Лекция 5. Китайско-конфуцианская культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Китайско-конфуцианская культура.



Содержание:

1. Китаецентризм и первые династии Китая. Эпоха «Воюющих царств»

2. Культура древнекитайской цивилизации.

3. Конфуций и его учение.

4. Даосизм и его взаимодействие с конфуцианством.

Введение

Подобно Индии, Китай можно назвать «вечной цивилизацией». Китай – огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет свыше одного миллиарда человек и множество разных народностей, но девять десятых населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго («Срединное государство»), а в давние времена именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие поселения земледельцев (культура «Яншао») появляются в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н.э. После периода земледельческих культур Китаем стали управлять первые династии (к XXII в. до н.э. относятся начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н.э. – династия Шан). Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров. Одни из них правили сотни лет, другие десятки. Основателями таких династий чаще становились потомки древнейших аристократических родов.

В отличие от Индии, где почти отсутствуют исторические документы, в Китае письменность возникла очень рано (во II тыс. до н.э.) и большое количество письменных источников представляет богатейший материал для реконструкции исторических событий.

Если в Индии для периодизации истории, в том числе и культуры, выделяются религиозные воззрения, то в Китае, в качестве исторических и культурных периодов, выделяют время правления династий. Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая.

Основная часть

1. В древности Китай был географически изолирован от остального мира, отрезан от него океаном, горами, огромными пустынями и степями Центральной Азии. До II в. до н.э. у Китая не было прямых контактов с западными странами, что и предопределило самостоятельный, специфический характер китайской цивилизации и явилось причиной такой ее характеристики, как китаецентризм. Согласно этой идее, весь мир представляется как Поднебесная империя, окруженная «варварами четырех стран света». И все отношения, в том числе, и дипломатические, с другими странами рассматривались как отношения правителя Китая с «варварами» - данниками и подданными империи.

Первыедревнейшиеземледельческие общины в долине реки Хуанхэ появились около 5 тыс. лет до н.э. Эта культура получила название культуры «Яншао». Земледельцы выращивали просо, фрукты, орехи, овощи, держали свиней и собак. Земледелие развивалось также в долине реки Янцзы, где уже с 4 тыс. до н.э. выращивали рис. В эпоху «Луньшань» (около 2500г. до н.э.) земледельцы уже разводили крупный рогатый скот, кур, овец и коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. После периода земледельческих культур Китаем управляло несколько династий. Первую династию-Ся относят к 2205 г. до н.э., но сведений о ней очень мало. В 1766 г. до н. э. возникла династия Шан-Инь. Ее правители контролировали большие территории и были верховными жрецами и гадателями царства. Они предсказывали будущее по воловьим лопаткам и черепаховым панцирям, которые при нагревании трескались. Выводы делались по форме этих трещин и разломов.Гадательные кости содержат первые известные образцы сложной древнекитайской письменности. Хотя у нас нет полной картины древнейших китайских религий, мы знаем, что религиозная традиция включала в себя поклонение предкам, культ плодородия и гадания, легшие в основу позднейших форм китайской религии. Шанские гадатели интересовались также погодой, урожаем и многим другим. Правитель и его жрецы совершали регулярные жертвоприношения предкам и богам, населявшим, по их поверьям, воду, землю и небеса. В жертву приносили нефрит, бросая его в реки; вино, изливая его на землю; мясо и зерно, сжигая их на алтарях под открытым небом. Считалось, что если жертвоприношение совершено в соответствии с правилами, то божество или предок не могут не ответить. Шанских правителей хоронили в огромных могилах вместе с самыми разными жертвенными предметами, от изделий из бронзы и до собак, лошадей и обезглавленных людей. Существовала вера в то, что после смерти правители наслаждаются той же роскошью, какую имели при жизни.

В конце XI в. до н.э. территория царства Шан была завоевана народом Чжоу, разделена на уезды, часть из которых управлялась царем (ваном),а другая — специально назначаемыми чиновниками. Эпоха Чжоу (около XI – III вв. до н.э.) была временем экономического роста и торгового подъема. Впервые стали производить шелк, который в I в. до н.э. вывозили даже в Римскую империю. За пределы страны вывозили также фарфор, пряности, полудрагоценные камни, особенно нефрит. Развитие торговли способствовало росту городов, остатки которых сохранились и дают представление о том, как выглядел древнекитайский город. Он был защищен прочными стенами, внутри которых находились дворец правителя, храмы и кладбища. О религии раннего царства Чжоу у нас есть более подробные источники, такие, как «Шицзин» — «Книга песен и гимнов», создание которой было завершено к VI в. до н.э. Из этих материалов мы узнаем, что чжоуская знать чтила своих предков, устраивая в их честь щедрые угощения; предка на этих пиршествах официально представлял племянник или внук хозяина. Чжоусцы продолжили унаследованную от Шан практику жертвоприношений и гаданий, но у них была более развитая концепция верховного божества, которое они называли Тянь — Небо. Основатели династии Чжоу объявили, что Тянь поручило им управлять вместо Шан, так как последние шанские правители были развращены и уже не заботились о нуждах людей, которые и были настоящими «людьми Неба». Эта новая теория получила название «небесного мандата» (тянь-мин): любой правитель получал власть из рук Неба, но лишь до той поры, пока он сохранял сострадание и справедливость. Если же он терял эти качества, божественное право на власть могло быть передано кому-либо другому. Идея «небесного мандата» играла с тех пор важную роль в китайской истории, так как налагала на поведение правителя этические и религиозные ограничения, отступление от которых служило основанием для критики его действий со стороны чиновничества и народа. На протяжении веков, народные восстания в Китае возглавляли люди, утверждавшие, что «небесный мандат» принадлежит именно им.

Чжоуские правители имели религиозный титул «Сын Неба» (Тянь цзы), указывавший на важность их миссии: они были представителями Неба на земле. В качестве таковых они несли ответственность, как за народ, так и за силы природы, поскольку те влияли на ход человеческой жизни. Большую часть своего времени владыка посвящал совершению ритуалов с целью умилостивить предков и богов, вызвать дожди и обеспечить урожай. Правитель играл жизненно важную роль, в поддержании равновесия космических сил; несовершение должного ритуала в установленное время могло повлечь за собой несчастье, так же как и неудачные законы или жестокость государственных чиновников. Сложилась практика назначения властителем лиц, которые должны были докладывать ему о любых чрезвычайных происшествиях в государстве: землетрясениях, появлениях комет, эпидемиях и народных волнениях; каждое подобное событие могло нарушить равновесие сил из-за неправильных действий правителя. Если это было так, правителю следовало раскаяться перед Небом и совершить что-либо во искупление своих ошибок, например объявить амнистию или снизить налоги.

Религия Китая этого и более позднего времени была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Это объяснялось тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей. Они обожествляли все силы природы.

В VIII в. до н.э. авторитет и влияние династии Чжоу резко упали. Мелкие царства стали бороться друг с другом за главенствующее положение, и в V в. до н.э. образовалось семь крупнейших государств, в течение следующих 250 лет воевавших друг с другом. Это время получило название эпохи «Воюющих царств». Несмотря на политическую раздробленность страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая того времени имели место общие социально-экономические и культурные традиции, что, в будущем, облегчило объединение страны.

Войска в эпоху династий Шан и Чжоу сражались на боевых колесницах, но в период «Воюющих царств» появились войска из пехотинцев, и армии иногда насчитывали до миллиона воинов. Освоение технологии плавки железа в VI в. до н.э. было применено для производства оружия и доспехов, а также создало условия для развития ремесла и земледелия. Эпоха «Воюющих царств» завершилась победой царства Цинь, первый император которого, Шихуанди объединил все китайские земли и существенно усовершенствовал законодательную и административную системы и начал строительство Великой Китайской стены. Империя Цинь просуществовала недолго – с 221 по 207 г. до н.э. В результате междоусобных войн крестьянин Лю Бан провозгласил себя в 202 г. до н.э. императором и основал династию Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). В глазах последующих поколений Китая, она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Показательно, что название этой империи используется во всех этнологических терминах, отражающих самосознание китайцев: «люди Хань» - «китайцы», «язык Хань» – «китайский язык». В области же культуры эта эпоха не содержит каких-либо принципиальных новаций, по сравнению с предшествующим чжоусским периодом.

2. Идея гармоничного единства человека и природы стала душой не только осмысленного бытия, но и китайского искусства.Важнейшим условием культурного интеграционного процесса, последовавшего за объединением китайских земель, явилась иероглифическая письменность,сложившаяся в середине 2 тыс. до н.э. и содержащая около 50 тыс. знаков. Благодаря своему основному принципу – связи между реальным образом и символом, способом графического начертания – она не была жестко связана с лингвистическими особенностями конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка, что способствовало культурному сближению народов различных царств. В этот период создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза.

С середины I до н.э. начинается двухвековой этап развития классической культуры Китая (эпоха «Чжаньго»). В это время складываются основные направления философско-политической мысли Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

В древнекитайской цивилизации была высоко развита культура, давшая миру много открытий. Очень развиты были геометрия и астрономия. Ученые в VII в. до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. В V в. до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел.

Особенно значительным был прогресс в области культуры в Ханьскую эпоху (206 до н.э. – 220 н.э.). Был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной, открыты пятна на Солнце.

В 214 г. до н.э. император Шихуанди начал строительство Великой стены, которая должна была защищать принадлежащие ему земли от набегов кочевников-гуннов. В результате была построена колоссальная стена длиной около 3000 км, известная теперь как Великая Китайская стена.

В I в. н.э. достижения в области математики были сведены в трактате «Математика в девяти главах». В то же время был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней.

Развитая система иероглифического письма способствовала расцвету в области гуманитарных дисциплин. Появились обширные библиотеки и первые словари. Начиная с IV – III вв. до н.э. пробуждается интерес к поэзии.

Со II тыс. до н.э. в Китае развивается музыкальное искусство, становятся известными такие музыкальные инструменты, как барабан, металлические колокольчики, духовые инструменты из глины, струнные, щипковые инструменты. Затем появляются трактаты о музыке и создаются школы, готовившие музыкантов и танцоров.

В I тыс. н.э. для художественной культуры характерен переход от анонимного песенного творчества к авторской лирике. Формируются ведущие для китайской поэзии тематические направления, включая знаменитую пейзажную лирику, становление традиции художественной прозы, формирование и расцвет национальной литературно-теоретической и эстетической мысли, выдвинувшей учения о сущности и функциях художественного творчества – поэзии и изобразительного (живопись) искусства.

Китай — родина уникальной живописи, сочетающей глубокую символику и изящную эстетику. Жанр «цветы и птицы», «травы и насекомые» имеет общий смысл в живописи и поэзии. Например, пион и зимородок символизируют богатство и благородство, а мэйхуа («дикая слива») — мироздание, чистоту и несгибаемость. Человек — скорее слуга цветка, чем его господин. Искусство пейзажа осознается как миссия воссоздания мироздания из частей мироздания. Дерево, камень, горы становятся объектами элитарной поэзии и живописи, а создание уникальных изделий из драгоценных камней считается прикладным искусством. В китайской эстетике живопись наделена философией и каллиграфией, т.е. духом и линией. Образы даются не как индивидуальности, а как типы. Живопись всегда содержала в себе задачу нравственного совершенствования личности.

3. Чтобы понять менталитет китайца, необходимо обратиться к нравственной философии китайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы, 551-479 до н.э.), сформулировавшего этические нормы, ритуалы и политическую культуру Китая. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. В 22 года он начал обучать других и прославился как самый знаменитый педагог Китая.

Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию государства.

Основное содержание нравственной философии Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве.

В беседах со своими учениками Конфуций формулирует идеал общественного деятеля – образ «благородного мужа» (цзюнь-цзы), главным качеством которого является «жэнь».

Жэнь — главная категория этической концепции Конфуция. Для китайца это понятие многозначно. И хотя на европейские языки оно переводится словами «гуманность», «человеколюбие», «человечность», «человеческое начало» и т.д., его изначальный смысл – быть идеальной формулой в иерархических отношениях разной природы: между отцами и сыновьями, между правителями и чиновниками. Затем это понятие было экстраполировано Конфуцием на отношения между братьями, между друзьями, и, как читаем в книге «Лунь Юй», на вопрос «Что же такое жэнь?» – Учитель ответил: «Это, значит, любить людей, причем всегда и во всем выражать любовь». Жэнь – это характеристика человека и определенный тип его поведения.

Одним из ключевых в этической концепции Конфуция является также понятие «благородный муж». У Конфуция – это идеал человека, для которого, прежде всего, характерно милосердие, чувство долга. Чувство долга не может быть связано с каким-либо расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Помимо милосердия и чувства долга, благородный муж должен обладать качеством «вэнь», что значит образованность, просвещенность, духовность и любовь к учению.

Еще одной чертой благородного мужа Конфуций считает качество «хэ» –любезность без льстивости, принципиальность без навязывания другим своих взглядов, способность налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.

Важнейшей этической категорией Конфуция является категория ритуала – «ли». Для Конфуция ритуал – это парадигма общественного поведения. В содержании «ли» Конфуций, прежде всего, подчеркивал вежливость. Эта категория у Конфуция стала необходимым этапом человека на его пути к нравственному совершенству.

Вообще понятие «ли» имеет не только значение ритуала. Раньше оно означало обувь, надеваемую при совершении религиозных обрядов, что и породило его два исходных значения: установление предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). Понятие «ли» для Конфуция означало не только правила благопристойности в широком смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить государством. Оно раскрывает сущность формулы Конфуция «Управлять – значит поступать правильно».

По мнению Конфуция, не знатное происхождение и имущественное положение давало право человеку называться «благородным мужем», а образование и высокие моральные качества, которые приобретались в результате обучения и воспитания. Конфуций предложил специфический метод выдвижения на руководящие должности в государстве. Право на участие в управлении государством чиновники подтверждали своим участием в конкурсных экзаменах, одним из требований которых было хорошее знание конфуцианства. Благодаря этому постулату в Китае, в отличие от других культур Востока, существовала высокая социальная мобильность общества, обеспечившая необыкновенную жизнеспособность китайской цивилизации, несмотря на все перипетии ее развития.

Конфуцианство всегда было не только этической, но и очень влиятельной на Востоке политической доктриной. Император объявлялся сыном Неба. Однако Конфуций переосмыслил доктрину «мандата Неба», разработанную еще в начале эпохи Чжоу (рубеж II-I тыс. до н.э.), согласно которой великое Небо дает пост правителю Поднебесной, чтобы он постоянно заботился о благе своих подданных и процветании государства. Благодаря конфуцианству, сложился культ императорской власти.

Освещая добродетельную власть, последователи Конфуция, тем не менее, сформулировали тезис о праве народа на восстание против недобросовестного правителя, отступившего от принятых норм поведения и о насильственной смене мандата Неба. Это обеспечило Китаю славу страны классических восстаний против коррумпированной власти за восстановление справедливого, т.е. традиционного конфуцианского строя.

Конфуцианство – это этическая и политическая доктрина, но в ней есть и существенный религиозный компонент. Прежде всего, это культ предков («сяо»). В конфуцианстве нет таких религиозных понятий, как грех, покаяние, загробное блаженство. И потому последователь Конфуция стремился быть нравственным,а не безгрешным. Вместе с тем, при содействии предков, конфуцианец стремился получить прижизненные блага и избежать ударов судьбы. Ударом судьбы считалось не иметь мужского потомства. В этом случае глава семьи считался сиротой. Несчастьем было также не иметь ученой степени или хотя бы сына с ученой степенью. Об этом и просили предков, а в случае удачи – благодарили.

Исполнение культа предков контролировалось властями, для чего содержался огромный чиновничий аппарат. Но в условиях патриархальной власти отца или старшего в семье чиновничье вмешательство в этом вопросе требовалось нечасто.

Большой заслугой конфуцианства является признание конструктивной роли знания, ценности, навсегда ставшей составной частью китайского менталитета. Знание – величайшая ценность, и путь к нему должен быть открыт каждому. Через сферу образования и самосовершенствования Конфуций, по сути дела, провозгласил принцип равных возможностей.

Поразительные достижения современного Китая, Южной Кореи, Сингапура нельзя понять без анализа основ конфуцианства. Патриотизм, дух патернализма, культура труда, развитое чувство долга и другие элементы конфуцианской этики способствовали «гуманизации» технологической цивилизации в Юго-Восточной Азии и её экономическому прорыву в среду наиболее высокоразвитых в технологическом отношении стран мира.

3. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи Хань (II в. до н. э.), его развитие и укрепление происходит параллельно с распространением конфуцианства. Даосизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Даосизм и конфуцианство объединяют, прежде всего, общие духовно-религиозные корни, уходящие в первобытную магию древних китайцев, в представлении о единстве мира и человека и гармонии Вселенной, где уравновешиваются противоположности — «инь» и «Ян». Кстати, китайская религиозная традиция всячески культивирует непротиворечивость учений конфуцианства и даосизма. Считается, что Конфуций и основатель даосизма Лао-цзы жили в одно время, встречались и пришли к убеждению, что первоосновой мироздания является Дао.

Вместе с тем, конфуцианство и даосизм нельзя отождествлять. Они различаются по содержанию, по отношению к сверхъестественному и миру в целом.

В центре конфуцианской доктрины находятся этико-политические моменты (нормы поведения в обществе и государстве). Даосизм обращается, в первую очередь, к вопросу о происхождении мира и роли человека в нем. Учение Конфуция более реалистично, оно всегда отражало интересы китайского чиновничества и было идеологической основой политики правителей. Даосизм подвержен мистике, к нему часто обращались народные массы в период острых социальных кризисов. Конфуцианство, даосизм и буддизм составили основу религиозного синкретизма в Китае.

Основоположником даосизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. Единственным источником сведений о Лао-цзы является историческая хроника («Ши цзи»), составленная историком Сыма Цянем (II в. до н. э.). Последний сообщает, что Лао-цзы являлся современником Конфуция (VI в. до н.э.) и служил хранителем библиотеки в царстве Чжоу.

Центральной идеей философии Лао-цзы была теория «Дао». Китайское слово «дао» многозначно; путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения, обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция, Лао-цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения — этого самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические упражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника и достижение сексуальной гармонии. Даосы совсем не интересовались политикой (вряд ли можно было рассматривать ее как средство продления жизни, скорее наоборот), они были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли).

Если конфуцианство — учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильное мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку, в первую очередь как культурному, разумному существу, даосизм — к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам.

Если конфуцианцы призывали к социальной активности, то даосы (последователи даосизма) выдвинули принцип недеяния: «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», — это высказывание Лао-цзы стало его классической формулировкой. Этот принцип отражал в себе идею деятельности без разрушения, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью: «делать, не делая». В позитивном смысле это выражение означает «жить так, как живет природа». Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил в отличие от Конфуция, что небо, как и земля – лишь часть природы. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения и стремились к личному бессмертию.

Конфуцианская идеология, этика была попыткой снятия напряженности между человеком и обществом, укрепила социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную и весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представления о природном равенстве людей и необходимости возврата к естественному состоянию также включены в даосизм. Даосская религия имела своих служителей — жрецов, свои храмы и священные книги. Даосские святые («бессмертные») почитались в Китае, подобно божествам. Весьма распространен даосизм и в современном Китае.

Параллельное сосуществование конфуцианства, даосизма и чань-буддизма не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской, были объединены с героями конфуцианского культа.

Заключение

Достижения китайской культуры, сформировавшейся на основе культурного синтеза конфуцианства, даосизма, а позднее и, буддизма и получившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д. Но Китаю принадлежит не только культурные достижения, без которых немыслим сегодняшний мир, ему принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет «организмической», в отличие от европейской «механистической» науки. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

Список использованной литературы:

1. Каменарович И. Классический Китай. М.,2006.

2. Каптан С.М., Вилкова О.А. В поисках вечности. Легенды и мифы Востока. - Ростов-на-Дону, 2006.

3. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.2 /Пер. с английского. – М.: 1996.

4. Розин В.М. Культурология. – М., 2001.

5. Чернокозов А.И. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1997.

6. Яблоков И.Н. Религиоведение. - М., 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.058 с.)