Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20. Культура Башкирской асср во второй половине 40-х – начале 90-х гг. XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Введение 1. Культура Башкирской АССР в 1945-1959 гг. 2. Культура Башкирской АССР в 1960-1985 гг. 3. Культура Башкирской АССР в 1985-89 гг. Заключение Список использованной литературы
Введение В послевоенные годы в культурной жизни страны наиболее ярко проявились все худшие черты тоталитарного режима. Жесткий идеологический пресс, в основе которого лежало стремление подчинить всю культуру делу "коммунистического воспитания трудящихся", оказывал давление на все стороны духовной жизни общества. К тому же Великая Отечественная война оказала отрицательное влияние на состояние как материальной, так и духовной сторон культуры республики. Немало пострадало и народное образование. 1. Великая Отечественная война тяжело сказалась на республике. Серьезные потери понесла культурная сфера. Так, многие учащиеся, особенно старших классов, были вынуждены оставить школу. Значительно сократился прием студентов в вузы. Учебные корпуса ряда вузов, Башкирского пединститута, например, были переоборудованы под эвакуированные заводы и фабрики. Ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Одну из своих сессий Верховный Совет БАССР (1946г.) посвятил рассмотрению вопросов по состоянию и мерам улучшения народного образования. Было решено значительно расширить подготовку педагогических кадров, увеличить ассигнования на народное образование с целью укрепления материально-технической базы, осуществить введение всеобщего семилетнего обучения детей, которое обсуждалось еще до войны. Семилетний всеобуч сначала охватил городских учащихся, а с 1949/50 учебного года всеобщее семилетнее обучение детей было введено и в сельских районах. С 1945/46 по 1950/51 учебный год число школ-семилеток увеличилось с 963 до 1274. Получили развитие в первые послевоенные годы вечерние и сменные школы рабочей и сельской молодежи. Уже в 1945/46 учебном году в республике функционировало 323 школы рабочей и сельской молодежи, где обучалось 13 тыс. человек. Для улучшения дела подготовки педагогических кадров увеличился прием в педагогические учебные заведения, работали краткосрочные курсы по повышению квалификации учителей, расширились заочные отделения при пединститутах и педучилищах. Численность учителей с 1945 по 1950 гг. в общеобразовательных школах увеличилась на 25%. Однако учителей с высшим образованием явно не хватало. Общеобразовательные школы имели очень слабую материально-техническую базу. Вся система обучения особенно в гуманитарной сфере, была подчинена одной цели; воспитанию коммунистической убежденности у молодежи. В национальных школах не изучались история Башкортостана, культура, обычаи народа В 50-х годах, особенно в условиях "хрущевской оттепели", произошли качественные и количественные сдвиги в системе народного образования. Несмотря на сокращение численности учащихся, что было связано с войной, снижением рождаемости, строились школы, их количество постепенно увеличивалось. Так, с 1951 по 1958 гг. в БАССР вошло в строй 576 новых школьных зданий. Большая работа проводилась по образованию учебных кабинетов, мастерских, опытных участков. Школам помогали коллективы заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Новым в школьном деле была организация с 1956 г. школ-интернатов - учебно-воспитательных учреждений особого типа, где учащиеся обеспечивались питанием, общежитием. Такие школы с первоочередным привлечением сирот и полусирот были открыты в конце 50-х гг. в г Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае, Октябрьске, в некоторых сельских районах - в с. Тсмясово Баймакского района, в с. Юддыбаево Матраевского района В середине 50-х гг. в деле школьного образования большую популярность приобрело привлечение учащихся к производственному труду через производственное обучение. В сельских школах создавались ученические полеводческие бригады, проводились практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению, электротехнике. С 1954/55 учебного года в учебные планы начальных школ был включен ручной труд. Эту же цель политехнизации учебно-воспитательной работы преследовал закон от декабря 1958 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования", принятый Верховным Советом СССР В 1951-1958 гг. расширилась подготовка педагогических кадров, чем способствовало открытие новых педагогических вузов (Бирский и Стерлитамакский пединституты и Башгосуниверситет). Так, если в 1952/53 учебном году в школах Министерства народного просвещения работало 2557 чел. с высшим образованием, то в 1958/59 учебном году их число достигло 5546 человек. В послевоенные годы в республике были достигнуты успехи в развитии высшего образования и науки. Эвакуированные и размещенные в Уфе в годы Великой Отечественной войны авиационный и нефтяной институты окончательно укрепили в конце 40-х гг. свой статус самостоятельных вузов. Был налажен нормальный учебный и научный процесс в Башкирском пединституте им. Тимирязева, статус высших учебных заведений в начале 50-х гг. получили Стерлитамакский и Бирский учительские институты. В 1951 г. в республике был открыт Башкирский филиал АН СССР объединивший ряд институтов - химии, биологии, горной геологии, истории, языка и литературы и др. Данное научно-исследовательское учреждение проделало значительную работу по развитию экономики и культуры республики. В 50-х гг. открылся ряд заочных, вечерних отделений и филиалов местных и центральных вузов. В 1954г. был организован заочный факультет Башкирского сельхозинститута, в 1955 г. в Стерлитамаке начал функционировать филиал Московского заочного политехнического института, в 1958 г. в г. Белорецке был открыт филиал Магнитогорского горно-металлургического института, в г. Октябрьске - вечернее отделение Уфимского нефтяного института. Большим событием в общественной и культурной жизни республики было открытие в 1957г. Башкирского государственного университета им.40-летия Октября. В 1957-1958гг. начали работать Уфимский НИИ нефтехимического производства, Башкирский НИИ сельского хозяйства. В 1958 г. был организован Башкирский филиал НИИ национальных школ Академии педагогических наук РСФСР. По данным 1958г, в Башкирии насчитывалось 500 кандидатов и 40 докторов наук, ведущих преподавательскую и научно-исследовательскую работу в НИИ и вузах республики. Официальные установки требовали от литературы и искусства, прежде всего, воспевать "счастливую жизнь" советского народа, показать прогрессивность социалистической системы. Власть имущие четко следили за художественной литературой, искусством, всегда готовые к исправлению любых отклонений от "социалистического реализма" Башкирская художественная литература первых послевоенных лет находилась под жесточайшей партийной цензурой, выдавая на-гора примитивные и плоские романы и поэмы в духе верности принципам соцреализма, далекие от многомерных событий реальной жизни. Весьма отрицательную роль в развитии башкирской литературы, особенно ее исторического жанра, сыграло известное постановление ЦК ВКП (б) от 1945г. "О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской парторганизации", где некоторые деятели башкирской литературы обвинялись в идеализации прошлого, слабом показе совместной борьбы народов против иноземных захватчиков и т.д. 2 ноября 1946г. Башкирский обком партии в свою очередь принял постановление "Об ошибках в башкирской литературе и недостатках в работе Союза писателей Башкирии", в котором было укачано на "ошибки" таких башкирских литераторов, как М. Бурангулов, Б. Бикбай. Они были подвергнуты критике за "чрезмерное увлечение исторической тематикой в ущерб освещению современности" и в других отклонениях от "генеральной линии" Этими партийными директивами должны были руководствоваться в своем творчестве писатели и поэты Башкирской АССР, изображать в своих произведениях прежде всего "героический труд советских людей, их борьбу за торжество социализма". Литература, искусство были признаны воспевать производство. Человек изображался только в своей функциональной сути: колхозник, шахтер, инженер. В центре художественного произведения лежал производственный конфликт, завязанный на технологическом или управленческом уровне. Башкирская писательская организация, как известно, понесла тяжелые потери из-за сталинских репрессий. Многие башкирские литераторы, а именно: драматург С. Мифтахов, писатели и поэты Н. Карипов, М. Хай, X. Кунакбай, М. Харис, М. Абдуллин погибли, защищая Родину. В то же время в башкирскую литературу вошло молодое поколение, творчество которых началось в годы войны, на фронте М. Карим, Н. Наджми, Я. Кулмый, Г. Рамазанов, Ш. Биккул, X. Гиляжев, Т. Арсланов, И. Абдуллин, А. Бикчентаев и др. Продолжали свое творчество С. Кудаш, С. Агиш, Р. Нигмати, К. Мерген, А. Валиев и другие. После долгого перерыва, связанного со сталинскими репрессиями 1937г., появились новые романы, посвященные борьбе за социалистическое преобразование башкирской деревни, например, "Первые шаги" А. Валиева, "Фундамент" С. Агиша, значительным явлением в башкирской литературе тех лет был выход в свет романа "Иргиз" X. Давлетшиной, написанного в немыслимо трудных условиях преследований и гонений. Причем ее замечательный роман, подвергнутый цензурной правке, увидел свет лишь после смерти самого автора (1957г.). Х.Давлетшина умерла от туберкулеза в 1954 г. в невероятной нищете. В те же годы прочные позиции в башкирской литературе занял Мустай Карим, ставший с 1951г. председателем Союза писателей Башкирской АССР. В 50-х гг. им были написаны такие широко известные произведения, как повесть "Радость нашего дома", "Таганок", книги стихов "Я россиянин", сборник "Стихи и поэмы", сборник пьес "Друзья Шавкатова" и другие Плодотворно трудился над повестями и романами военно-патриотического жанра А. Бикчентаев: "Право на бессмертие" (об Александре Матросове), "Сколько лет тебе, комиссар'?" и др. В конце 50-х гг. увидела свет первая книга трилогии 3. Биишевой "Униженные", которая получила положительный отзыв широкого круга читателей. В первые послевоенные годы в довольно трудном положении находилось башкирское театральное искусство. После известного постановления ЦК партии и Башкирского обкома ВКП (б) сошли со сцены спектакли М. Бурангулова, Б. Бикбая об историческом прошлом башкирского народа, в репертуаре Башкирского академического театра преобладали пьесы о революционерах, о современности, идеализирующие жизнь и быт советских людей Ставились произведения русских классиков А. Островского, Н Гоголя, М. Горького, а также драмы М. Карима "Свадьба продолжается", "Одинокая береза", Г. Ахметшина "Тальян-гармонь", И. Абдуллина "Девон", "Свояки" и др. На башкирской сцене тогда блистали имена А. Мубарякова, В. Галимова, 3. Бикбулатовой, Г. Тукаева и др. В 50-х гг. башкирский театр вырос в отношении режиссуры, исполнительного мастерства. Летом 1955 г. в Москве прошла декада башкирского искусства и литературы. Столичные зрители тепло встретили оперу 3. Исмагилова "Салават Юлаев", балет Л. Степанова "Журавлиная песня". Башкирский драмтеатр показал пьесы "Черноликие" М. Гафури, "Одинокая берета" М. Карима, а также трагедию Шекспира "Отелло". За выдающиеся заслуги в развитии башкирского искусства актеру Башдрамтеатра А. Мубарякову и солистке балета Башкирского театра оперы и балета 3. Насретдиновой было присвоено звание народного артиста СССР. Почетного звания народного артиста РСФСР удостоились 3. Бикбулатова, Г. Карамишев, Б. Фалеева и др. Большой популярностью в 50-х гг. пользовались концерты Башкирского ансамбля народного танца, руководимого талантливым хореографом Ф.А. Гаскаровым. Он еще в те годы осуществил постановку замечательных башкирских танцев "Северные амуры", "Проказницы", "Семь девушек", "Зарифа", "Косари" и др. В 1951-1958 гг. Башкирский ансамбль народного ганца побывал в Англии, Болгарии, ДРВ, Индии, КНДР, Китае, Ливане, Монголии, Норвегии, Франции, Финляндии, Эфиопии и др. странах, где он демонстрировал и пропагандировал башкирское танцевальное искусство. Определенные успехи в послевоенные годы были достигнуты в развитии башкирской профессиональной музыки. В конце 40-х гг. композиторы республики создали ряд крупных произведений. Среди них кантаты 3.Исмагилова и X. Заимова, "Симфония - летопись" X. Ахметова, опера "Азаг" Р. Мурташна, популярные песни и марши К. Рахимова и Р. Сальманова. В 50-х гг. были достигнуты замечательные успехи и в развитии башкирской музыки Значительным событием было появление историко-героической оперы З.Исмагилова "Салават Юлаев", большой популярностью пользовалась у зрителей его музыкальная комедия "Кодаса". Успешно трудились над различными жанрами музыкального искусства Х.Ахметов, X.Займов, Н.Сабитов. Широкое распространение получили песни и романсы Т.Каримова, Ш.Ибрагимова и др. Башкирское изобразительное искусство во второй половине 40-х гг. было представлено именами И.Урядова, А.Тюлькина, Р.Ишбулатова, Г.Мустафина, Т.Нечаевой и др. Их произведения неоднократно выставлялись на Всесоюзных выставках. В 50-х гг. широкую известность получили полотна из серии "Индустриальные пейзажи" А.Тюлькина, "Допрос Салавата" А.Кузнецова, "Чехов в Башкирии" Р.Нурмухаметова, скульптуры Т.Нечаевой "Генерал Шаймуратов", "Салават Юлаев" и др.
2. Процесс развития культуры республики за четверть века был довольно противоречивым. Наряду с безусловными успехами в ее развитии наметились и негативные тенденции, что было связано с застойными явлениями в обществе, с неосталинскими влияниями. За четверть века произошли заметные изменения в системе народного образования, как положительного, так и отрицательного характера. К последнему следует отнести планомерный перевод в 70-х гг. национальных школ республики на русский язык обучения. Так, к 1978/79 учебному году 94,7% средних, 53,6% восьмилетних и 120 начальных школ перешли на русский язык обучения. При этом в 123-х средних, в 4-х восьмилетних и 120 начальных школах обучение на русском языке было введено с 1 класса. Подобная политика широкомасштабной русификации школьного образования проводилась под лозунгами интернационализма и укрепления дружбы народов. В итоге в республике выросло целое поколение людей, не знающих родного языка, оторванных от национальных корней. Появился национальный и языковой нигилизм, забывались история, культура, обычаи и традиций нерусских народов Серьезные перегибы были допущены в переводе школ западных и северо-западных районов республики, где преобладало татароязычное население, на башкирский язык обучения в начале 80-х гг. и в обратном переходе в 1987-1988 гг. - на татарский административно-приказным путем, без соответствующей кадровой подготовки, тщательного изучения пожеланий учащихся и их родителей. К сожалению, верное в своей основе стремление обучения башкирских детей указанного региона на родном языке было приостановлено, что создавало и создает благоприятную почву для дальнейшей ассимиляции значительной части башкир, слабо владеющих литературным башкирским языком. Еще в конце 50-х гг. в соответствии с законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования" семилетние и часть средних школ были преобразованы в восьмилетние. Тогда же началось введение 11-летнего обучения в средней школе. Однако в середине 60-х гг. были восстановлены школы-десятилетки К положительным моментам школьной политики тех лет следует отнести внедрение всеобщего среднего образования с середины 70-х гг. Так, в 1975/76 учебном году 98% учащихся, окончивших восьмилетние школы, перешло в 9-й класс. В то же время это важнейшее мероприятие не было тщательно подготовлено и сопровождалось издержками в смысле принуждения всех и вся окончить среднюю школу в ущерб качеству образования. Общеобразовательные школы еще далеко не отвечали современным требованиям. В частности, это относилось к информационной революции, компьютеризации. Недостатки проявились как в материально-технической базе, так в содержании, формах и методах обучения и в составе учительских кадров. В управлении преобладало администрирование. Еще не была создана стройная, эффективная система непрерывного образования. По существу, общество по-настоящему не повернулось к проблеме обучения и воспитания молодого поколения. В эти годы несколько улучшилось обеспечение сферы культуры кадрами специалистов. Если в 1960г. в системе народного образования, культуры, искусства и науки было занято 11,6% всех рабочих и служащих республики, то в 1985 - 13,4%. На 15 ноября 1985 г. в народном образовании работали 73,5 тыс. специалистов, в т.ч. 45,8 тыс. с высшим образованием, в учреждениях культуры и искусства - соответственно 8,0 тыс. и 1.9 тыс., в учреждениях науки и научного обслуживания - 20,5 тыс. и 13,3 тыс. Больше внимания стало обращаться на закрепление кадров, т.е. снижение текучести, на стимулирование их труд). Однако, заработная плата в среднем оставалась еще низкой, не снижалась острота жилищной проблемы. В 60-х- 80-х и были открыты Башкирский государственный пединститут в Уфе (1967г) и Уфимский государственный институт искусств (1968г.). Строились новые учебные корпуса для вузов республики. В 1968г. был восстановлен Башкирский филиал АН СССР, который координировал деятельность науки, развивавшейся в 9 вузах, 20 научно-исследовательских институтах и отделах, на предприятиях и учреждениях. К середине 80-х гг. в составе 8 тыс. научных работников республики трудилось около 250 докторов и 3000 кандидатов наук (в 1959 г. - для сравнения- соответственно: и» 953 ученых - 11 докторов наук и 140 кандидатов наук). Сформировались научные школы в области математики, физики, нефтехимического анализа, металлокомплексного катализа, химии, высокомолекулярных соединений, медицинской науки. Ученые Башкирии приняли участие в; разработке более 20 общесоюзных программ (научных). Фундаментальные исследования проводились в области демографии, экономики, теории башкирской литературы, истории, археологии, этнографии, языкознания и т.д. Ученые республики активно участвовали в различных формах международного сотрудничества: выступали на крупных интернациональных конгрессах, развивали широкие прямые контакты, в т.ч. по выполнению совместных проектов, издавали за рубежом научные труды Ряд открытий ученых Башкирии получил мировое признание. Например, на разработанные в Институте химии методы получения оптически однородных блоков органического стекла, наполненных соединениями металлов, были выданы патенты в Англии, США, ФРГ, Франции, Японии; изопренового каучука - в Англии, Индии, США, ФРГ, Франции, Японии, Канаде, Нидерландах. Аргентине, Венесуэле, средства для офтальмологии - в ФРГ, Франции, Швейцарии. США и т.д. В эти годы жизнь уже требовала комплексной программы развития науки в регионе, совершенствования форм и методов реализации итогов исследований в развитии народного хозяйства. Новые изменения происходили в области литературы, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Принципиально значимой стала в эти годы публикация произведений таких писателей, как А.Тагиров, Д.Юлтый, Х.Давлетшина, Г.Ибрагимов, Б.Ишемгулов и других, репрессированных в годы сталинского произвола. В то же время на произведения великого башкирского поэта Ш.Бабича вторично был наложен запрет. Его имя изымалось из школьных и вузовских учебных пособий Говорить и писать о нем было запрещено. Большим событием стало появление новых произведений в прозе: Я.Хамматова, З.Биишевой, Г.Ибрагимова, А.Вали, Ф.Исангулова, А.Бикчентаева и др. Писатели работали во многих жанрах, но наиболее характерными были романы, повести и рассказы на исторические темы, о рабочем классе, крестьянстве. В то же время все острее ощущалась нехватка широких, многоплановых произведений с глубоким проникновением в многогранную жизнь и психологию человека. В поэзии внимание общественности привлекли новые произведения народных поэтов М.Карима, С.Кудаша, стихи и поэмы Н Наджми, Х.Гиляжева, А.Атнабаева, М.Гали, Г.Рамазанова, Ш.Биккула, Р.Бикбаева, Р.Гарипова, Р.Сафина и многих других. В их творчестве наиболее яркой стороной была лирика. Недостаточное развитие получила традиция гражданственности, создание масштабных остросовременных полотен. В области драматургии выделились историко-революционные патриотические пьесы, многожанровые произведения, отражающие трудовые будни людей, таких авторов, как Н.Асанбаев, А.Мирзагитов, А.Абдуллин, М.Карим, И.Абдуллин и др. Ряд драматургических произведений башкирских авторов завоевал общесоюзное признание, переводился на иностранные языки. Успешно продолжала развиваться русская секция Союза писателей Башкирии. В культуре республики заметную роль играли такие писатели. драматурги и поэты, как А.Филлипов, М.Чванов, Р.Паль, Б.Павлов, Ю.Поройков, В.Иванов, М.Воловик и др. Развитие башкирской многожанровой литературы получило серьезное обобщение в трудах литературоведов Г.Хусаинова, С.Сафуанова, М.Рахимкулова, К.Ахмедьянова, М.Гайнуллина, А.Вахитова, Н.Зарипова, З.Нургалина, С.Галина и др. В качестве примера можно привести монографическое исследование Г.Рамазанова о творчестве М.Гафури, книги Г.Хусаинова о народных поэтах, Р.Бикбаева о Ш.Бабиче и др. Были широко оценены общественностью серии о башкирском фольклоре. "Русские писатели о Башкирии" и др. Смотром достижений литературы стали месячник русской поэзии (1964), декада украинской литературы и искусства (1969), дни литературы и искусства Якутии (1972), Чувашской (1970), Каракалпакской, Казахской (1977) Украинской литературы (1979). В свою очередь дни Башкирской литературы с успехом прошли в Казахстане (1977), Кара-Калпакии (1977), на Украине (1979), в Якутии (1978) т.д. Всесоюзных и Российских премий был удостоен ряд постановок Башкирского драмтеатра им М.Гафури, русского драмтеатра, театра оперы и балета, филармонии, театра кукол и др. Выросла группа талантливых режиссеров. На смену «служенным мастерам сцены, таким как А.Мубариков. Р. Сыртланов, Р.Янбулатова, 3 Бикбулатова и др. пришли артисты 3 Атшбаева, Г.Мубарякова, И.Юмагулов, О.Ханов, Ф.Гафаров, Н.Ирсаева и многие другие Свои новые возможности раскрыта музыкальная культура республики. Активно работало старшее поколение композиторов - К.Рахимов, Т.Каримов, 3 Исмагилов, Х.Ахметов, Р.Муртазин, Н.Сабитов и др. В то же время выдвинулась целая плеяда таких молодых композиторов, как Р.Хасанов, Р.Г азизов, Д.Хасаншин, М.Ахметов и др. В 1969 г была создана государственная хоровая капелла, в 1973 г. - симфонический оркестр. Успешно продолжал свои выступления башкирский ансамбль народного танца. Большом популярностью пользовались выступления Ф.Кудашевой. Р.Янбекова, И.Смакова, Н.Кадыровой, М.Галиевой, Р.Гареева и др. Широкое распространение получило и самодеятельное творчество. Итоги подводились на традиционных фестивалях "Весна", различных смотрах, народных празднествах типа сабантуй, праздники тальянки и др. В изобразительном искусстве лучшие традиции были продолжены художниками Р.Ишбулатовым, А.Лутфуллиным, Б.Домашниковым, Р.Нурмухаметовым, А.Кузнецовым, А.Бурзянцевым. А.Пантелеевым и др. В эти годы получили признание произведения художников Ф.Кащеева, С.Краснова, В.Руднеченко, Н.Русских и др. Башкирские художники были успешно представлены на многих Всесоюзных, Российских, зональных и республиканских выставках Они приняли участие в оформлении ряда общественных зданий. Пользовались успехом и многие самодеятельные художники. Значительным событием в жизни всей республики стали открытия памятников С.Юлаеву, героям Октябрьской революции и гражданской войны, М.Гафури, Ш.Худайбердину, А.Цюрупа, Г.Ибрагимову и др. В парке Победы г. Уфы к 40-летию победы над фашизмом был открыт памятник А.Матросову и М.Губайдуллину. Художественная культура Башкирии была достаточно широко представлена за рубежом Творческие группы республики демонстрировали свое искусство в десятках стран, не раз удостаиваясь наград и премий различных конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей. Высоко оценивая в целом достижения в области культуры Башкирской АССР, нельзя не отметить, что она не смогла в полной мере проявить свой потенциал. В гуманитарной науке, литературе и искусстве преобладала идеологизация, не анализировались жгучие современные проблемы, росли самоуспокоенность, самовосхваление, парадность, увлеченность почетными званиями и наградами. Не получила должного развития боевитость, наступательность в публицистике. Актуальной оставалась проблема подготовки молодых деятелей культуры. 3. К середине 80-х годов в нашей стране сформировался остаточный принцип финансирования тех областей жизнедеятельности советских людей, которые не были связаны с непосредственным производством средств производства и потребления. Драматичнее всего действие этого принципа отразилось на общем состоянии решения проблем культурного строительства по всему Советскому Союзу. Как и во всем остальном, так и в этой сфере жизни общества ощущалась некая двойственность. С одной стороны, все было хорошо, гладко: увеличивалось количество сданных в эксплуатацию Домов и Дворцов культуры, число выпускников вузов, включая выпускников института искусств, культпросветучилищ и библиотечных техникумов, возрастала численность членов творческих союзов, росли объемы изданной продукции поэтов и писателей. С другой стороны, за внешним благополучием скрывалось то, что в имеющихся домах и дворцах культуры царила атмосфера заорганизованности, запланированности, отсутствовала живая жизнь трудового населения республики, многие мероприятия проводились, в основном, в связи с какими-нибудь юбилейными датами или же праздниками, в большинстве случаев для отчета перед вышестоящими инстанциями. Часто этими очагами культуры руководили случайные люди, не имеющие даже представления о том, чем они должны заниматься, а одаренные, получившие специальное образование профессионалы вынуждены были заниматься другим делом. В отдаленных районах республики не хватало специалистов с высшим образованием, хотя ежегодно достаточно большое количество молодых специалистов направлялось по соответствующим разнарядкам. Но они устраивались поближе к большим городам. Очень трудно было напечатать свои произведения молодым авторам, а титул молодого не покидал того или иного поэта или писателя до тех пор, пока его не принимали в члены Союза писателей... Проблемы с жильем и заработной платой отталкивали талантливую молодежь от занятий творческими профессиями. Вес реже и реже появлялись новые интересные имена среди поэтов и писателей, оперных певцов и музыкантов, эстрадных артистов и актеров театра, скульпторов и художников. Перемены в культурной жизни республики начались со второй половины 80-х гг. Они были тесно связаны с общественно-политическими и экономическими событиями в жизни нашей страны вообще и в жизни Башкортостана в частности. Прежде всего надо сказать о том, что бурное и во многом непредсказуемое развитие перестроечных процессов в Советском Союзе в конце концов привело к постепенному и полному исчезновению идеологических рамок и запретов со всего, что было связано с творчеством Таким образом, особенности общественно-политического развития страны и нашей республики не могли не отразиться и на решении вопросов культуры. Заключение Культура республики БАССР во второй половине 40-х – начале 90-х гг. XX века отражала тенденции которые проходили в стране в целом. Были положительные итоги развитие науки, искусства, образования. Но вместе с тем были и негативные моменты заключавшиеся в чрезмерной идеологизации, директивности, централизованности. Отсутствовала свобода самовыражения. Направление развития культуры определялось партийными органами. Литература: 1. Буляков И.К., Ураксин З.Г., Халфин С.А. 40 лет академической науке в Башкирии: История, филология. Уфа, 1991. 2. В научном поиске: к 50-летию Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР/ Отв.ред. Х.Ф. Усманов. Уфа,1982. 3. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. – Уфа, 2001. 4. Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.): Межвузовский научный сборник. Уфа, 1989. 5. Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974. 6. История башкирской советской литературы/ Отв.ред. Л.И. Залесская, Г.Б. Хусаинов. - М., 1977. 7. История и культура Башкортостана. Хрестоматия./ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. Уфа,1997. 8. Композиторы Советской Башкирии. Уфа, 1989. 9. Наука в советской Башкирии за 50 лет. Уфа, 1969. 10. Художники Советской Башкирии: Справочник. Уфа, 1979. 11. История и культура Башкортостана/ Автор-сост. Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001. 12. Страницы истории культуры. Уфа: УГНТУ,1995.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.012 с.) |