Формы гос-ва: понятие, эл-ты. Причины разнообразия и сменыформ гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы гос-ва: понятие, эл-ты. Причины разнообразия и сменыформ гос-ва.



Существующие в современ.мире гос-ва заметно отличаются по тому, как в них организована гос.власть. Достаточно обратить внимание: - на то, кто и как осуществляет гос. власть в об-ве, как устроены в нем гос.-властные институты; - как объединяется население на определен. терри-тории и каким образом осущ-ся связь этого насе-ления ч/з различные территор.и полит.образ-я с гос-вом вцелом; - какие ср-ва и методы испо-льзует гос-во для обеспечения соц. назначения, в частности для обеспечения обществ. порядка, гарантий прав и свобод гр-н, создания условий стабильного экономич.развития и т.д.

Вопрос о форме или устр-ве гос-ва, иначе говоря о том, их каких составных частей оно состоит, каковы сп-бы формир-я гос.власти и методы ее осуществл-я, - это? о взаимосвязи содержания гос-ва и формы выражения этого содержания.

В российск.юр.науке длительное время форме гос-ва, отводилась второстепен. роль, т.к. доминиру-ющим, определяющим фактором гос-ва выступало его классовое содержание. В современ.условиях растет осознание важности, значимости политико-правовой формы гос-ва во многом в связи с поисками в российск.об-ве эффективной орг-ии власти.

Реформир-е институтов гос.власти обусловило и наличие различных подходов к проблеме формы гос-в, ее интерпретации. М/ выделить 2 подхода к пониманию формы гос-ва: рассмотрение ее в узком и широком смысле. Интерпретация формы гос-ва в узком смысле сводит ее к форме правления. В широком смысле форма гос-ва отождествляется с формой правления и формой гос.устр-ва. Некоторые авторы (Керимов) разли-чают еще внутрен.и внешнюю форму гос-ва. Под внутренней формой гос-ва понимается полит. режим, а под внешней – конкретная орг-ция полит. власти, т.е. совокупность форм правления и гос. устр-ва. Др.ученые (Каск) выделяют в форме гос-ва динамическую и статическую стороны. Динамич. эл-т формы гос-ва представлен полит. режимом, а статическая сторона формы гос-ва воплощена в форме правления и форме гос.устр-ва. Несмотря на все различия, преобладающим в российск.юр.науке явл-ся понимание формы гос-ва как орг-ции гос.власти, взятой в единстве 3 эл-тов: формы правления, формы гос.устр-ва и полит. (гос.) режима. 1) форма правления хар-ет стр-ру высших органов гос.власти и пр-пы взимоотнош-й м/у ветвями власти; порядок формир-я институтов и фомры участия населения в их формир-и. Основания классиф-и: - сп-бы формир-я высших органов гос.власти (престо-лонаследие, выборы, формир-е, назнач-е); - пр-п взаимод-я высших институтов гос.власти (слияние, разделение, сотрудничество властей); - участие населения в формир-и высших органов власти; - формир-е правит-ва, наделение их властными полномочиями, контроль за ними. 2) форма гос. устр-ва отражает территориал.стр-ру гос-ва, соотнош-е м/у гос-вом вцелом и его составными территор.единицами. Основания классиф-ции: - сп-б объединения населения на территории: унитаризм, федерализм, конфедерализм; - распределение гос. власти на территории: централизация и децентрализ-я; - распределение гос. власти по вертикали: наличие (отсутствие) полит. автономии админ.-территориал.единиц; связь гр-н ч/з полит.и территориал.образ-я с гос-вом. 3) форма гос.режима предсталяет собой совокупность ср-в и методов реализации гос. власти, выражающаяся в степени соц. и полит.свободы личности. Основания классиф-ции: - соотнош-е диктатуры и демократии; - гарантир-ть прав личности; - масштаб гос. вмешат-ва в частную жизнь.

Форма гос-ва – совокупность сп-бов формир-я, распределенияи и реализации гос.власти. Пр-ки понятия «форма гос-ва»: 1) это понятие позволяет рассматривать гос-во как с-му, целостность, состоящую из отдельных эл-тов, зависимых др.от др. Эти эл-ты указывают на то, кем и как формируется гос.власть, как она распределяется на территории гос-ва и какими методами осущ-ся; 2) явл-ся понятием, к-рое раскрывает орг-цию гос. власти с различных сторон. Оно указывает: на субъект (носителя) власти; кроме того, оно выяв-ляет порядок образ-я органов власти; указывает на методы реализации власти; 3) вышеуказанные 3 эл-та формы гос-ва составляют органическое единство, т.к. явл-ся 3 сторонами единой формы гос-ва, к-рая принимает всякий раз конкретно-историч. облик. Они взаимосвязаны и взаимозави-симы. Однако ведущая роль в форме гос-ва принадлежит гос.режиму, т.е. любые изменения в ср-вах и методах реализации гос.власти отража-ются как на форме правления, так и на форме гос.устр-.ва; 4) форма гос-ва с помощью своих эл-тов отражает существенные пр-ки гос-ва как полит., структурн. и территориал.орг-ции об-ва. Гос-во как полит.орг-ция возникает в социально неоднород.об-ве, к-рое нуждается в согласовании разнородных интересов, в упорядочивании и регуляции взаиоотнош-й м/у индивидами, соц. группами. Способ-ть гос-ва влиять на д-ть обществ. групп достигается благодаря наличию у него полит.власти, т.е. ср-в и методов властного воздействия, составляющих гос.режим. Гос-во как структурная орг-ция об-ва обнаруживает себя в наличии с-мы органов и институтов публичной власти. Эти институты обладают значит.ресурсами (материал., правовоыми, военными), к-рые делают веления гос-ва общеобязат-ыми. В отличие от др.обществ.и полит.орг-ций органы гос-ва обла-дают монополией на легитимное насилие Органы гос-ва определен.образом сформированы, органи-зованы, субординированы, строят свои отнош-я на нормах права. Стр-рная орг-ция об-ва достигается благодаря форме правления. Наконец, гос-во выступает территориал.орг-цией об-ва, объеди-няющей людей по месту жит-ва. На эту территорию и население, проживающее в гра-ницах данной территории, распространяется гос.власть. управление территорией осущ-ся благодаря делению ее на админ.-терри-ториал. единицы и созданию в них местных органов управления. Территориал.орг-цию полит. власти, соотнош-е гос-ва с входящими в него субъектами отражает понятие «форма гос.устр-ва». Т.о., форма гос-ва отражает различные аспекты орг-ции и функционир-я гос.власти в об-ве.

 

 

61. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в РФ.

Форма правления – стр-ра высших органов гос.власти, порядок их образ-я и распределения компетенции м/у ними.

Форма гос.правления дает возможность понять: 1) как создаются высшие органы гос-ва, каково их строение; 2) какой пр-п лежит в основе взаимоотнош-й м/у высшими гос.органами; 3) как строятся взаимоотнош-я м/у верховн.властью и населением; 4) в какой мере орг-ция высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы чел-ка.

Основные формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при к-рой верхов-ная гос.власть осущ-ся единолично, и переходит, как правило, по наследству. Св-ва: 1) занятие трона по наследству или по праву родства; 2) бесрочное (пожизнен.) польз-е властью; 3) безот-ветственность главы гос-ва; 4) представит-во внешн.сношениях не по поручит-ву, а по собств. праву.

Виды монархий: 1. абсолютная. Основной пр-к: отсутствие каких-л.гос.органов ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны: наличие постоян. армии во главе с монархом, гос. казны с с-мой постоянных податей, господство дворян, управляющих с пом-ю особой касты чиновников и полицейских, утверждение политики гражданск. бесправия народа. 2. конституционная – такая форма правления, при к-рой власть монарха значительно ограничена представит.учрежд-ем. Обычно, это ограничение определ-ся консти-туцией, утверждаемой парламентом (монарх не вправе изменить конституцию). Конституц. монархия бывает: 1) парламентская (Япония, Англия)- хар-ся пр-ками: - правит-во формир-ся парламентом из представителей партий, победивших (получивших >во) на выборах (правит-во ответственно перед парламентом); - лидер победившей партии явл-ся главой правит-ва; - в законодат., судеб., исполнит. сферах власть монарха фактически отсутствует (явл-ся симво-лической); - законодат.акты приним-ся парла-ментом и нуждаются в контрасигнации (подписи) монарха; 2) дуалистическая – гос.власть носит двойствен.х-р (она поделена м/у правит-вом, формируемым монархом и парламентом). Управляет страной монарх, перед ним несут ответ-ть министры. Правит-во образуется независимо от партийн.состава в парламенте. Дуализм в том, что монарх преимущественно выр-ет интересы феодалов, а парламент – буржуазии и др.слоев.

Республика – такая форма правления, при к-рой верховн.гос.власть осущ-ся выборными органами, избираемыми населением на определен.срок. Пр-ки: 1) органичение власти главы гос-ва, законодат. и исполнит.органов определен.сроком полномо-чий; 2) выборность главы гос-ва и др.верховн. органов гос.власти; 3) ответ-ть главы гос-ва в случаях предусмотр.з-ном; 4) представит-во им интересов гос-ва в междунар.отношениях по поручению избирателей; 5) обязат-ть решений верховн.гос.власти для всех др.органов гос-ва; 6) защита интересов гр-н; 7) взаимная ответ-ть личности и гос-ва.

Виды республик: 1. парламентская – верховн.роль в орг-ции гос.жизни принадлежит парламенту. Он формирует правит-во из представит.партий, получивших >во на выборах. Оно ответственно перед ним и правомочно осущ-ть управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правит-во либо уходит в от-ставку, либо ч/з главу гос-ва добивается роспуска парламента и назначения новых выборов. Главная ф-ция парламента – законодат.д-ть и контроль за исполнит.властью, разработка и утверждение гос.бюджета, определение основных социал.-экономич. направлений развития страны, решение?? внешней политики. Глава гос-ва в таких гос-ва избирается парламентом либо спец.коллегией выборщиков. Он имеет право роспуска парла-мента, обнародует з-ны, издает указы, назначает главу правит-ва, явл-ся главнокомандующим. Глава правит-ва назначается главой гос-ва, а отвечает за свою д-ть перед парламентом. 2. президентская – президент либо совмещает полномочия главы гос-ва и правит-ва, либо непосредственно участвует в формир-и состава правит-ва и назначает его главу. Избир-ся президент непарламент.путем, обладает > широкими, чем в парламент.республике полно-мочиями (объявляет чрезвыч.положение, утверж-дает з-ны, председательствует на заседан. правит-ва, назначает членов Верхов.суда). 3. смешанная (нетипичная) (Россия, Франция) – есть пр-ки и парламент и президент республики: - есть «сильный» президент и парламент; - президент избир-ся всенародно, но не явл-ся главой правит-ва (есть премьер-министр); -правит-во ответст-венно перед президентом (отставка) и перед парламентом (вотум недоверия).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.009 с.)