Источники исламского вероучения: священная книга мусульман - коран, его структура; сунна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники исламского вероучения: священная книга мусульман - коран, его структура; сунна.



Коран обычно называют Священным Писанием мусульман. Однако вряд ли правомерен перенос термина Священное писание, возникшего в иудео–христианской традиции, на Коран, это создаст сильные аберрации в понимании его значения для мусульманской культуры.

Дело в том, что для христиан Священное Писание – эти книги, написанные по вдохновению самого Святого Духа праведными людьми древности – Моисеем, Давидом, Соломоном, пророками (об этом говорит само слово «Писание» – то, что написано). Коран же в представлениях мусульман никогда не был написан, более того «небесный оригинал Корана» – Мать книг даже не сотворен, то есть являет собой аспект бытия Божия, как Его гнев или мудрость. Коран для мусульманина вовсе не то, что написано, а то, что нужно читать (слово «Коран» с арабского так и переводится – чтение).

Коран был дан Мухаммаду через ангела Джебраила (Гавриила). Ангел крепко сжал Мухаммада и сказал ему «Читай!», указывая на свиток, неграмотный Мухаммад чудесным образом стал читать. Считается, что первое знамение (айят) было айятом «Сгусток».

После смерти Мухаммада в кругу его ближайших сподвижников были предприняты попытки создать полный список его проповедей, но они привели к тому, что возникло несколько вариантов списков, которые значительно отличались друг от друга. Между 650 и 656 г.г. по Р.Х. по приказу халифа Османа специальная коллегия богословов сравнила все имеющиеся списки, выбрала среди них тот, который, по их мнению и по мнению еще оставшихся в живых сподвижников Мухаммада, соответствовал его речам; так возник знакомый нам канонический Коран. По приказу Османа остальные апокрифические Кораны были разысканы все до одного по всей империи и уничтожены как содержащие ошибки.

Канонический суннитский Коран, признаваемый большинством мусульман, содержит 114 сур (глав), разделенных на айаты (арабск. «знамения»), т.е. абзацы. Суры разной величины – от 3 до 286 айатов. Всего айатов 6616, в них в общей сложности 78 000 слов (в арабском оригинале). Прослеживается тенденция к уменьшению длины сур к концу Корана. Считается, что они расположены в хронологическом порядке (т.е. в том порядке, в котором их произносил Мухаммад), поэтому их разделяют на мекканские (90 сур) и мединские (24 суры). Каждая сура имеет название: так, первая называется «Фатиха» (Открывающая), последняя – «Люди». Называются суры по какому–либо слову или фразе, герою или рассказу, некоторые – по эпитетам Бога (ан–Нур – свет, ан–Назир – Предостерегающий, аль–Маджид – Славный). Все суры, кроме 9, начинаются фразой – «Во имя Бога Милостивого и Милосердного»; она вскоре стала распространенной молитвенной формулой у мусульман (ее принято произносить перед началом всякого дела). Первая сура – «Фатиха» выполняет в исламе примерно ту же роль, что «Отче наш» в христианской традиции.

Особенностью Корана является отсутствие прямой речи самого Мухаммада, единой логической структуры, логических связей между разными, даже соседними сурами. Коран написан как прямая речь Бога (Аллаха), Который обращается к людям через своего посланника зачастую по какому–либо поводу (одно такое «обращение» или «откровение» собственно и есть айат).

Нельзя не отметить поэтичность языка Корана. Мы встречаем здесь множество выразительных эпитетов и сравнений; недаром Коран вдохновлял лучших европейских и русских поэтов на подражания («Западно–Восточный диван» И. Гете и «Подражания Корану» А.С. Пушкина).

Основные темы Корана – необходимость поклонения Единому Богу (Аллаху), осуждения многобожия, предупреждения о Судном дне и наказании грешников, поучительные рассказы, о народах, наказанных Богом за непокорность, об ангелах, злых духах и особых существах – джинах. Много в Коране говорится о пророках – предшественниках Мухаммада, среди которых называются Моисей, Давид, Соломон и Иисус Христос. Коран отрицает Божественную природу Христа и на основании этого осуждает христиан, как «обожествивших пророка», кроме того, он отрицает и крестную смерть и воскресение Иисуса Христа. Однако Коран признает его непорочное зачатие, справедливо почитает его как совершенного человека, а Деву Марию – как праведницу (по мусульманским поверьям, она возглавляет общину праведных женщин в раю).

Значительную часть содержания Корана, особенно – его мединских сур составляют правовые предписания, регулирующие различные сферы жизни мусульман (религиозные обряды и культ, брак, хозяйственная деятельность, отношения с братьями по вере, отношения с язычниками и с представителями других монотеистических культов, ведение войны и т.д.).

Коран представляет собой главный авторитет для мусульман в любом деле. На основе комментариев Корана (тафсиров), сделанных специальными комиссиями богословов, решаются не только теоретические вопросы, касающиеся теологии и философии, но и вопросы практической жизни, разрабатываются нормы исламского права. Причем, к толкованию Корана допускается не всякий, а только человек, получивший специализированное образование.

Коран с точки зрения мусульман Божественная книга. Большинство мусульман – сунниты развивают это положение до логического конца и утверждают, что Коран не сотворен. С их точки зрения «Коран» на арабском языке – это своего рода земная проекция Небесного Корана (Матери Книг), который понимается ими не просто как идеальный, бессмертный образец земного Корана, как отдельный атрибут Аллаха, такой же как всеведение, мудрость, могущество. Исламские богословы иногда поясняют это так: христиане верят, что Бог явился людям в образе человека, а мусульмане–сунниты верят в то, что Он явился в образе Книги.

Отсюда особое, благоговейное отношение к Корану (но только к арабскому оригиналу!). Ему полагается отводить отдельную комнату или отдельный уголок, причем, ставить его надо так, чтобы присутствующие в основном были к нему лицом. Перед тем как прикоснуться к Корану, мусульманин должен вымыть руки и прочитать молитву, мусульманка – еще и прикрыть голову платком. При чтении Корана нельзя шуметь, говорить вслух, есть и пить. И вообще Коран играет огромную роль в жизни мусульманского общества. На Коране клянутся, на Коране учат детей арабской грамоте, на Коран ссылаются в суде, в научных и философских трактатах, в политических спорах. И уж конечно, чтение Корана на арабском языке занимает важное место при мусульманских богослужениях. Причем, способы его чтения вслух строго регламентируются. В IX–X вв. были признаны семь правомерных способов распевного чтения Корана, которые используются мусульманскими служителями культа до сих пор.

Современный российский востоковед А.А. Хисматуллин в связи с этим высказывает интересную мысль об особенностях чтения Корана. Дело в том, что в Коране имеются специальные знаки (паузальные значки), указывающие чтецу, где сделать вздох, где полувдох, где задержать дыхание и закончить фразу. А еще с древности известна связь между дыханием и психофизическим состоянием человека: многие медитации йогов построены на дыхательной гимнастике. Исходя из этого, Хисматуллин замечает, что само чтение Корана (естественно, арабского оригинала и в согласии со всеми мусульманскими правилами) способствует измененным состояниям сознания и особым мистическим переживаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)