Важнейшие положения вероучения ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие положения вероучения ислама.



В исламе не существует доктринального единства. Попытки выработать единую систему исламских догматов были безуспешны; отсутствие соборов и единого руководителя общины привело к тому, что толкование Корана и Сунны осуществлялось отдельными богословами, которые приходили к различным и порой противоположным выводам. Здесь мы будем излагать догматику ислама в ее суннитском варианте, как потому что сунниты составляют подавляющее большинство мусульман, так и потому что мусульмане, живущие на территории России и бывшего СССР, как правило – сунниты.

Итак, символ веры суннитского ислама включает в себя следующее: веру в Единого Бога, Его ангелов, Его Писания, Его пророков, в загробную жизнь и в Судный день, а также в предопределение. Рассмотрим эти положения подробнее.

Вера в Единого Бога. Каждый мусульманин–суннит обязан верить, что существует только один Бог – Аллах. Считается, что Ему присуще совершенство, несотворенность, что Он – нематериален, т.е. находится вне времени и пространства и что, наконец, Он – Творец и Управитель всего сущего.

Вера в Ангелов. Каждый мусульманин–суннит обязан верить в существование Ангелов (малаика) – крылатых бесполых духов, созданных Богом из света еще до сотворения человека. Ангелы служат Богу и являются посредниками между Богом и людьми. Согласно исламу ангелы живут на небесах у трона Аллаха, они записывают поступки людей в особые книги, и потому, по верованиям мусульман–суннитов, у каждого человека за спиной всегда есть два ангела. Мусульманская традиция упоминает следующих ангелов – Джебраила (Гавриила), который передал откровение Мухаммаду, Микаиля, который помогал мусульманам в первых сражениях, Исрафила, который сопровождал Мухаммада. Существует, согласно исламу, и особый ангел смерти – Азраил., а также ангелы Мункар и Накир, которые допрашивают умерших в могиле. Считается, что ад охраняет также стража из 19 ангелов во главе с Маликом. Ислам говорит и о падшем Ангеле – Иблисе (шайтане), который отказался повиноваться Богу, когда Он велел всем ангелам пасть ниц перед только что сотворенным человеком. Иблис обречен на муки в аду, но наказание отложено до конца времен. Воинство Иблиса составляют джины – особые свирепые духи мужского и женского рода, состоящие из дыма и огня, вредящие людям, учащие их злым делам и магии. Однако, не всех джинов мусульмане почитают злыми, дьявольскими служителями; Коран упоминает и о джинах, принявших ислам, а также о джинах некоторое время служивших пророку Сулейману (царю Соломону) благодаря его знанию волшебства.

Вера в Писания. Каждый мусульманин–суннит обязан верить в существование множества Писаний (Священных Книг), которые Бог с начала времен ниспосылал людям через пророков. Мусульманская традиция утверждает, что точное число этих книг мы знать не можем, достоверно мы знаем лишь о пяти книгах – «Сахифа», посланной пророку Ибрахиму (Аврааму), «Забур», посланной пророку Дауду (Давиду), «Таурат», посланной пророку Мусе (Моисею), «Инджил», посланной «пророку Исе» (Иисусу Христу), и «Коран», посланной пророку Мухаммаду. Книга «Сахифа» признается безвозвратно и полностью утерянной, а книги «Забур», Таурат» и «Инджил» – частично входящими соответственно в состав Псалмов Давида, Торы и Евангелий. Однако при этом мусульмане отказываются признавать Ветхий и Новый Заветы как Богооткровенные Книги. По их утверждениям и иудеи, и христиане исказили книги, посланные им Богом, внесли туда свои добавления, исказили смысл некоторых утверждений, а некоторые – и отбросили. Собственно, Ветхий и Новый Завет признаются мусульманами как Священные Писания лишь отчасти, а именно в тех своих местах, где они не противоречат Корану. Коран же по верованиям мусульман в точности содержит откровение, данное Богом Мухаммаду через Ангела Джебраила (Гавриила). Напомним, что Коран мусульмане–сунниты считают несотворенным, т.е. Коран на арабском языке для них – проекция Небесного Корана, который они мыслят как один из атрибутов Аллаха.

Вера в посланников (пророков) Бога. Каждый мусульманин–суннит обязан верить, что с самого начала истории Бог избирал праведных людей – посланников или пророков для того, чтобы они свидетельствовали истину о Боге и о Его законах. Причем, среди пророков выделяют тех, что учили устно и не оставили после себя книг (наби), и тех, что оставили (расул). Мусульманская традиция считает, что пророки были во все времена и в каждом народе, утверждая, что приблизительное общее число их – 124000; причем большинство из них были своими народами отвергнуты, а их книги и учения забыты или искажены до неузнаваемости. Коран называет по именам лишь нескольких пророков (а именно – 26). Первым из них является Адам, который по верованиям мусульман, после изгнания из рая раскаялся в своем грехе, стал покорным Богу и даже воздвиг в честь Него храм (Каабу). Поэтому мусульмане иногда называют ислам «религией Адама». Среди других пророков, упоминаемых Кораном – Нух (Ной), Лут (Лот), Ибрахим (Авраам), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Ильяс (Илия), Муса (Моисей), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Юнус ибн Закрийа (Иоанн Креститель), Иса (Иисус Христос). Говорится также о нескольких пророках, которые не упоминаются Библией – это Худ, Салих, Шуйаб. Мусульманская традиция относит к пророкам ислама и некоторых исторических личностей, например философов Пифагора, Эмпедокла, иногда Платона и Аристотеля. Некоторые мусульманские теологи (в частности, Риза Фахретдинов) считали пророками ислама Будду и авторов «Вед», а буддизм и индуизм объявляли искажением первоначальных учений их основателей. Мухаммада мусульмане почитают «печатью пророков», после которого пророчества заканчиваются.

Вера в загробную жизнь и в Судный день. Каждый мусульманин–суннит обязан верить в бессмертие человеческой души, т.е. в то, что после смерти тела душа человека продолжает существовать вплоть до Страшного суда, на котором Бог, воскресив всех мертвых и воссоединив души с телами, праведников отправит в рай, а грешников – в ад. Бессмертие души в исламе трактуется несколько иначе, чем в христианстве. Сунниты верят в предсуществование душ, т.е. в то, что Бог сотворил души всех людей до начала времен, а теперь посылает их одну за другой на землю как бы для испытания. Представления о Страшном суде и о рае и аде тоже достаточно своеобразны. Большинство мусульман верит, что перед Страшным судом на землю вернется «пророк Иса», который не был распят и не умирал, а был вознесен живым на небо. Вместе с ним придет и махди, т.е. мессия – последний преемник Мухаммада. Иса и махди убьют антихриста (Даджала), а также его приспешников – зверя, говорящего из бездны и народы йаджудж и маджудж (гоги и магоги), и установят царство справедливости и благоденствия. Затем Иса умрет и будет похоронен рядом с Мухаммадом. Лишь потом затрубит в трубу ангел, обрушатся звезды, сдвинутся горы, умрут все люди и по второму звуку трубы мертвые воскреснут, и начнется Страшный суд. По верованиям мусульман судить людей будет сам Аллах, помогать ему будут ангелы, которые принесут книги, где записаны добрые и злые дела каждого человека. Мухаммад будет заступаться за не слишком великих грешников. Затем все должны будут пройти по тонкому, толщиной с волос мосту (сират), протянутому над адской бездной; грешники упадут туда, праведники доберутся до рая. Интересно, что ад и рай в мусульманской традиции понимаются довольно натуралистично. Ад («нар», «джаганнем») рисуется как мрачное подземелье, где души грешников терзаемы огнем, рай же («джаннат») – как сад, полный прекрасных, плодоносных деревьев, рек и ручьев, где праведники блаженствуют; при этом считается, например, что в раю праведников ублажают райские девы – гурии, которым после каждой ночи наутро возвращается девственность. Однако, в последнее время среди мусульман, затронутых европейским образованием и культурой, а также среди мусульманских теологов наблюдается тенденция понимать коранические рассказы об аде и рае в переносном, аллегорическом смысле. Обычно оправдывают это тем, что в Коране излагается истина в доступной для людей форме, понять же настоящую природу ада и рая нашим слабым разумом невозможно.

Вера в предопределение. Каждый мусульманин–суннит обязан верить в предопределение, т.е. в то, что у всякого человека есть своя судьба, данная ему от Бога и что все его поступки в этой жизни (причем, как добрые, так и злые) и самое его загробное спасение или гибель подчиняются этой судьбе. Таким образом, фатализм является основной характерной чертой ислама, о чем, собственно, говорит и само название этой религии – покорность. Мусульманские богословы, заявляют, правда, о некоей относительной свободе человека: например, о свободе выбирать между повиновением или неповиновением Богу, о свободе есть, пить, спать; однако, в исламе, в отличие от христианства, нет по настоящему глубокого и развитого учения о диалектике внутренней свободы человеческой личности и Промысла Божьего.

Таковы основные положения вероучения мусульман–суннитов. В других направлениях ислама символ веры несколько иной (хотя, как правило, отклонения незначительны). К сказанному добавим еще, что в мусульманской традиции сама вера («иман») подвергается специальному рассмотрению и даже классификации. В большинстве направлений современного ислама различают следующие три вида веры:

вера на основе традиции, т.е. вера неосознанная, опирающаяся на привычки, привитые с детства и выражающаяся лишь во внешнем исповедании;

вера на основе знания – изучения Корана, Сунны, трудов богословов, т.е. вера осознанная;

вера на основе внутренней убежденности, т.е. на основе внутреннего духовного опыта, для которого в исламском богословии есть специальный термин – «ихсан» или «таква» – постоянное осознание присутствия в жизни человека Всевидящего Бога.

Понятно, что высшим видом веры – истинной верой считается третий, признается в качестве Богоугодного и второй, первому же отказывается в спасительности. Поэтому для мусульман представляется исключительно важным именно сознательное исповедание веры. Кроме того, исповедание ислама невозможно без внешнего следования обрядам. Мусульманам кажутся абсурдом утверждения современных западных христианских модернистов о том, что если, дескать, сердцем в Бога веришь, то обряды Церкви можно не соблюдать. Ислам, иными словами, это религия, в которой вероучение неотделимо от культа.

5. Культ в исламес("пять столпов" - шахада, намаз, ураза, закят, хадж).

В отличие от догматики, обрядовая сторона ислама в значительной степени единообразна. Все мусульмане, независимо от того, к какому направлению они принадлежат, придерживаются примерно одного и того же культа, который в исламе получил название Устоев веры или Пяти Столпов Веры. Это – словесное исповедание веры, молитва, пост, милостыня и хадж. Рассмотрим их подробнее.

Словесное исповедание (шахада). Формально мусульманином считается всякий человек, который, будучи в здравом уме и в ясной памяти, при нескольких свидетелях–мусульманах произнес священную формулу ислама: «нет Бога, кроме Бога и Мухаммад Его пророк». Как правило, требуется произнесение ее по–арабски, но в принципе это можно сделать и на любом другом языке. Эта формула и является, собственно, основой основ исламской догматики. Различные секты могут отрицать остальные догматы (например о несотворенности Корана, как мутазилиты); другие толки ислама будут обвинять их в ереси, но не откажутся все же считать их мусульманами. Если же какая–либо из них отойдет от священный формулы, то она тем самым, очевидно, выпадет из пространства ислама.

Молитва (намаз). Каждый взрослый и психически и физически здоровый мусульманин обязан пять раз в день совершать молитву (намаз). В будни он может это делать где угодно (конечно, за исключение мест, которые явно для этого не подходят), а в пятницу считается обязательным посещение мечети и общая молитва (как правило, это полуденный намаз). Мусульманская молитва значительно отличается от христианской: она не предполагает никаких просьб, а представляет собой лишь выражение покорности и смирения и восхваления величия Бога, что в общем–то естественно для религии фатализма: какой смысл просить о чем–либо, когда все уже предопределено? В то же время мусульманская молитва есть чрезвычайно строго регламентированный порядок действий. Сначала молящийся мусульманин стоит, потом совершает полупоклон, потом – поклон, потом становится на колени, так, чтобы лоб касался пола. При этом про себя или вслух он произносит по–арабски славословия Аллаху и аяты из Корана. Начинается молитва словами «Аллах велик!», кончается – «Мир вам и милость Аллаха!». Молящиеся обязательно поворачиваются лицом к Мекке, а, точнее говоря – к Каабе; в любой мечети есть специальная ниша – михраб, указывающая направление Мекки. При общей молитве в мечети мусульмане становятся тесными рядами плечом к плечу. Перед молитвой следует обязательно совершить ритуальное омовение, как правило, водой, но при ее отсутствии, например в пустыне – можно и песком. Перед мечетью всегда есть фонтан для омовений. Для того чтобы мусульмане в суете буден не забывали о пятикратной молитве с башен мечетей – минаретов пять раз в день специальный служитель – муэдзин громко призывает всех на молитву. Такой призыв называется «азан» и состоит он из молитвенных формул, произнесенных по–арабски. Для тех, кто хочет проявить особое рвение в молитве, азан звучит дважды и в течение ночи.

Пост (ураза). Каждый мусульманин обязан соблюдать месячный пост, который продолжается в течение месяца «рамадан». Пост заключается в том, что в течение всего светового дня (от рассвета до заката) запрещается пить и есть; в темное же время суток рекомендуется быть умеренным в пище и питье и большее время посвящать благочестивым размышлениям об Аллахе. Пост согласно мусульманской традиции предназначен для того, чтобы мусульманин научился укрощать свою плоть, ценить те земные блага, которые посылает ему Аллах, а если мусульманин богат – чтобы знал, каково приходится беднякам, терпящим голод и лишения. Так как мусульманский год – лунный, то пост может приходиться на любое время года, в том числе и на длинные, жаркие, летние дни и даже может совпасть с полевыми работами. Но мусульманский закон требует беспрекословного его исполнения. От поста лишь освобождаются больные, малые дети и беременные женщины. Путешественники также могут не соблюдать пост, но только с тем условием, что они отпостятся впоследствии.

Милостыня (закят). Каждый зажиточный мусульманин обязан раздавать своим бедным единоверцам милостыню, составляющую 1/40 часть его излишка, т.е. денег, которые остаются от его годового дохода (имеется в виду, конечно, лунный год) после того как он удовлетворит потребности первой необходимости своей семьи. Таким образом, с одной стороны ставится предел безмерному обогащению, с другой – осуществляется поддержка наиболее нуждающихся членов общины; помимо этого, милостыня всегда рассматривалась и до сих пор рассматривается богатыми мусульманами как своеобразный ритуал очищения. От бедных мусульман раздача милостыни не требуется. Кроме этой обязательной милостыни (закят) существует и добровольная дополнительная милостыня (садака); это деньги, которые богатые люди раздают нищим у мечети, жертвуют на больницы, богоугодные заведения и т.д.

Паломничество (хадж). Каждый взрослый, физически и умственно здоровый и располагающий соответствующими средствами мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку. Но если на время паломничества его семья останется без средств, то он от хаджа освобождается. Хажд также теряет свое значение, если деньги для него добыты нечестным путем и если мусульманин не понимает смысла хаджа. Поэтому для детей, которых берут с собой взрослые, эта поездка хаджем не считается. Больные люди могут послать вместо себя в хадж своего рода «заместителя», оплатив все его расходы. Если кто–либо пожертвует деньги, собранные на хадж, сильно нуждающемуся человеку, то эта милостыня (ниййа) приравнивается к хаджу. Хадж знаменует собой три события исламской «священной истории»: раскаяние и возвращение к Богу первых людей Адама и Хаввы (Евы), готовность Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила и паломничество к Каабе Мухаммада. Хадж совершается в определенное время – в месяц зуль–хиджа, четвертый после рамазана (в другое время можно совершать только повторный хадж, который называется «малый хадж»). Раньше от паломников требовались, чтобы они проходили большую часть пути пешком, теперь разрешается добираться до Аравии на самолете. В самой Аравии паломники проходят через специальные посты и кордоны, которые выявляют немусульман–туристов: на время хаджа Мекка закрыта для немусульман. Хадж начинается с того, что паломники, совершив ритуальное омовение, заворачиваются в белую ткань, подобную савану – в этой одежде они проведут все время хаджа. С одной стороны такая одежда символизирует восставших из могил мертвецов, разбуженных трубой ангела в судный день, с другой – подчеркивает равенство всех мусульман, независимо от их благосостояния и происхождения. Также в это время паломникам запрещено жить брачной жизнью, стричь волосы и ногти, пользоваться украшениями, парфюмерией, убивать животных, кроме блох, змей, клопов и скорпионов, рвать траву и ломать деревья и конечно, иметь греховные помыслы. Голова мужчин остается открытой, женщинам белая одежда прикрывает волосы.

Паломничество включает в себя целый комплекс обрядов: семикратное обхождение вокруг Каабы, целование черного камня Каабы, который по верованиям мусульман первоначально был белым, но почернел от людских грехов, быструю ходьбу между холмами Сафа и Марва, питье воды из священного колодца Замзам, стояние у горы Араф, бросание камней в долине Мина в столбы, символизирующие Иблиса (сатану), принесение жертвы. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.01 с.)