Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Возникновение христианства. Православие и католицизм.

Поиск

Содержание:

1. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения христианства

2. Библия, ее структура, христианское вероучение и культ

3. История раннего христианства и первых Вселенских соборов.

3. Основные направления христианства

а) Православие

б) Католицизм

Введение

Христианство – самая распространенная из мировых религий. В 2006 г. в мире насчитывалось более 2 миллиардов христиан. Христианство включает 3 самостоятельных направления: православие, католицизм и протестантизм. При всех различиях догматические основы христианского вероисповедования у всех конфессий одинаковы. В значительной степени, благодаря христианству, определяется процесс развития человечества за последние две тысячи лет.

Основная часть

1. Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Первые христиане по национальности были евреями, а по прошлому религиозному мировоззрению – иудеями. Но уже во второй половине I в. христианство стало интернациональной религией.

С богословско-теологической точки зрения, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, сына Божьего, который является ипостасью Бога на земле. Само слово «Христос» – греческий перевод еврейского слова «мессия», что означает «помазанник», «спаситель». На данном этапе развития науки часть ученых склоняется к мысли об историчности личности Христа.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные источники иудаизма, древних восточных религий, философские воззрения различных школ Средиземноморья и Востока. Все это превращало новую религию в самостоятельное мощное явление культуры, способное возвыситься над всеми этноцентрическими культурами и взять из каждой из них что-то в отдельности. Из иудаизма христианство заимствовало идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии и часть Священного Писания – Ветхий Завет. Из восточных религий христианство заимствовало учение о сходящем на землю Боге, который рождается от земной женщины, затем страдает, умирает и воскресает, также была перенята идея «непорочного зачатия». Из митраизма христианство заимствовало идею о борьбе двух начал: добра и зла, света и тьмы. На становление христианского мировоззрения существенное влияние оказала и античная философская традиция. От неоплатонизма было взято учение Филона Александрийского о Сущем как первоначале мира, о Логосе (священное слово, позволяющее созерцать Сущее), о прирожденной греховности людей, о покаянии, что послужило одной из предпосылок формирования духовных начал христианства.

Жизнеописание Христа и его учение дается в Евангелиях и развивается в других книгах Нового завета. Суть общих воззрений христианства такова.

Чтобы прийти на помощь людям, освободить их от основы основ их заблуждений: первородного греха, совершенного прародителями человечества, Адамом и Евой, Бог послал на землю своего сына как органическую свою часть, которая воплотилась в конкретного человека, родившегося от девы Марии в семье иудейского плотника Иосифа в городе Вифлееме. Иисус Христос рассматривается как богочеловек, соединяющий в себе всю полноту божественной природы, и всю конкретность человеческой личности с конкретным рождением, подверженный всем человеческим страданиям и умерший в 30-е гг. н. э. Как конкретный земной человек, Иисус рождается, растет, мужает и в свои зрелые годы начинает проповедь в разных местах Палестины, в Галилее, Иудее, Южной Финикии. Он творит чудеса, говорит о краткости земной жизни, предстоящем Страшном суде над грешниками, о необходимости покаяния и подготовки к вечному блаженству в загробном мире, о выполнении своего долга, внутреннем совершенствовании, воспитании любви и милосердия ко всем людям, в том числе, и к врагам своим. Вокруг Иисуса образуется группа из его учеников, из которых 12 были названы апостолами. Ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и являлось главным основанием для осуждения Христа, поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царем Израиля. В 30 г. Иисус был схвачен и осужден синедрионом и римским прокуратором на казнь и был распят на кресте. Распятие и страдание Иисуса Христа на кресте стало самой дорогой искупительной жертвой, которую принес Бог, чтобы спасти человечество от его первородного греха. После своего распятия Иисус воскрес, явился своим ученикам и затем, сбросив свою телесную оболочку, вознесся на небо, слившись со своим отцом. В будущем Иисус должен вновь прийти в земной мир, чтобы совершить Страшный суд, покарать грешников и утвердить царство справедливости для божьих избранников.

Важнейшие нравственные положения христианства провозглашены в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны кроткие ибо они наследуют землю…». В этом положении провозглашается мысль о том, что страждущие, смиренные, плачущие, обиженные – это люди, менее отягощенные грехом, пороками и гордостью и поэтому более внутренне подготовлены к Царству Небесному (Божьему), чем богатые, властные, эгоистичные люди.

«Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь угольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божье». Это нравственное положение прямо апеллирует к человеку трудящемуся, человеку обездоленному, к социальным низам, давая им духовную надежду в будущем за их тяжелую и несправедливую долю в этом мире.

Вместе с тем, в этих положениях социальные и нравственные мотивы настолько тесно переплетены, что апелляция к бедным и страждущим не противопоставляется призыву и к людям иного социального положения: ведь «алчущие и жаждущие правды, плачущие и кроткие» могли быть в различных общественных слоях. Эти этические положения раннего христианства обеспечивали ему поддержку, в первую очередь, низов Римской империи, но были притягательны в эпоху кризиса языческих религий и для других социальных слоев Империи, что сделало общественную базу новой религии поистине массовой.

Одним из положений нового учения стало положение о непротивлении злу насилием и заповедь любви. Иисус говорил «Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и топчущих вас» (Матф. 5:43,44). Какая заслуга, говорит Христос, любить любящих вас. Это не требует от человека никаких внутренних усилий. Но если «любить врага своего», это, значит, пересмотреть все свои установки, что требует нового самоощущения, нового миропонимания. Следуя этой заповеди, человек как бы поднимается над ситуацией, не идет вслед навязанной ему вражде и ненависти, остается свободным в своем осознанном выборе. Он сознательно принимает посланное ему испытание, используя его для самосовершенствования, для культивирования в себе любви как одной из важнейших христианских добродетелей. Благодарить врагов надо за то, что они позволили человеку понять, каков он на самом деле, что ему еще необходимо исправить в себе в процессе нравственного самосовершенствования: ведь не имея врагов, не пройдя испытаний, нельзя узнать, что ты из себя представляешь. Сила твоя — в тебе самом: самовоспитание, вечное восхождение к высотам духа, к любви, смирению и вере — вот путь настоящего христианина.

Нравственные заповеди христианства, изложенные в Нагорной проповеди Христа, выражали принципиально новый взгляд на человека: оценка его духовного потенциала и нравственно-религиозных качеств перемещалась от внешних факторов (от общественного мнения, родоплеменных и общинных норм) внутрь его сознания. Человек обретал иной масштаб, иные критерии самооценки: его внутренний мир, личностное самосознание, совесть становились объектами самоанализа, полем борьбы Добра и Зла. Внешнее принуждение теряло силу, человек обретал личную свободу, право на выбор и право на ответственность не за то, что сделали другие, а за то, что сотворил он сам.

Христианский монотеизм был связан с выработкой нового миропонимания и мировоззрения, в котором человек рассматривался как образ и подобие Бога, а мир — как им сотворенный, имеющий смыслы и цели своего существования. Христианство создало новое представление об историческом бытии человека и его будущем — Царстве Божием, в которое войдет преображенное человечество.

2. Христианское вероучение основывается на Священном писании – Библии и Священном Предании.

Библия (с греч. «книга») состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета («завет» – договор, соглашение). Ветхий Завет (39 канонических и 11 неканонических книг) целиком взят из иудаизма. Новый Завет, почитаемый только христианами, создавался в I-II вв. н.э.

Новый Завет насчитывает 27 книг, разделенных на четыре структурные части:

1. Четыре Евангелия (с греч. – «благая весть»): от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В Евангелиях изложена жизнь Иисуса Христа, описаны его мученическая смерть и чудесное воскресение;

2. Деяния святых апостолов (учеников Христа), автором считается апостол Лука;

3. Послания (письма) апостолов к различным раннехристианским
общинам, рассеянным по необъятным просторам Римской империи. Посланий 21, из них 14 приписывается Павлу, 3 – Иоанну, 2 – Петру, 1 – Иакову, 1 – Иуде (не Искариоту, предавшему Христа);

4. Апокалипсис (Откровение) апостола Иоанна, где описываются видения
конца мира, которые Иисус Христос передал своему любимому ученику.

Евангелия подразделяются на канонические, включенные официальной церковью в Новый Завет, и апокрифические, не признанные церковью священными, и не включенные в канонический текст Библии.

Как уже было отмечено, христианское вероучение основывается и на Священном Предании. Священное Предание – совокупность вероучительных положений, выработанных устной и письменной внебиблейской традицией христианской церкви. К Священному Преданию относятся: символы веры, сочинения отцов церкви, решения Вселенских соборов.

Христианство предложило принципиально новую систему религиозных воззрений.

Основные догматы христианства были систематизированы на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 гг. Они были сведены к 12 пунктам и названы «Символ веры». Символ веры – краткое изложение главных догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.

Суть христианской догматики, изложенной в Символе вере, обязывает христиан веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой); во Христа – Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти не землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни.

Становление вероучения сопровождалось формированием христианского культа. На Вселенских соборах были приняты так называемые таинства христианской церкви. Таинство – это священное действие, через которое невидимым образом сообщается верующим благодать Божия.

Семь церковных таинств:

1. Крещение – символизирует принятие человека в лоно церкви при
помощи воды;

2. Миропомазание – освящение христианина путем смазывания ему
отдельных частей тела особым ароматическим (оливковым) маслом (миро),
содержащим «дары Святого духа»;

3. Покаяние (исповедь) – устный рассказ священнику о своих грехах перед
Богом и получение прощение грехов от Христа через священника;

4. Причащение (евхаристия) – вкушение верующими под видом хлеба и
вина «плоти и крови Христовой»;

5. Брак – церковное освящение вступления в супружескую жизнь;

6. Священство – посвящение в сан священнослужителя;

7. Елеосвящение (соборование) – помазание больного или умирающего
христианина освященным елеем (маслом).

Все таинства, молебны Богу составляют церковное богослужение, которое проводится в храме или церкви – священном здании христиан. Главным христианским богослужением является литургия (греч. «общее дело») – торжественное действие, сопровождаемое молитвами, чтением Библии, пением, зажиганием свечей и лампад, поклонами и т.д. Для христианства характерны также культ святых – праведников, после смерти ставших посредниками между Богом и людьми; культ мощей – «нетленных» останков святых; культ «святых мест», связанных с чудесами; культ креста – символа мученической смерти Христа; культ Богоматери – Девы Марии, родившей Христа от Духа Святого.

Важное место в христианском культе занимают праздники:

1. Пасха – Воскресение Христа;

2. Рождество – рождение Христа;

3. Троица (Пятидесятница) – в честь сошествия Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа;

4. Крещение Господне – в честь крещения Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем и другие.

3. Особую эпоху в истории христианства составляет период деятельности апостолов («посланников») — I-II вв. н. э. Вера в скорое пришествие Иисуса и наступление Страшного суда заставила учеников Христа встать на путь активной евангельской проповеди. В Палестине распространение Христова учения продолжил его земной брат Иаков. Неучастие христиан в антиримских восстаниях закрепило отчужденность между последователями традиционного иудаизма и приверженцами Иисуса, которых в Палестине было немного.

Апостол Петр, ближайший ученик Иисуса, переживший трагедию отступничества, проповедовал в разных частях империи, но наиболее он прославился распространением христианства в «Вечном городе» — Риме.

Его брат — апостол Андрей, согласно преданию, стал первым из 12 апостолов (отсюда и прозван Первозванным) и проповедовал в Скифии (по представлениям ученых, в нижнем течении Дуная), правда, без особого успеха. На Руси была популярна легенда, согласно которой, Андрей дошел до места будущего Киева и водрузил там крест.

Наибольший успех в распространении христианской религии выпал на долю апостола Павла. Он приобщал к новому учению евреев диаспоры, а также недавно обращенных иудеев из местного населения Малой Азии и Сирии. Именно иудейская диаспора, наиболее многочисленная на востоке Империи, оказалась восприимчива к христианству. Иудаизм диаспоры был менее ритуализирован, больше внимания уделял вопросам догмата.

Поначалу христианство почти не выходило за пределы иудейских общин. Евангельская проповедь велась в синагогах. Языком богослужения и литературы служил греческий — разговорный язык евреев диаспоры. Не случайно римские власти долго воспринимали христианство как разновидность иудаизма. С середины II в. после рассеивания иудеев из Палестины общины диаспоры консолидируются в религиозном отношении и порывают с христианством.

К этому времени складывается христианская община. Она объединяла верующих независимо от их национальной или социальной принадлежности. В общине господствовал дух уравнительности — общность имущества, трапез и т.д. Члены общины называли себя братьями и сестрами. Основные вопросы решало общее собрание верующих. Текущими делами занималась коллегия пресвитеров («старцев»). Им помогали диаконы («служители»), среди которых встречались и женщины. В общинах существовали постоянные учителя — дидаскалы, а между общинами странствовали апостолы и пророки. Появляются и первые священные книги христианства — Евангелия (благие вести) — предания о жизни, воскрешении Иисуса. Проповеди Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна позже были признаны каноническими. В целом же апостольский период становления новой религии характерен малочисленностью и разобщенностью христиан.

Епископальный период христианства (конец II — начало IV в.) отмечен ростом популярности евангельского учения. Христианство распространяется в Египте, Сирии, Малой Азии, Италии, Северной Африке. Таким образом, новая религия получила широкое распространение сначала на востоке, а затем и на западе Римской империи. Успех христианской проповеди вызван, прежде всего, многосторонним кризисом античной цивилизации, разразившимся в III в. Распад социальных и политических связей, поражения римских легионов, разочарование в имперских идеалах дискредитировали античных богов в глазах населения империи. Язычниками все более овладевает отчаяние и безысходность, христиане же постепенно изживают веру в скорый конец света и пытаются примириться с реальностью. Исчезают апостолы и пророки. Стабилизируются христианские общины, ставшие островками стабильности в бушующем мире войн, смерти и бесчеловечных явлений в империи. В общинах утверждается единоначалие пресвитеров. Во главе территориальных христианских объединений появляются епископы (блюстители). Община разделяется на клир (духовенство) и мирян. Наиболее далеко процесс централизации общин зашел на Западе, где наибольшим влиянием пользовались римские епископы.

Большим испытанием для христианства в это время становятся императорские гонения (235 — 325 гг.). Античный мир, развивавшийся неравномерно, обрел силы для спасения в лице дунайских провинций империи и размещенных в них войск. Здесь античная цивилизация только достигла своего расцвета. Выдвигаемые солдатами дунайских легионов императоры стремились любой ценой реанимировать языческую религию Римского государства. Наиболее нетерпимо армия и ее ставленники относились к христианам, не признающим культ императора и неохотно берущим в руки оружие. Повсеместные гонения на христианское духовенство начались в годы правления Максимина Фракийца и наивысшего размаха достигли в правление Деция (251 г.). Тысячи христиан принимали мученическую смерть, разрушались церкви, разгонялись общины. В этот период возникает традиция почитания мучеников – христиан, которые, невзирая на пытки и казни, не отреклись от своего вероисповедания и были умерщвлены язычниками. Невозможность восстановить авторитет языческих богов, лояльность и патриотизм христиан привели к постепенному прекращению репрессий. В борьбе за императорский престол Константин (правил в 306 — 337 гг.) уже сознательно опирался на поддержку христиан. В 312 г. он издает эдикт о веротерпимости, прекращающий гонения на христиан, а в 325 г. признает христианство одной из официальных религий Римской империи. Константин возвращает христианам конфискованное во время гонений имущество, придает этой религии официальный статус, активно вмешивается в дела церкви, добиваясь ее единства в борьбе с ересями – направлениями, высказывающими точку зрения, отличную от догматической. Следствием этой политики стал созыв I Вселенского собора в 325 г. в г. Нике. На нем был принят догмат о триединстве Бога, а на соборе в Константинополе (381г.) окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Иные варианты были отклонены и преданы проклятию как ереси (ариане, антитринитарии и др.). На Никейском соборе был принят Символ Веры, церковный календарь и уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Александрии и Антиохи получили звание патриархов, а первые два – почетные звания пап. На IV — Халкидонском (451 г.) Вселенском соборе был принят догмат боговоплощения: Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек. В VI в. было принято решение изображать Христа в человеческом облике, а не в виде агнца; в VI в. было признано необходимым изображать священные лица, события и поклоняться им. С конца V века в течение нескольких столетий складывались таинства: первым крещение, затем евхаристия (причащение), миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, священство.

К V в. христианство повсеместно становится государственной религией Римской империи.

4. а) В IV-V вв. Римская империя переживает период распада. Вошло в практику разделение власти над восточными и западными провинциями между двумя императорами, затем законодательно был оформлен раздел государства на Восточную (позднее Византийскую) и Западную Римскую империю.

Если на Востоке существовала многовековая традиция единоличной власти и авторитета правителя в религиозных вопросах, слабее был напор варварских племен, в меньшей степени чувствовался экономический кризис рабовладельческого хозяйства, то Западная Римская империя постепенно слабела под натиском варваров. Император утратил власть и влияние, единственным центром власти остался Рим, а носителем власти – епископ столицы, Папа Римский. Папа приобрел статус духовного лидера западной части христианского мира и претендовал на светскую власть, в Византии же реальным правителем был император, диктовавший свою волю патриарху Константинополя. Сосредоточение и светской, и духовной власти в руках римского первосвященника на Западе и византийского императора на Востоке, в сочетании с различием культурных традиций, экономического уклада и политического положения частей распавшейся империи делало разрыв неизбежным.

Раскол начался в 867 г. Папа Римский Николай I и константинопольский Патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию из-за спора о контроле над подвергавшейся христианизации Болгарией. Очередной конфликт разыгрался в 1054 г. из-за новых притязаний Папы Льва IX на территории, подчинявшейся патриарху. Папа и патриарх Михаил Керулларий вновь предали друг друга анафеме (церковному проклятию) и обвинили друг друга в ереси (эта анафема была снята только в 1965 г., когда папа Павел VI в Ватикане и константинопольский патриарх Афинагор в Стамбуле одновременно зачитали заранее согласованное заявление о взаимном снятии анафемы 1054 г.). Западная церковь стала называться римско-католической (греч. «всеобщий»), а восточная – православной (греч. «ортодоксальной»), верной догматам. Формальной причиной раскола послужили споры по догматическим и ритуальным вопросам, в частности, по вопросу об исхождении Святого Духа. Папа и патриарх разошлись в ответе на вопрос: от кого исходит Дух Святой. При этом под словом «исходит» имелось в виду существование некой таинственной формы зависимости третьего лица Троицы от первого или второго лица Троицы. Папа говорил, что Дух Святой исходит сразу же и от Бога Отца и от Бога Сына, а патриарх утверждал, что Дух Святой исходит только от Отца. Оба церковных иерарха, в конечном счете, остались при своих старых взглядах. Реально разделение церквей было вызвано политическими притязаниями их иерархов и социокультурными различиями между Западной Европой и Византией.

б) Основой вероучения православное направление христианства признает Священное писание (Библия) и Священное предание – решения семи Вселенских соборов, проходивших в IV-VIII вв., а также труды церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст и др. Догматы, принятые на Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г. Вселенских соборах, составили основу вероучения как символа веры, сформулированные в 12 членах.

Важнейшие догматы православия: триединство Бога, Боговоплощение, искупление, Воскресение и Вознесение Христа.

Догмат о триединстве Бога – первый и самый ранний из установленных церковью. Троица (соединение трех лиц или ипостасей): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой – единосущна и нераздельна. Бог Дух Святой исходит только от Бога-Отца. Под «исхождением» понимается таинственная (для людей) зависимость третьего лица Троицы от первого лица Троицы. Боговоплощение означает явление в мир Бога (Иисуса Христа) в человеческом естестве, во плоти, т.е. в двух ипостасях: божественной и человеческой. Христос родился как человек от своей матери Девы Марии и от нее принял человеческую плоть. Страдания и смерть Христа были человеческими, в этом состоит предпосылка их искупительной силы. Искупление – догмат о том, что Иисус Христос, страдая и умерев на кресте как человек, стал добровольной жертвой, принесенной за первородный грех Адама и Евы и за грехи, накопленные людьми с того времени. С момента Воскресения для каждого человека открылся путь к спасению, т.е. к освобождению души от бремени греха и обретению вечного блаженства. Отныне уверовавший в Христа и принявший крещение снимал с себя грех прародителей. Страдавший и умерший как человек, Христос на третий день воскрес и через сорок дней вознесся на небо, что явилось прообразом будущего Воскресения мертвых накануне Страшного суда. Символ веры, сформировавшийся на первых семи Вселенских Соборах, православная церковь сохранила до наших дней без изменений (в отличие от католиков и протестантов).

Православие признает семь таинств (главных культовых обрядов), являющихся первоосновой культа. Пять из них обязательны для всех: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение (соборование). Два таинства необязательных: священство и брак. Все таинства имеют специфические, характерные только для православия, отличия. Крещение совершается путем погружения в воду, лишь в крайних случаях допускается обливание или окропление; миропомазание совершается сразу же после крещения; к причащению допускаются все православные христиане; елеосвящение проводится над тяжело больным христианином.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитву, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это очищение и обновление человеческой души, приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Пасха занимает первое место среди главных православных праздников. Ей предшествует семинедельный пост, после чего проводятся торжества, посвященные воскресению Иисуса Христа. Помимо данного праздника, православная церковь широко отмечает двунадесятые праздники, к которым относятся: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение Креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы. Троица – посвящена новозаветному рассказу о том, что на пятидесятый день после Пасхи на опечаленных апостолов сошел Святой Дух. Основным сюжетом Сретения стал евангельский рассказ о благословении родившего Иисуса в Иерусалимском храме как Бога. Крещение Господне (Богоявление) – праздник установлен в честь крещения Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Преображение Господне – посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников. Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресенье») – в основе праздника лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев, а дорогу Христа устлали пальмовыми ветками (на Руси они заменены вербовыми ветками). Вознесение Господне отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения. Воздвижение Креста Господня – посвящен найденному императрицей Еленой кресту, на котором был распят Христос на Голгофе. Рождество Пресвятой Богородицы, введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери – четыре из двунадесятых праздника – посвящены матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит также Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанны Предтечи, Покров Божией Матери и другие.

в) Основой вероучения католицизма является Священное писание (Библия) и Священное предание, куда входят постановления двадцать первого собора (а не седьмого, как у православных), а также официальные послания римских пап.

Главные отличия католицизма от православия состоят в догматах: исхождение Святого духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве» — «и сына»); «сверхдолжных» заслугах Христа, Богоматери и святых перед Богом, которые церковь (папа) может перераспределять между католиками (отпускать грехи, даровать прощение кающимся, в том числе, и через индульгенции; учении о чистилище — промежуточном месте, где суровыми испытаниями очищаются души грешников; возвышенном почитании Богородицы — Девы Марии, включающем догмат о ее телесном вознесении; о непогрешимости пап в делах веры.

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых). В отличие от православного деления клира на белое и черное (монашествующее) духовенство, в католицизме установлен целибат — обязательное безбрачие всего духовенства. Католицизм сохранил те же семь таинств с некоторыми особенностями исполнения, например, при крещении проводится обливание, а не погружение в воду, миропомазание (конфирмация) осуществляется над детьми в возрасте 7—12 лет и пр. Причащение у католиков производится пресным хлебом, а у православных только квасным. Для мирян-католиков допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами большими, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу, другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа – божественное и человеческое. Крестное знамение православные делают сверху вниз и справа налево.

В спасении людей католическое вероучение особую роль отводит церкви как посреднику в восстановлении утраченной способности достигать вечной жизни. Центром культа является храм — специальное архитектурное сооружение с живописными скульптурными произведениями и музыкальным сопровождением богослужения с помощью органа.

Главой католической церкви, наместником Бога на земле является Папа Римский. Папа избирается пожизненно из числа кардиналов. Посредством римской курии Папа руководит церковными и мирскими организациями католицизма. В отличие от православия, церковная власть римских пап в средневековой Европе была выше светской власти королей.

Заключение

Христианство принесло с собой новый образ человеческого достоинства и избранничества человечества перед Богом. Оно сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Это не могло не сказаться на развитии в последующем всей европейской цивилизации.

Список использованной литературы:

1. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2006.

2. Музафарова Н. И. История религий. - Ростов-на-Дону, 2004.

3. Религии мира. Католичество. Автор составитель А.А. Грицанов - Минск, 2006.

4. Религии мира. Православие. Автор составитель Ю.Н. Иванов – Минск, 2006.

5. Религии мира. Христианство. Автор составитель А.С. Грицанов – Минск, 2006.

6. Чумакова Т. Православие. - СПб., 2006.

7. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.014 с.)