Особенности мироощущения средневекового европейца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мироощущения средневекового европейца.



Не можем мы, игнорируя систему ценностей, лежавших в основе миросозерцания людей средневековой эпохи, понять и их культуру. Мироощущение средневекового европейца по своему уникально. Большинство европейцев за всю свою жизнь не покидали пределов родного города, поселка, новости доходили с опозданием. Большинство населения было неграмотно, об окружающем мире судили по рассказам путешественников, торговцев.

Не можем мы, игнорируя систему ценностей, лежавших в основе миросозерцания людей средневековой эпохи, понять и их культуру. Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения - жития святых, самый типичный образчик архитектуры - собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре -персонажи Священного писания. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир. Но своеобразен не только предмет, привлекающий их внимание. Как видят мир эти мастера? Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло. Творимый средневековым художником мир очень своеобразен и необычен на взгляд современного человека. Художник как бы не знает, что мир трехмерен, обладает глубиной: на его картине пространство заменено плоскостью. Неужели не известно ему и то, как протекает время? Ведь на картинах средневековых живописцев нередко последовательные действия изображаются симультанно: в картине совмещаются несколько сцен, разделенных временем.

Восприятие мира было глубоко эсхатологично. Люди верили в приближающийся конец света. Несколько раз в течение столетия новоявленные пророки объявляли «точную» дату конца света.

Бедность - характерное явление эпохи феодализма. Но бедность не осознавалась в эту эпоху (по крайней мере, до довольно позднего времени) как самостоятельная социальная и экономическая проблема. Проблема бедности рассматривалась в контексте совершенно иных проблем, более значимых для средневекового сознания. Либо бедность интерпретировалась в терминах сословно-юридического деления общества: бедными считали незнатных, непривилегированных, и поэтому в оппозиции “благородные - бедные” не видели логической несообразности, поскольку эти понятия не были чисто экономическими, имущественными. Либо в бедности видели состояние избранничества: pauperes Christi, “бедняки Христовы”, были людьми, отказавшимися от земных благ для того, чтобы вернее достичь царствия небесного. Иначе говоря, язык экономических категорий также не обладал автономией, - он в свою очередь оказывается “наречием” некоего “метаязыка” культуры, в котором понятия и термины экономики, богословия, права не расчленены.

Результатом слабого экономического развития, слабого технического оснащения Запада в Средние века был страх голода у населения, а зачастую и сам голод. Это явление отражено в крестьянской мифологии той поры. Было создано много мифов об обильной еде – мечта о стране Кокань, позже вдохновившая нидерландского живописца XVI в. П. Брейгеля («Битва Масленицы и Поста»). Воображение средневекового человека неотступно преследовали библейские чудеса, связанные с едой, начиная с манны небесной в пустыне и кончая насыщением тысяч людей несколькими хлебами. Оно воспроизводило их в легенде почти о каждом святом, и об этом можно прочесть на каждой странице «Золотой легенды».

Объектом многих легенд был хлеб и не только в память о чудесах Христа, но и потому, что хлеб был основной пищей масс. Та же тема встречается и в литературе о богатых, где продовольственная роскошь, хвастовство едой выражали классовое поведение. Проповедники не ошибались, когда делали из гурманства один из главных грехов аристократов, духовных и светских. В этом отношении интересным документом является «Роман о Лисе». В нем показаны Лис и его друзья, постоянно движимые зовом своих пустых желудков: Всемогущий голод является побудительной причиной хитрости Лиса, кражи ветчины, сельдей, угрей, сыра, охоты на кур. Когда Лис и его товарищи превратились в баронов, они первым делом закатили пир, и миниатюра обессмертила пиршество животных, ставших сеньорами: «Дама Эрзан с радостью устраивает им празднество и готовит все, что может: ягненка, жаркое, каплунов в горшке. Она приносит всего в изобилии, и бароны с избытком утоляют свой голод».

Голод, болезни, стихийные бедствия вызывали у населения крайнюю религиозность. Вместе с этим можно отметить, что для большинства населения религия, где богослужение велось на латыни, оставалась делом не понятным, католические молитвы рассматривались как своего рода заклинания, против нечистой силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.004 с.)