ. отношения и обладающие высшей юр.силой.

Пр—ки з-на: 1. принимаются высшими представит. органами гос-ва (ФС РФ) или всенарод. голосованием (референдум); 2) з-ны регулируют наи> выжные обществ. отношения: вопросы конституц.х-ра, права, свободы, обяз-ти чел-ка и гр-на, ключевые?? в области эк-ки, обороны, безопасности и т.д.); 3) в с-ме НПА з-ны обладают высшей юр.силой (подзакон. акты д/соответство-вать з-нам); 4) з-ны принимаются в особом порядке, в ходе длительной процедуры. Законотворч. процесс включает в себя ряд стадий и подробно регламентир-ся; 5) з-н обязателен, его нормы д/ исполняться всеми гос.органами, должн. лицами, гр-нами; 6) з-н > стабилен, это обеспе-чивается особым порядком принятия, изменения, отмены7) к подготовке з-на и его прохождению предъявляются > строгие требов-я, чем к др. актам; 8) з-н действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; 9) имеет эффективный механизм обеспечения (надзор прокур-ры за соблюдением законности); 10) обладает большими материальными и финанс. ресурсами для исполнения.

З-ны неоднородны и разнообразны, их м/классифицир-ть по различным основаниям: 1. по времени д-я (временные – д-ют в течение определен. срока (з-н о бюджете), постоянные – д-ют до своей отмены др.актом); 2. по степени обобщенности мат-ла (кодифицир-е (кодексы, основы законодат-ва), текущие; 3. основная классиф-я – по юр.силе: 1) К РФ (12.1293) – основной з-н гос-ва, все акты д/соответствовать ей; 2) ФКЗ занимают след.место в иерархии. ФКЗ принимаются по?? прямо указанных в К, (отличаются от ФЗ: по юр.силе, по предметам ведения (издаются по предметам ведения федерал.центра), по порядку принятия (приним-ся квалифицир. >вом голосов (2/3 Гос.Думы, 3/4 Совета Федерации); по праву применения Президентом вето (нет)); 3) ФЗ – д/соответ-ть К РФ и ФКЗ, м/б изданы по предметам ведения федерации и совместного ведения РФ и субъектов, приним-ся простым >вом голосов, Президент имеет право отлагат. вето; 4) з-ны субъектов РФ (конституции (уставы) субъектов, з-ны субъектов). Некоторые выделяют еще модальный з-н (появились после создания СНГ). Цель: обеспечить единство в правовом поле СНГ. Они носят рекомендат.х-р, служат ориентиром для законодат-ва гос-в – членов СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.004 с.)