Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ



 

Судебной власти посвящена гл.7 Конституции РФ. В системе разделения властей судебной власти традиционно отводится особое место, она является важнейшим компонентом правового государства и выполняет следующие функции:

1) обеспечивает реализацию принципа разделения властей, предотвращает
концентрацию абсолютной власти в руках какого—либо одного органа государства;

2) уравновешивает законодательную и исполнительную власти;

3) исключает применение силы при разрешении конфликтов;

4) способствует гражданскому обществу в осуществлении контроля над
государственным аппаратом;

5) обеспечивает принятие правовых законов и их реализацию;

6) гарантирует принцип верховенства Конституции и законов над другими
нормативными актами;

7) защищает права и свободы личности.

Конституционные принципы деятельности судебной власти можно классифицировать на принципы организации судебной власти, принципы, определяющие статус судейского корпуса и принципы функционирования судебной власти.

К принципам организации судебной власти относятся:

1) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим ФКЗ, не допускается.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,

2) Самостоятельность и независимость судебной власти

- Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

- Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

- Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Принципы, определяющие статус судейского корпуса о пределены Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей РФ» от 26.06.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. К ним относят:

1) Независимость судей

- судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ;

- в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

- лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную ФЗ.

2) Несменяемость судьи

- Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, т.е. судьи назначаются на свои должности до достижения 65 лет, за исключением судей Конституционного суда, срок полномочий которых 15 лет, а предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

- Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по
решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

3) Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются ФЗ «О статусе судей в РФ». Неприкосновенность распространяется на жилище, служебное помещение судьи, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы. Запрещается привлекать его к административной и дисциплинарной ответственности, предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности.

Принципы функционирования судебной власти

1) Равенство всех перед законом и судом

- Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно в по другим не предусмотренным ФЗ основаниям.

2) Участие граждан в осуществлении правосудия

- Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

- Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

- За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

3) Гласность в деятельности судов

- Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ (когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной тайны или когда необходимо предотвратить распространение сведений об интимной стороне жизни участвующих в деле лиц).

4) Состязательность и равноправие сторон

- Разделяются функции защиты и обвинения, и стороны при отстаивании своей позиции имеют равные правовые возможности.

Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит демократичность судебной власти, ее самостоятельность и осуществление правосудия в рамках закона.

 

Судебная система РФ

 

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. Вопросы организации и деятельности судов РФ конкретизируются в ряде ФКЗ: «О Конституционном Суде РФ» от 21.07 1994 г.; «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 г.; «О военных судах в РФ» от 23.06.1999 г.и др.

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся.

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции,

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 17. ФКЗ регулирует порядок создания и упразднения судов. В соответствие с ней, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов.

Федеральная судебная система

1) Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.

2) Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и:

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.

В эту же категорию судов входят:

а) Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа - в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

б) Районный суд - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

в) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенция рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Нижестоящими по отношению к нему являются:

а) Федеральный арбитражами суд округа - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

б) Арбитражный суд субъекта РФ - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

4) Статья 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» регулирует порядок создания специализированных федеральных судов, согласно которой специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФКЗ.

К судам субъектов РФ относятся:

1) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2) Мировой судья - в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.017 с.)