Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура западной Европы и США второй половины XX века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание 1. Введение 2. Модернизм. 3. Технократический этап западной культуры. 4. Своеобразие художественной картины мира. 5. Постмодернизм. Массовая культура. 6. Вывод
Введение Вторая половина XX столетия оказался чрезвычайно насыщенным сложными политическими, экономическими и культурными процессами. При всей их неоднозначности и противоречивости они еще более актуализировали вопрос об общей направленности развития человечества и его культуры в XXI в. К сожалению, дать однозначный и точный ответ на данный вопрос не представляется возможным, поскольку человек не обладает способностью заглянуть на несколько десятилетий вперед. Будущее для него существует лишь в виде ряда возможностей, линий вероятного развития событий. По какой из них пойдет развитие мировой культуры, никто точно сказать не может. Поэтому разговор о будущем культуры неизбежно превращается в обсуждение современных важнейших тенденций и черт, которые с большей или меньшей вероятностью могут развиться в ближайшие десятилетия. В настоящее время можно лишь с уверенностью утверждать, что происходит становление планетарной (глобальной) цивилизации, очерчиваются ее контуры, и тем самым развитие человеческой культуры вступает в новый, переломный период. Модернизм. Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов, — все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее, современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «moderne» — новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира.Духовная революция, как новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Бергсона и Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др. Работы этих авторов не только сцементировали идейную платформу модернистских поисков в искусстве указанного периода, но и позволили самому художественному направлению действовать ретроспективно, захватывая предшествующие явления культуры (предмодерн, ростки которого обнаружились в творчестве Ф. Достоевского, Ш. Бодлера, Э. Бронтэ, Э. Сведенборга, Г. Ибсена, отчасти О. Бальзака и др.), и перспективно, оставляя поле для экспериментов в будущем (постмодерн). Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры, признав, таким образом, принципы историзма внутри собственного направления.
Технократический этап западной культуры. Западные (а в последнее время и отечественные) социологи, политологи, культурологи и футурологи довольно подробно описывают основные черты будущего общества и его культуры. В обоснование своих взглядов они анализируют историко-культурные процессы XX в. Так, по их мнению, раскол мира в первой половине XX столетия на две идеологически противоположные системы — капитализм и социализм — наложил отпечаток на общее развитие мировой культуры. Развитие НТР наложило свой отпечаток на культуру, во второй половине XX столетия она претерпела серьезные изменения. В контексте предстоящих культурных изменений будущее сферы духовной культуры рассматривать труднее всего, так как из всех других сфер культуры она наиболее динамична, изменения в ней в меньшей степени определяются материальными ресурсами или действиями государственных и общественных структур. Сдерживающим фактором ее развития является только степень усвоения ее результатов человеком. До самого последнего времени преобладающей формой развития духовной культуры была книжная культура, которая создала разветвленную сеть библиотек и книгопечатающую индустрию. Однако уже сегодня очевидно, что на место книжной культуры приходит экранная культура, развивающаяся на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами коммуникации. В этой культуре производство, хранение, передача и потребление информации происходит на принципиально иной технологической основе, что влечет следующие коренные изменения в культуре. 1. «Экранная культура», основанная на компьютерно-космической технологии обработки и передачи информации, интернациональна по своей природе и легко пересекает национально-государственные границы. 2. Компактность новых систем хранения информации и возможность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния становится практической основой для децентрализации культурного пространства. Вместо централизованных систем возникают коммуникационные сети, поддающиеся легкой трансформации в зависимости от задач и функций. 3. Доступность информации, получаемой по современным коммуникационным каналам, ведет к формированию однородности культурного пространства, к ослаблению и преодолению всех барьеров. При этом однородность информационного пространства не предполагает нивелирования и сходства всех национальных культур, напротив, особую ценность в этих условиях приобретают черты их самобытности и неповторимости. Исходя из этих тенденций, некоторые зарубежные и отечественные культурологи считают, что все прежние культурные достижения человечества утрачивают свое значение. Для отдельного индивида сегодня более важным становится не сумма знаний, получаемых в семье, школе или другом учебном заведении, а то, что он услышит по радио, видит по телевизору или в кино, узнает из разговоров с коллегами или друзьями. Новые тенденции в развитии духовной культуры отнюдь не означают, что полностью исчезнут прежние формы ее распространения и трансляции. Они по-прежнему будут выполнять свою культурную роль, однако уже сегодня формируется другая структура духовной жизни, в которой главное место займут новейшие средства коммуникации. Уже сегодня благодаря широкому развитию средств массовой информации происходит формирование единых стандартов в области культуры. Популярные мелодии, фильмы, книги с невиданной ранее скоростью распространяются по странам и континентам, реально способствуют сближению национальных культур. Компьютерная революция, современниками и свидетелями которой мы являемся, значительно расширяет доступ к любой информации. Своеобразие художественной картины мира. Пытаясь заглянуть в будущее, многие западные ученые анализируют современные политические, социально-экономические отношения и культурные процессы. Полученные данные они экстраполируют на ближайшее и отделенное будущее, считая, что все отмеченные ими тенденции в большей степени проявятся там, чем в настоящее время. Значение этих исследований очень важно, поскольку они впервые заставили человечество осознать стоящую перед ним угрозу глобального уничтожения не только цивилизации, но и всей жизни на нашей планете в целом, поставили вопрос о необходимости новых путей развития культуры и цивилизации. Однако эти исследования отличаются одним общим методологическим недостатком, согласно которому все будущее развитие культуры сводится только к развитию существующих тенденций. При этом не принимаются во внимание возможные новые исторические обстоятельства или достижения человечества. Используя различные методологии, аргументы и доказательства, западные ученые получают различные, зачастую противоположные выводы. Применительно к проблеме будущего культуры все эти выводы можно разделить на две основные группы: пессимистическая и оптимистическую. Так, пессимисты считают, что современная мировая культура находится в глубоком кризисе и движется к своему закату. Свидетельством кризисного состояния культуры являются глобальные проблемы современного человечества, углубление социального неравенства, многочисленные этнические конфликты и противоречия, кризис нравственности и морали. Свою задачу сторонники данной точки зрения видят в том, чтобы предупредить человечество о грядущих потрясениях и невзгодах. Одним из первых исследований такого рода стал доклад «Пределы роста», написанный в 1972 г. группой западных ученых для Римского клуба — ассоциации независимых ученых и менеджеров. Изучив проблемы народонаселения, промышленного производства, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, они пришли к крайне тревожным выводам: если существующие тенденции культурной деятельности человечества не изменятся, то мир ждет глобальная катастрофа. Избежать этой катастрофы можно, лишь внедрив новые ценностные ориентации в культуру. Авторы доклада настаивали на развитии новых систем образования, распространения более адекватных современности норм морали, гармонизации поведения и деятельности человека с требованиями экологической безопасности. Важной частью выводов доклада было требование качественного преобразование самого человека через развитие образования, раскрытие творческих способностей людей. Широкую известность в мире приобрели работы американского футуролога и публициста О. Тоффлера «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980) и «Сдвиг власти» (1990), в которых доказывается неизбежность заката индустриального общества, распада социальных отношений, обострения межэтнических отношений, кризиса семьи, устаревания прежних моральных ценностей. Большую роль в изменении массового сознания людей, осознания возможности глобальной катастрофы сыграли также многочисленные антиутопии, среди которых «1984» Д. Оруэлла, «О дивный, новый мир» О. Хаксли, «Мы» Е. Замятина и др. Не менее важны и научно-фантастические романы-предупреждения, рисующие разные варианты будущего, которое не должно наступить. Так, множество произведений показывают мир победившего тоталитаризма с его удушливой атмосферой и полным контролем не только над поведением, но и мыслями человека. Этой теме посвящен роман И.А. Ефремова «Час быка» — бесспорная классика данного жанра. В последнее время, отвечая на развитие современных средств массовой информации и коммуникации, а также идущей компьютеризации, фантасты показывают мир, в котором человек становится придатком компьютера. В качестве примера можно привести популярный сейчас цикл фильмов «Матрица», а также многочисленные произведения в стиле «киберпанк». Еще большее количество произведений посвящено теме мира после Третьей мировой войны и глобального ядерного катаклизма. Об этом писали большинство известных писателей-фантастов. Среди этих произведений самыми впечатляющими являются «Марсианские хроники» Р. Брэдбери. Не менее популярными среди писателей темами является экологический кризис. В отечественной научно-фантастической литературе об этом пишет С. Другаль, лучшие зарубежные произведения на эту тему собраны в сборнике «Цвет надежды — зеленый». Прогнозы оптимистов Оптимисты, напротив, убеждены, что мировая культура развивается в правильном направлении, что ее будущее за наукой, техникой, рационально организованной экономикой и новыми технологиями. Исходя из этого, они утверждают, что любые проблемы, стоящие перед обществом, могут быть решены с помощью научно-технического прогресса. Подобного рода выводы можно найти в книге американских авторов Д. Нэсбита и П. Абурден «Мегатенденции. Год 2000» (1990). В этом исследовании, выводы которого мы уже можем оценить, дается позитивная оценка перспектив развития мировой культуры. Они считают, что главный прорыв в будущем произойдет не столько вследствие научно-технического прогресса (хотя нас ждет и дальнейшее освоение космоса, создание роботов, развитие биотехнологии), сколько благодаря расширяющемуся пониманию того, что означает быть человеком. Мир должен избавиться от «смутных времен» XX столетия, когда в нашу жизнь вторглись разом индустриализация, тоталитаризм и технический прогресс. На смену им придут смелые эксперименты в направлении рыночного социализма, духовное возрождение и экономический скачок, который начнется в регионе Тихоокеанской гряды. Не сбылись предсказания Д. Оруэлла о дегуманизации современного общества к 1984 г., напротив, возросло значение личности, в том числе и в странах бывшего социалистического лагеря. Конечно, авторы не считают, что хорошее будущее гарантировано, ведь выбор всегда за нами, но шансы у человечества достаточно неплохие.
Постмодернизм. Массовая культура. Одним из направлений будущего развития культуры может стать постмодернизм. Его основные признаки стали формироваться в мировой культуре в середине 70-х годов XX в. Термин «постмодерн» одним из первых употребил немецкий поэт и философ Рудольф Панвитц, который этим понятием обозначил кризисные явления в европейской культуре начала XX в. В конце 1940-х годов английский историк и культуролог А. Тойнби обозначил этим термином новый этап в европейской культуре, наступивший после Нового времени. Современное значение этому термину придал в 1971 г. американский исследователь Ихаб Хасан (Хассан). В широкий оборот термин «постмодернизм» был введен в 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Само понятие «постмодернизм» трактуется неоднозначно — и потому, что речь идет о разных периодах развития культуры, и потому, что характеризуются разнородные явления культуры. На смену модернистским представлениям пришло новое мироощущение, которое выступило против оптимистической веры в технологии, в возможность предвидения будущего, в положительные перспективы развития мира. Смещение этих духовных ориентиров поставило человека на грань хаоса; он начал ощущать, что только сам отвечает за свое бытие, и это определяет главную ценность жизни. Именно это мироощущение и получило признание в его новейшем значении — постмодернизм, постсовременность. Кризис модернистского знания закономерно привел к убеждению, что наиболее адекватным способом постижения действительности являются не естественные и точные науки или традиционная философия, опирающиеся на систему понятий и логику с ее строгими законами и правилами вывода, а интуитивное мышление с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями, на что лучше всего способно искусство. Уже никто не стремится построить единственно верную теорию или выдвинуть единую для всех систему культурных норм. На смену согласию и порядку пришли различия, разногласия и противостояния. В познании мира на смену прежнему четкому противостоянию субъекта и объекта пришел принцип дополнительности, в соответствии с которым исследователь должен принять и осознать себя как один из действующих факторов в изучаемой ситуации. Новое мироощущение воспринимает мир как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающий нашему сознанию лишь в виде неупорядоченных фрагментов. Мир не обладает свойством единства, он множественен и плюралистичен. Множественность мира проявляется в разнообразии его горизонтов, многообразии представлений о рамках, границах человеческого бытия. Однако из всего многообразного числа картин мироздания ни одна не может претендовать на истинность, так как не существует способов и методов постижения действительности, которые были бы свободны от влияния человеческих желаний, потребностей и мотиваций. Западная философская и культурологическая мысль эпохи модернизма исходила из идеи прогрессивного развития общества, эволюционирующего в сторону большей эффективности, целесообразности, приспособляемости к меняющимся условиям жизни. Постмодернизм же исходит из необходимости преодоления основных черт модернистской культуры нового времени, замены ее новой культурой, основанной на плюрализме во всех сферах бытия. При этом идея социокультурного прогресса постмодернизмом не отвергается, отрицается только его однонаправленная заданность. Вместо этого предлагается многовариантность развития как всего общества, так и отдельных его сфер. Объявив все открытые научным разумом истины относительно человеческого общества и прогресса несостоятельными, постмодерн тем самым подверг все традиционные этические, политические, познавательные представления критической деконструкции. Поэтому постмодерн представляет собой культурную ориентацию на деконструкцию, децентрализацию, демистификацию. Появление постмодерна в культуре было детерминировано ситуацией эклектики в сфере современной культуры, которая формировалась в ходе всей европейской истории XX в. Уже в начале столетия европейская культура стала активно взаимодействовать с другими культурами — западными, восточными, африканскими, азиатскими. Они сталкивались друг с другом, шли процессы ассимиляции тех культурных ценностей, которые еще недавно отличались чистотой. Отражение этих процессов нашло полное выражение в художественной культуре постмодернизма. Именно в современных тенденциях развития литературы и искусства наиболее очевидно проявляются установки постмодернизма. В искусстве постмодернистская идеология отрицает стилистическое и жанровое деление, различение высокого и низкого, какую-либо иерархию художественных ценностей, разницу между искусством и практической жизнью. Считая необходимым преодолеть существующую дистанцию между искусством и практической жизнью, постмодернизм подчеркнуто отрицает стиль как принцип художественного творчества, говорит о необходимости смешения жанров, деконструкции нормативных и смысловых элементов современной культуры. Отсюда его направленность на эклектику, полистилистичность, освобождение культуры от любых регуляторов, выявление подсознательных стремлений человека как в сфере культуры, так и в реальном поведении. Не отвергая ни одной художественной формы или стиля, постмодернизм ликвидирует статусную иерархию, на вершине которой стояли творцы искусства, а внизу находились массы читателей и зрителей, благоговейно внимающих мэтрам искусства. Сегодня нет отличия между создателем произведений искусства и аудиторией, между совершенным, высоким в искусстве и случайным и повседневным. Принцип плюрализма предполагает также активное использование цитирования, авторского монтажа фрагментов разных ранее созданных культурных текстов, соединение их в технике коллажа. Поэтому личность автора проявляется в умении играть с этими языковыми фрагментами, импровизировать на темы уже давно известных сюжетов и образов. Отличительной особенностью постмодернизма стала его специфическая интерпретация понятия «нового» в художественной культуре. До постмодерна каждая новая культура рассматривала прошлое как предпосылку настоящего, как низшую ступень, предопределившую дальнейшее развитие к новому. Прошлое считалось неотъемлемой составной частью настоящего, сегодняшнего. Постмодерн иначе интерпретировал связь настоящего и прошлого, оценивал прошлое негативно. В постмодернизме настоящее считается точкой переживания, не связанной причинно-следственными отношениями с прошлым. Таким образом, новое было абсолютизировано, оно стало определяться не путем сопоставления или противопоставления старому, а само по себе. Новизна стала восприниматься как то, что дает возможность испытать наслаждение. Начинается погоня за новизной во всех сферах культурной деятельности, что на практике означало полный отказ от всех традиций и стереотипов, ограничивающих процессы обновления. Так постмодерн превратил новое в способ жизни без традиций и стереотипов. Стремление к бесконечно новому, оторванному от традиций, породило доминирование в художественном сознании постмодернизма иррациональности и субъективности. В связи с этим многие произведения искусства превратились в разновидность эзотерического жанра, стали понятны только для «посвященных». Новизна, по мнению постмодернистов, должна шокировать публику, вызывать у нее оцепенение ума и отупение чувств. А чтобы читатель и зритель не устали от шокирующего действия новизны, необходимо ускорить темпы рождения нового, меняя имена кумиров, героев, авторов. Основания знаний постмодернизм видит не в истине и разуме, а в коммуникации, общении, в повседневности. Отвергается объективизм и логическая доказательность, допускаются различные ракурсы видения проблемы, утверждается неустранимая множественность взглядов на одну и ту же реальность. Неопределенность становится главным понятием онтологии и гносеологии постмодернизма. При этом в силу вступает вероятность, которая исключает возможность однозначного и точного прогнозирования событий и явлений. Не случайно так популярно в постмодернизме понятие «ризомы» (от фр. «корневище»), позаимствованное из ботаники. Оно обозначает радикальную альтернативу замкнутым, статичным линейным структурам с жесткой ориентацией и централизацией, которые можно сравнить с корневыми системами. Ризома — это радикально отличный от корней клубень или луковица, которые содержат и себе скрытый стебель, могущий распиваться куда угодно и принимать при этом любые очертания и конфигурации. Такие структуры абсолютно нелинейны, поэтому могут возникать любые связи между любыми точками ризомы, при этом будет происходить смешивание разных слоев и уровней. С ризомой можно сравнить цитирование, составление коллажа в художественном произведении постмодернизма, части которого могут находиться между собой в диалоге (впрочем, также они могут иронизировать друг над другом). При этом внутри текста будут формироваться новые цитаты и новые тексты, превращаясь в гипертекст. Его можно разрывать на куски и всякий раз складывать по-новому, получая новый результат. Таким образом, для постмодернистского мышления весь мир предстает как бесконечный, безграничный текст. Такие тексты понимаются предельно широко — это и сама культура, и сознание человека. Их анализ — характерная черта произведений постмодернизма. При этом происходит деконструкция, разрушение мнения о том, что текст обладает значением. Постмодернисты проявляют пристальный интерес к процессам роста, изменения, развития, которые они понимают как ризому. При этом исчезает понятие центра (традиционного символа власти), идет стирание всех границ, как пространственных, так и временных. Образуется мозаично-цитатный, плюралистический мир человека постсовременности, не сводимый ни к какому объединяющему принципу. Подобного рода теоретические установки модернизма получили широкое воплощение и в культурологии. В современном культурологическом знании все больше распространяются представления, что многочисленные культурологические теории, школы и направления, которые казались исчерпывающими в свое время, на самом деле являются лишь только частными случаями в более широком познавательном контексте. Это означает, что все имеющиеся теории не являются прямыми отражениями реальности, а лишь ее идеальными моделями, отражающими какую-то одну сторону действительности. Поэтому невозможно построить универсальную теорию культуры, описать исчерпывающим образом процесс зарождения культуры и определить ведущее направление ее развития в будущем. Отказавшись от создания универсальной теории культуры, сторонники модернизма утверждают, что в будущем развитии культуры определяющая роль будет принадлежать тем факторам, которые не поддаются рациональному осмыслению. Многомерность человека и плюрализм его способов жизнедеятельности дают право каждому народу развиваться по своему собственному пути. При этом все стили, модели и направления культурного развития являются равноценными и одинаково значимыми. То же относится к различным культурным моделям и национальным стилям. Как считают многие исследователи, постмодернизм максимально соответствует условиям демократического общества, отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия, требующего признания ценности человека в его данности, самом факте его эмпирического существования. С постмодернистской культурой человечество вошло в XXI в. Вывод: Человечество анализируя состояние современной культуры и заглядывает в будущее. Ученые пытаются представить каким будет наше общество и соответственно культура через несколько лет. Прогнозы даются самые различные. Их достоверность покажет будущее.
Литература: 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1993. 2. Дейниченко П. XXI век: история не кончается. — М., 2000. 3. Делез Ж. Логика смысла. — М., 1995. 4. Деррида Ж. Позиции. — Киев, 1996. 5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1994. 6. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996. 7. Козловский П. Культура постмодерна. — М., 1997. 8. Культурология. — Ростов н/Д, 1995. 9. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. — М., 2003. 10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М., 1997. 11. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.013 с.) |