Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Культурная жизнь башкирского края в XIX – начале XX века

Поиск

Содержание

Введение

1. Культура XIX века.

2. Культура начала XX века.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В 1798 году в Башкирии была введена кантонная система управления. По этой реформе башкиры и мишаре переводились в военное сословие, а вся территория края подразделялась на административные единицы – кантоны.

Культура XIX века.

Изменения в хозяйственно-бытовом укладе. В XIX веке начался новый этап в организации башкирских селений, связанный с перестройкой их по уличным планам. В 1843 году вышел указ оренбургского генерал-губернатора, предписавший перестроить деревни, расположив улицы прямыми и правильными линиями. Бани и кузницы, во избежание пожаров, должны были переноситься за пределы усадьбы – на берег реки или озера. Одновременно правительство избавлялось от мелких поселков и хуторов. По случаю перестройки деревень жителям разрешалось выбирать для поселения более удобные места.

Административные меры способствовали обновлению деревень. В 1846г. в башкирских и мишарских кантонах было выстроено 3622 дома, в 1847— 13950, в 1849—2625. По сведениям П. Небольсина, в начале 50-х гг. в баш­кирских и мишарских селениях насчитывалось около 90 тыс. вновь построенных домов. Жилой фонд обновился почти на 1/3. В результате перестройки аулы приблизились к селениям европейского облика с характерным для него архитектурным устройством.

Жилища у башкир были невысокими. Небольсин, посетивший башкир в отрогах уральских гор, писал, что дома в этих местахскладываются всего в 13 венцов, при этом высота дома составляет 2,1метр.

Образование в крае. К началу 60-х гг. XIX в. в Оренбургской губернии насчитывалось всего 240 начальных школ различных ведомств с 7609 учащимися. Это было значительным шагом в развитии народного образования в крае. Тем не менее, школ не хватало. Одна начальная русская школа приходилась примерно на 8,5 тыс. жителей. Школьники по отношению ко всему населению губернии составляли не более 0,4%.

Постепенно появились средние учебные заведения. 11 октября 1828г. в Уфе открылась мужская гимназия с 18 учениками. Это были преимущественно дети дворян.

Курс обучения в гимназии был сначала четырехгодичный, а с 1835г. семилетний. Гимназия готовила учащихся к поступлению в университет и гражданской службе. В ней преподавались древние и новые языки, русская словесность, математика, физика, география, история и др. С 1853г. изучался также язык тюрки. Царское правительство держало под контролем учебно-воспитательный процесс в гимназиях страны. В 40-е годы в них было отменено преподавание статистики и логики, признанных «науками политическими»; курс математики был сокращен. Одновременно усилилось внимание к древним языкам. Эти перемены были направлены на то, чтобы молодежь «не заразилась вольнодумством».

В 1832г. в Оренбурге открылась начальная женская школа для дочерей военных и гражданских виновников. В 1848 г. она была преобразовала среднее учебное, заведение, а в 1855г. — в закрытый институт благородных девиц.

В 1800г. в Уфе начала работать духовная семинария, из которой в 1818 г. выделилось духовное училище. Это были закрытые сословные учебные заведения, куда принимались почти исключительно дети духовенства. Основное внимание в духовных учебных заведениях уделялось преподаванию богословских дисциплин. Вместе с тем в них изучались математика, физика, история, новые и древние языки. Кругозор выпускников был довольно широким, и некоторые из них выбирали себе светскую карьеру, становились учителями, поступали в университеты и т. д. В 1830г. в Уфимской семинарии в миссионерских целях было введено обучение татарскому, башкирскому, чувашскому разговорным языкам.

Существенное развитие в крае получило специальное образование. 2 января 1825г. в Оренбурге открылось Неплюевское военное училище. Наряду с детьми русских офицеров и чиновников, в училище принимались и дети башкирской, мишарской, татарской и казахской знати. В 1844г. училище было преобразовано в кадетский корпус. В соответствии с учебной программой он делился на два эскадрона. В первом преобладали военные дисциплины, во втором — восточные языки и предметы, связанные с земледелием и лесным хозяйством.

В Оренбурге в 1836г. открылось училище земледелия и лесоводства, а в 1841г. — фельдшерская школа при военном госпитале. В них будущие смотрители общественных запашек, лесничие, фельдшера и оспопрививатели получали начальное образование и некоторые специальные познания.

В соответствии со «Штатами Главного правления Уральских горных заводов» 1847г. в Златоусте с 1848г. начало работать окружное училище, в котором обучались дети мастеровых и чиновников горной службы. Выпускники училища определялись в писцы, чертежники, цеховые ученики, а дети инженерно-технического персонала обычно направлялись для продолжения образования в Екатеринбург, в Уральское горное училище.

В русских учебных заведениях детей нерусских народов обучалось немного. С целью подготовки чиновников для Башкирского войска в 30—50-е годы было выделено для башкир 20 вакансий в Казанской гимназии и университете, 30 — Оренбургском кадетском корпусе, 40 — фельдшерской школе, 32 — батальоне военных кантонистов, 10 — Петербургском повивальном институте. Из русских учебных заведений вышли такие прогрессивные общественные деятели и просветители как М. Уметбаев, С. Кукляшев, М. Бикчурин, оставившие заметный след в культуре и общественной мысли дореволюционной Башкирии. В конце 30-х — начале 40-х гг. около 300 башкирских юношей были отправлены в Петербург, Москву, Казань, Ижевск и Оренбург для обучения различным ремеслам. Условия были тяжелыми. Многие из посланных юношей не выдерживали и бежали, 97 человек умерли от различных болезней.

В конце 50-х гг. башкир стали принимать в городские приходские и уездные училища, а с 1860г. для них были учреждены кантонные школы, работавшие по программе русских приходских училищ. В них обучали чтению, письму, арифметике, а в некоторых и мусульманскому вероучению.

К отмене кантонной системы управления в 9 городских приходских и уездных и 32 кантонных (4 из них женские) училищах училось свыше 600 башкирских детей (из них 30 девочек).

Но основным типом школ для башкирского и татарского населения оставались мектебы и медресе. К началу 60-х гг. XIX века в Оренбургской губернии насчитывалось до 600 мусульманских школ, в которых было более 20 тыс. учащихся.

В конце XVIII - начале XIX в. идея-тельности мусульманских школ произошли перемены. В 1789г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, в функции которого входил надзор за мектебами и медресе. Чтобы облегчить наблюдение за их работой, школы дозволялось открывать «только при мечатях» и лишь муллам, имеющим официальный указ о назначении на должность. Обучение башкир и татар частными учителями запрещалось. Подчинение мектебов и медресе Духовному собранию усилило в них позиции ислама и идеологии господствующих классов, внесло в школьную жизнь формализм. Содержание и методика обучения были консервативны. Но благодаря усилиям передовых учителей, учебный процесс вносились изменении, ведущие к улучшению результатов обучения.

Важным событием в развитии просвещения башкир и татар стало книгопечатание в Казани на арабском шрифте. С 1801г. началось издание учебников для мусульманских школ, которые распространялись и в Башкирии. Наряду с религиозными книгами, печаталось немало полусветских и светских произведений.

В 1836 г. в Уфе открылась первая в Башкирии публичная библиотека. Она была частной и за пользование книгами взимала плату. В 1850г. в библиотеке насчитывалось 968 книг. Позднее была создана библиотека при канцелярии Оренбургского генерал-губернатора.

В 1831г. в Оренбурге при военном училище открылся первый краеведческий музей. В его организации приняли деятельное участие магистр философии Т. К. Зан из ссыльных поляков и писатель, лексикограф и этнограф В. И. Даль, состоявший чиновником особых поручений при генерал-губернаторе. Музей, включающий в себя разнообразные «предметы естественной истории» края, а также «коллекции одежд и оружия и других предметов домашнего быта и промышленности разных здешних народов и других стран», быстро рос.

Здравоохранение. Организация медицинских учреждений я Башкирии началась в XV111 веке. Первыми были открыты военные госпитали. На горных заводах возникикли лазареты.

С начале XIX в. большое внимание стало уделяться борьбе с оспой. В уездных городах были открыты оспенные комитеты, принимались меры по подготовке кадров оспопрививателей, в том числе из башкир. В 1850г, в крае насчитывалось 476 оспопрививателей. Среди населения велась разъяснительная работе о пользе прививок.

Но несмотря на определенные сдвиги служба здравоохранения была еще не в состоянии оказать населению действен­ную медицинскую помощь. Сеть лечеб­ных учреждений оставалась не развитой. Врачей было мало. К отмене крепост­ного права в крае 1 врач или фельдшер приходился на 14 310 жителей обоего пола. Нехватка больниц и врачей не могла не сказаться на вы­соком уровне заболеваемости, общей в детской смертности. В крае периоди­чески вспыхивали эпидемии.

Духовная культура. В XIX веке башкиры участвовали во многих военных походах русской армии. Все это находило отражение в песнях, легендах и приданиях. Особенно ярко в песнях отразился патриотический подъем, охвативший народные массы башкир в связи с нападением на страну наполеоновских полчищ. Роль народных масс наиболее образно показана в свое­образном произведении под названием «Вторая армия», сочетающем в себе элементы эпических сказаний - кубаиров, песен, легенд и преданий. С исключительным мастерством в нем описывается, как в ответ на призыв русского народа, Родины — России башкиры поднялись на борьбу с иноземными захватчиками: когда донеслась весть о войне, «словно от удара молнии вздрогнул и воспрянул народ на Урале».Изображению общенародного подъема посвящены и предания-песни о военном предводителе башкире Кахым-туре («Кахым-туря»), хотя, судя по названию, эти сюжеты, казалось бы, нацеле­ны на прославление доблести отдельной героической личности.

Фольклорные материалы об участии башкир в. Отечественной войне 1812г. освещают события в их развитии. В них рассказывается о боях с войском Наполеона, о победном вступлении русской армии и находившихся в ее рядах башкирских воинов в Париж и о возвращении их в 1815г. на родину («Кахым-туря», «Башкиры на войне с французами», «Абдрахман Акъегетов», «Янсары-батыр», «Баик»).

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземного врага укрепила дружбу между двумя народами. Башкирская песня «Кутузов» прославляет великого русского полководца, а в песне «Любизар» рассказывается о признательности русского полководца башкирским воинам. Произведения башкирского устно-поэтического творчества об Отечественной войне 1812г. проникнуты возвышенным героическим пафосом.

В рассматриваемый период традиционный репертуар фольклора пополнился новыми сюжетами о социальных противоречиях в башкирском обществе. Деспотизм и самодурство кантонных начальников, назначаемых царскими властями из числа башкирских феодалов и богачей, вызвали к жизни целый ряд исторических песен, гневно осуждающих произвол кантонных чиновников. Среди них — «Кулуй-кантон», «Тухват-кантон» и др.

Широкое развитие получили фольклорные произведения о быте и семейно-брачных отношениях. Весьма познавательны предания и предания-песни, в которых повествуется о старинном бытовом укладе и обычаях башкир. Характеры героев проявляются здесь в драматических обстоятельствах, обусловленных феодально-патриархальными отношениями. Исходной сюжетной ситуацией чаще всего является насильственная выдача девушки замуж (обычно за богатого старика). Классический образец данного сюжетного типа — предание-песня «Таштугай».

В целом ряде преданий-песен опоэтизированы образы героических свободолюбивых женщин, подчеркнутаих нравственная чистота, верность в любви, решительность действий, красота не только внешнего, но и внутреннего облика («Гильмияза», «Ауазбика», «Махуба» и др.).

Культура начала XX века.

Народное образование. В начале XX века условия социально-экономического и культурного развития страны требовали значительного расширения сети народного образования, а также улучшения качественных сторон школы — совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения доли светского обучения, повышения уровня квалификации педагогического персонала. Успешному развитию просвещения препятствовал целый ряд сдерживающих факторов, в частности, недостаточное внимание к нуждам образования со стороны правительственных органов, бюрократическая и громоздкая система управления школой, первая мировая война, революционные события и т.д. Уровень образованности и элементарной грамотности значительной части населения был крайне невысоким. Кроме того, в силу неравномерного социально-экономического развития многочисленных регионов России далеко неодинаковым был и уровень образования в них. Окраины страны, в отличие от центральных городов и промышленных центров, были крайне слабо обеспечены сетью учебных заведений и квалифицированными педагогами.

Неблагополучной в этом плане была ситуация на территории Башкирии (Уфимская и часть Оренбургской губерний). Особенно сложно обстояло дело с обучением детей нерусских народностей. Царизм в значительной мере оказывал миссионерско-русификаторский нажим на нерусские школы, в силу чего мусульманские учебные заведения, в частности, развивались главным образом благодаря общественной поддержке.

Вполне очевидной была необходимость реформирования всей системы народного образования. На заседаниях Государственной Думы неоднократно обсуждались вопросы введения всебщего начального обучения. Проекты всеобуча, в частности, разрабатывались и Уфимским губернским земством. Однако начавшаяся в 1914г. первая мировая война воспрепятствовала реализации многих реформаторских замыслов в сфере просвещения. Земские собрания были вынуждены значительно сокращать свои ассигнования на постройку школьных зданий и открытие новых учебных заведений. Тем не менее, рост народных училищ в предреволюционные годы происходил преимущественно по линии земств. Так, с 1913/14 учебного года по 1916/17 год количество земских школ в Уфимской губернии увеличилось с 1173 до 1339. Количество школ духовного ведомства за указанный период времени почти не изменилось — соответственно 365 и 370. Число министерских и «прочих светских» учебных заведений по губернии даже заметно сократилось - с 328 до 300.

Таким образом, общеобразовательные учебные заведения до революции принадлежали различным ведомствам. Главными содержателями школ государственного сектора были губернские и уездные земства, духовные учреждения и Министерство народного просвещения. Кроме того, немало было школ, открытых по инициативе частных лиц и учреждений и содержащихся на их средства.

В Уфимской губернии наиболее распространёнными типами низших школ были начальные народные училища и мектебы (мусульманские начальные школы). Первые делились на одноклассные и двухклассные. Курс обучения в одноклассных училищах продолжался три, либо четыре года, в двух, классных - пять, либо шесть лет. Большая часть этих учебных заведений на­ходилась в сельской местности, что, в первую очередь, было связано со значительным преобладанием в губернии сельского населения над городским.

По национальному признаку народные училища распределялись в основном на русские, «инородческие», «русско-инородческие». В 1914/15 учебном году 62% начальных училищ в губернии были русскими. Башкирских и русско-башкирских училищ насчитывалось 9,8%, татарских и русско-татарских - 9,3%. В оставшихся школах (18,9%) обучались другие многочисленные народности края. Обеспеченность различных народов начальными училищами — одним из основных типов учебных заведений была, таким образом, неравномерной. Ведь около 60% населения Уфим­ской губернии составляли тогда нерусские народы, из них примерно 50%-башкиры и татары.

Значительная часть начальных училищ располагалась в неприспособленных домах. В Уфимской и Оренбургской губерниях 57% начальных училищ не имели своих помещений.

Мусульманские начальные учебные заведения - мектебы - открывались в основном по инициативе местных имамов (мусульманских священнослужителей). Часть мектебов открывалась по инициативе сельских обществ, а также частных лиц. Государственные учреждения не принимали участия в содержании мусульманских школ. Очень незначительная часть мектебов получала материальную помощь от земств.

К началу 1914г., по данным опросов Уфимской губернской земской управы, в губернии насчитывалось 1579 мектебов. Однако далеко не все мусульманские школы были в то время учтены и обследованы. Вероятнее всего количество мектебов приближалось к наличному числу мечетей в губернии (около 2000), муллы которых по установившемуся обычаю принимали на себя, наряду с обязанностями священнослужителей, обязательство по организации и заведыванию мектебами в их приходах.

Систематического начального образования мектебы не давали. Они не имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены учебники. Большинство мугаллимов (учителей) не имело специальной педагогической подготовки. 80% мектебов Уфимской губернии были совершенно лишены классного оборудования.

Несмотря на свои недостатки, мусульманские начальные школы всё же играли заметную роль в распространении элементарной грамотности среди башкир и татар.

Накануне октябрьских событий 1917г. некоторые просвещенцы выступали с предложениями заменить мектебы земскими русско-инородческими школами с увеличением в них программ мусульманского вероучения и родно­го языка. В ряде деревень края мектебы действительно стали закрываться и заменяться земскими начальными училищами. Однако среди татарской и башкирской общественности преобладало мнение в пользу сохранения мектебов как традиционных учебных заведений. При этом считалось необходимым коренным образом изменить программы преподавания в соответствии с ростом культурно-экономических запросов населения.

Среднее образование получали преимущественно в гимназиях и реальных училищах. В гимназиях преобладал классический характер обучения, главное внимание уделялось гуманитарным предметам. В реальных училищах преподавались в основном естественные и точные науки. В 1913г. в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 35 средних общеобразовательных учебных заведений.

Относительно широко были распространены мусульманские духовные (приближающиеся к средним) учебные заведения - медресе. В Уфимской губернии в 1913 г. их насчитывалось 323, в Оренбургской 26. Наиболее известными в те годы были медресе повышенного типа (джадидистско-светские) «Усмания» и «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

Учебные заведения повышенного типа оставались малодоступными для детей неимущих сословий. Отсутствовала должная преемственная связь между программами начальных и средних учебных заведений. Охват детей школьного возраста обучением был крайне невысоким.

Одной из наиболее острых проблем образования была нехватка педагогических кадров. Низким был уровень их квалификации. В 1913/14 учебном году из всего состава учителей начальных земских школ лишь незначительная часть (15,5%) имела законченное среднее педагогическое образование. В 1916/17 году этот показатель составил 18,1%. Среднее образование имели тогда 35,7% учителей и 46,2% лишь начальное образование.

В школах нерусских народностей многие педагоги недостаточно хорошо знали родной язык учащихся, что, безусловно, снижало качество учебно-воспитательного процесса. Так, по данным земской статистики, на 1 января 1916 г. из всех учителей «инородческих» школ Уфимской губернии только 63% знали родной язык своих подопечных «более или менее основательно», а 23% школьных учителей не знали его совсем.

Подготовка педагогических кадров значительно отставала от потребностей просвещения. К 1917г. в Уфимской губернии был один Учительский институт, открытый в 1909г. и не имевший, однако, статуса высшего заведения. Кроме того, имелись три учительские семинарии (в Благовещенске, Белебее и Стерлитамаке).

Издательское дело и печать. В начале XX века издательское Уфимской губернии вступило в новый этап своего развития.

Под влиянием промышленного подъема, охватившего губернию конце XIX века, увеличилось количество полиграфических предприятий не только в столице, но и в уездных городах. Как в целом по России, в полиграфической отрасли происходила концентрация производства и капитала, в результате чего в начале XX века в издательском деле появились акционерные объединения. В Уфе их насчитывалось 6, в Стерлитамаке, Златоусте, Мензелинске по одному. Их нельзя назвать издательскими центрами. Они не специализировались на выпуске определенного вида продукции, а выпускали самую разнообразную продукцию: от канцелярских бланков и визиток до отдельных книг, журналов. Издательско-полиграфическая деятельность совмещалась с книжной торговлей.

Процесс развития капитализма непосредственным образом отразился на газетно-издательском деле. Материальная база газет укреплялась за счет платных объявлений и реклам. Произошло разделение редакторской и издательской функции.

Важной составляющей издательского дела, развития полиграфической промышленности являлось формирование отряда служащих. В 1917г. их численность составляла 500 человек, которые были объединены в профессиональный союз под названием «Союз графических искусств».

На развитие печати повлияла запретительная политика местной администрации. Официальная охранительная цензура сдерживала развитие периодической печати. Программы существующих газет строго регламентировались. В результате такой политики, например, земство выпускало «Уфимский сельскохозяйственный листок», освещавший главным образом вопросы ведения сельского хозяйства. Рабочая печать находилась на неле­гальном положении.

После первой русской революции в Уфимской губернии было организовано издание на языке тюрки. Значительное место среди продукции ти­пографий «Восточная печать» («Шарык») и «Жизнь» («Тормыш») занима­ли произведения художественной литературы и фольклора, учебники и хрестоматии для новометодных школ, переводы русской художественной литературы и народных сказок, а также сочинения по истории, философии, этнографии тюркских народов. До революции 1917г. в губернии было выдано 260 книг на языке тюрки общим тиражом 72131 экз. По количеству изданий и их общему тиражу они уступали почти в три раза изданиям оренбургских типографий, где восточное книгопечатание получило сравнительно большее развитие. Издательства «Калям», «Hyp», «Акча», «Ир-шад» сыграли значительную роль в издании произведений башкирского фольклора, памятников истории, литературы башкирского народа. Появление книгопечатания на языке тюрки привело к более широкому распространению книги среди татарского и башкирского читателя, способствовало развитию просвещения края.

В годы первой русской революции местные партийные организации наладили выпуск своих печатных изданий. С 1 июля 1909г. неофициальная часть «Уфимских губернских ведомостей» выделилась в самостоятельную проправительственную газету «Уфимский край». 18 декабря 1905г. кадеты Уфы организовали выпуск «Уфимского вестника», с 9 апреля 1915г. конституционно-демократическая партия - «Уфимскую жизнь». В подпольных типографиях печатались «Уфимский листок», «Уфимский рабочий», «Солдатская» и «Крестьянская» газеты. С легализацией после февраля 1917 г. революционных партий возникла их печать: «Вперед», эсеровская «Земля и воля». Революционно-демократические организации - советские, народные комитеты стремились осуществить выпуск своих изданий. Партийные газеты выпускались и в уездных центрах: Златоусте, Стерлитамаке, Бирске, Мензелинске, Белебее.

На татарском языке в начале XX века в губернии издавалось: 2 - ежедневные газеты («Мусульманский мир» и «Жизнь») и 7 ежедневных различного политического направления.

Деятельность различных общественных организаций также отражалась в изданиях журнального типа. Уфимское семейно-педагогическое общество печатало иллюстрированный журнал «Вестник семьи и школы», Уфимский учительский институт - «Педагогический журнал», правление Оренбургского учебного округа - «Вестник». Из детских журналов известен журнал «Мозаика» Уфимской мужской гимназии. После февраля 1917 г. к имеющимся журналам прибавились «Известия союза учителей», юмористическая «Пчела» союза беженцев, «Уфимский кооператор» союза потребительских кооперативов и др. Оренбургское магометанское духовное собрание выпускало на татарском языке «Известия» и «Новые известия». Из православных изданий наряду с «Епархиальными ведомостями» печатались журналы «Сеятель» священника Хохлова, «Заволжский летописец» Восточно-русского просветительского общества.

В начале XX века Уфимское губернское земство выступало основным издателем. Его издательская деятельность носила планомерный и некоммерческий характер. Различные отделы Уфимского земства выпускали и бесплатно раздавали научно-популярные брошюры по проблемам медицины, экономики, агрономии, ветеринарии. Эти книги выходили не только русском, но и татарском, башкирском, чувашском и марийском языках. В мае 1913г. Уфимское земство созвало совещание представителей земств России о совместном издании учебников. Оно выработало программу и практические способы реализации этой важной задачи, но, к сожалению эта программа не воплотилась в жизнь.

Издательское дело в губернии испытывало трудности, связанные с недостатком финансов и литературных сил, низким уровнем образования большей части населения. Но оно играло возрастающую роль в экономике и особенно в общественно-политической и культурной жизни, способствовало росту грамотности населения и развитию общественного сознания, науки и образования края. Процесс становления издательского дела отличался динамизмом и шел по нарастающей вплоть до политических потрясений и революции.

Литература и искусство. Динамизм общественно-политического развития, рост национального самосознания народа, подъём грамотности, просвещения, расширение издательского дела способствовали значительному оживлению литературной жизни края.

Башкирская литература в начале XX века развивалась преимущест­венно в русле просветительского реализма. Р. Фахретдинов, З. Хади, М. Гафури затрагивали в своих произведениях общечеловеческие морально-этические проблемы, задумывались о необходимости совершенствования общественного строя, гармонизации человеческих отношений, отстаивали необходимость приобщения народа к европейским нормам жизни.

Усилился интерес писателей и учёных к изучению и распространению устного народного творчества. Известным собирателем башкирского фольклора был М. Бурангулов. Нелёгкая жизнь жителей Башкирии той поры нашла отражение в творчестве видного русского писателя Н. Крашенинникова.

В 1913 г. было положено начало созданию коллекции Художественного музея. Уроженец Уфы, известный русский художник М.В.Нестеров подарил родному городу 102 картины из своего собрания. 72 полотна принадлежали кистям русских художников второй половины XIX - начала XX вв. 30 работ были написаны самим Нестеровым. Музей открыл двери для своих посетителей в январе 1920г.

В начале XX века на территории Уфимской и Оренбургской губерний не было собственных театров, однако в крае довольно часто выступали приезжие театральные и музыкальные труппы. Рост самосознания народов Башкирии способствовал формированию национальных театров. В апреле 1906 г. видный театральный деятель И. Кудашев-Ашкадарский впервые в Уфе поставил спектакльна башкирском языке «Свет и тьма» по пьесе Островского. В мае 1907г. в Оренбурге была организована первая профессиональная труппа из начинающих башкирских и татарских артистов под руководством того же И. Кудашева-Ашкадарского. Впоследствии появился ещё ряд заметных театральных трупп - «Сайяр», «Hyp», «Ширкат». Расширялась сеть русских театров и любительских драматических кружков.

Кинематограф также постепенно проникал в культуру и быт народов края. До октябрьских событий 1917г. в Уфимской губернии действовало 10 киноустановок.

Определённые шаги были сделаны и в развитии музыкальной культу­ры Башкирии. Ещё в 1886г. в Уфе было организовано Общество любите­лей пения, музыки и драматического искусства. Современники неодно­кратно отмечали интерес и любовь жителей города к музыке. Именно здесь в начале 1890-х гг. дебютировал будущий знаменитый оперный певец Ф.И.Шаляпин.

В конце XIX - начале XX вв. у башкир зародилась первоначальная форма коллективного исполнительства - унисонное хоровое пение. Народный поэт Башкирии Сайфи Кудаш в своих воспоминаниях отмечал, что «в деревенских школах в ту пору вошло в практику хоровое пение стихов Тукая и Гафури. До революции исследователи С. Рыбаков и М. Султанов занимались сбором и систематизацией башкирской народной музыки. Создавались различные самодеятельные музыкальные коллективы.

На рубеже XIX-XX вв. на территории Башкирии наблюдался подъем строительного дела. Характерной особенностью архитектуры края было стилевое многообразие. Любопытным и интересным памятником гражданской архитектуры в Уфе, выполненным в стиле модерн, являют дом П. Костерина. В этом же стиле с элементами эклектики были построены и такие известные уфимские особняки, как дом Е. Поносовой-Молло (инженер-архитектор К. Гуськов), М. Лаптева (архитектор Л. Щербачев), К памятникам неорусского стиля можно отнести Аксаковский народный дом (1908-1920-е гг., архитектор П. Рудавский). Традиции древнерусского и византийского зодчества прослеживаются в ряде величественных церквей, в частности, Александровской в Уфе (1886-1889) и Михаило-Архангельской в Белебее (1900). Элементы романтизма, а также азиатские стилевые моти­вы воплотились в памятниках мусульманского культового зодчества, Чет­вёртой (1906) и Пятой (1906-1909) соборных мечетях Уфы.

Заключение

Таким образом, сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии России и рассматриваемого региона способствовали заметному подъёму культурной жизни края. Самобытные культурные традиции пред­шествующих эпох пополнялись и обогащались новыми направлениями, смелыми, а подчас необычными творческими поисками.

 

Список использованной литературы

1. Баишев Ф.Н. Общественно-политические инравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1992.

2. Башкирия в революции 1905-1907 гг.: Сборник статей – Уфа:БФАН СССР, 1987 – 104 с.

3. Башкирская литература начала XX века. – Уфа, 1983.

4. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. – Уфа, 2001.

5. За власть народную: Сборник очерков – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. – 280 с.

6. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 года./ Под ред. Акманова И.Г. Уфа, 1991.

7. Мусульманские депутаты Государственной Думы России.1906-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. Л. А. Ямаева – Уфа: Китап, 1998. -384 с.

8. Политические партии и движения в Башкортостане: история и современность: материалы науч.-практ. конф. – Уфа: Издательство БГПИ,1997. – 104 с.

9. Творчество Ризы Фахретдинова. Исследования, материалы. – Уфа, 1978.

10. История и культура Башкортостана/ Автор-сост. Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001.

11. Страницы истории культуры. Уфа:УГНТУ,1995.

12. Усманова Д. Мусульманская фракция и проблемы ''свободы совести'' в Государственной Думе России (1906-1917). - Казань: Издательство Мастер Лайн, 1999. – 164 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 3968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.016 с.)