Источники российского конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники российского конституционного права



Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т. е, внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права:

- правовые обычаи;

- судебные прецеденты;

- нормативно-правовые акты;

- нормативные договоры.

Источник конституционного права – это форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера.

Система источников российского конституционного права:

1. ЗАКОН – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

1) Конституция РФ - Основной закон государства, ведущий источник конституционного права России (принята референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г).

2) Федеральные конституционные законы(ФКЗ) - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, развивают и дополняют Конституцию.

В соответствии со ст. 108 Конституции РФ, ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не имеет права «вето» в отношении ФКЗ.

В настоящее время в РФ действуют ФКЗ, принятые по следующим вопросам:

1.ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994г.

2.ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.

3.ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г.
4.ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.

5.ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г.

6. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г.

7. ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г.

8. ФКЗ «О гербе РФ» от 29 декабря 2000 г.

9. ФКЗ «О флаге РФ» от 29 декабря 2000 г.

10.ФКЗ «О гимне РФ» от 29 декабря 2000 г.

11.ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.

12.ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001г.

13.ФКЗ «О военном положении» от 20 января 2002 г.

В одном ряду с ФКЗ стоят законы о поправке кс Конституции РФ.

Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о созыве Конституционного собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

3) Федеральные законы (ФЗ) - в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации («О гражданстве РФ», «О политических партиях»).

2. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – базируются на законах и регулируют широкий круг общественных отношений.

1) указы Президента РФ - не могут противоречить Конституции РФ и законам.

2) акты палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы — постановления, принимаемые по вопросам их компетенции, и регламенты, устанавливающие внутреннее устройство и порядок деятельности палат.

3) постановления Правительства РФ - не должны противоречить Конституции РФ, законам и указам Президента РФ.

Акты органов МСУ

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ – соглашения нескольких субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений.

1) внутригосударственные (Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ).

2) международные договоры – в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. В романо-германской правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ.

5. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – отнесение его к источникам конституционного права является дискуссионным вопросом, т.к. сфера его распространения в конституционном праве ограничена, однако значение этого источника игнорировать нельзя. На основе обычаев регулируются многие аспекты деятельности нашего парламента. К примеру, первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ) или принесение присяги Президентом при вступлении в должность и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)