Золотой век» в русской средневековой культуре. Ведущее значение зодчества и иконописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золотой век» в русской средневековой культуре. Ведущее значение зодчества и иконописи.



Зодчество

Крещение Руси и создание государственности способствовали развитию искусства, в первую очередь, архитектуры. Под руководством приглашенных византийских мастеров возводились первые каменные храмы, затем русские мастера начали сами, без помощи византийцев возводить величественные церкви Интенсивное строительство велось в Киеве при Ярославе Мудром (1019–1054), стремившимся сделать Киев таким же красивым, как Константинополь. Были возведены Софийский собор и Золотые ворота.

Тип храма был крестово–купольный, сложившийся в зодчестве Византии. Идея креста, распятия, в соединении с символом небесного – куполом – воплотила единство небесного и земного, вечного и преходящего. По инициативе Ярослава, собравшего в 1037 г. большое количество писцов для перевода и переписки уже переведенных книг при храме святой Софии, была создана на Руси первая библиотека, а затем по его же инициативе был создан сборник первых законов на Руси – «Русская правда».

Отличительная черта зодчества Древней Руси – монументальность форм, проявляющаяся в масштабах и структуре линий, отдаленно напоминающих античную классику. Очень рано в русской церковной архитектуре проявилось стремление к поиску самостоятельных путей и к отходу от византийских канонов – это форма и расположение куполов, многокупольность, пирамидальность, подчеркивание алтарной части храма, а затем введение ложных, чисто декоративных, закомар–кокошников.

Феодальная раздробленность Древней Руси XII–XIII вв. привела к созданию в каждом удельном княжестве своей художественной школы: новгородской, владимиро–суздальской, галицко–волынской, смоленской, полоцкой. Владимирское зодчество, вершиной которого является Успенский собор (1158–1160 гг.), особенно процветало при князе Андрее Боголюбском, в 1165 г. заложившем один из самых поэтических древнерусских храмов – храм Покрова на Нерли.

На долгое время после монгольского нашествия и разорения памятников архитектуры каменное строительство на Руси прекратилось. В XIV в. все пришлось начинать заново. В это время столицей Русского государства становится Москва.

С образованием централизованного государства со столицей в Москве формируется общерусская культура. В Москве начинается белокаменное строительство. Во второй половине XIV в. по приказу Дмитрия Донского сооружаются каменные стены Московского Кремля вместо старых деревянных. Возводится новое кольцо окраинных монастырей: Рождественский, Высокопетровский, Спасо–Андроников, Алексеевский, Чудов, два Симоновых монастыря, Сретенский и Новинский, Кремль Дмитрия Донского.

 

Иконопись

В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем в Москве. Для стиля фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность, эмоциональность. Он не всегда тщательно прорисовывал свои изображения, но достигал огромной силы воздействия на чувства зрителя. Этот характер живописи соответствовал и темпераменту художника, о котором говорили, что он «изограф нарочитый и живописец изящный во иконописях». Современник рассказывает, что во время работы он никогда не стоял на месте («ногами беспокоя стояще»): вероятно для того, чтобы все время видеть, как смотрится мазок издали. Не прерывая работы, Феофан вел беседы с друзьями — и об искусстве, и о философии. Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360—1430). Великолепный колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В годы кровавых феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости. Эти черты особенно ярко проявились в самом знаменитом произведении, созданном им совместно с учениками, — «Троице». На иконе изображены три прекрасных юноши, ведущие неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу. Андрей Рублев работал и в области книжной миниатюры; во времена, когда искусство было большей частью безымянным, он оставил после себя прочную память. Даже в середине XVI в. в одном из завещаний среди множества икон без указания авторов особо выделяется образ «Ондреева письма Рублева». Традиции Андрея Рублева продолжались в живописи второй половины XV—XVI в. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозер-ском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо нежным колоритом. Искусство иконописания сохранило для нас не только имя Дионисия; но и имена Прохора с Городца, Даниила Черного, Прокопия Чирина, Истомы Савина, Симона Ушакова. Об их уровне иконописания грек, диакон Павел Алепский, побывавший в 1666 г. в России, писал: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости письма и навыку в мастерстве... Жаль, что люди с такими руками тленны». Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства. Достижения искусства средневековой Руси вошли в.плоть и кровь русской культуры XVIII—XIX вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.005 с.)