Правовой статус и порядок избрания Президента РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус и порядок избрания Президента РФ



Пост Президента России учрежден в 1990 г. Статус же изменен в связи с принятием Конституции РФ 1993 г.

Современная конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями.

Конституционные нормы наделяют его важными полномочиями по взаимодействию с Правительством РФ, законодательной (представительной) и судебной властью.

Конституция установила «параметры» функционирования института Президента:

а) свободные всенародные, прямые и альтернативные выборы,

б) четырехлетний срок полномочий,

в) запрет на занятие указанного поста более 2-х сроков подряд (ст.81);

г) возможность отрешения от должности (ст. 93).

Президент является гарантом Основного закона, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он обладает неприкосновенностью.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.

Глава государства обладает символами президентской власти (СЗ РФ. 2000. №19)

Общие положения об избрании Президента содержатся в ст. 81 Конституции РФ и в ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а так же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

К кандидату на пост Президента РФ ч.2 ст.81 Конституции РФ предъявляет следующие требования:

1) наличие гражданства РФ;

2) возраст не моложе 35 лет (возрастной ценз);

3) постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2-х сроков подряд (ч.3 ст.81 Конституции РФ).

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит политическим партиям, имеющим право в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" принимать участие в выборах, избирательным блокам, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек. От одного избирательного объединения (блока) может быть выдвинуто не более 1 кандидата. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, проживающих на территории данного субъекта.

Определение результатов выборов проводится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот, кто получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Причем прийти на изб. участки должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае если ни один из кандидатов не был избран, ЦИК назначает повторное голосование, которое проводится через 21 день со дня голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Побеждает тот, кто набрал больше число голосов, чем соперник.

Если выборы будут признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы через 4 месяца.

В течение 2 – х месяцев со дня голосования ЦИК публикует его итоги.

Президент РФ вступает в должность на 30-й день после официального объявления результатов голосования. Перед вступлением в должность он приносит народу присягу, текст которой приводится в ст. 82 Конституции РФ.

 

Компетенция Президента РФ

Компетенция Президента РФ обусловлена особым местом главы государства в системе государственной власти и определяется конституционными нормами и действующим законодательством.

Обширные прерогативы Президента можно подразделить на следующие группы.

1. Внешнеполитические полномочия. В соотв. со ст. 86 Конституции РФ, Президент осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Согл. ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г., Президенту не требуется какое-либо удостоверение его полномочий; Президент подписывает ратификационные грамоты, которые подтверждают обязательность м\н договоров для России, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

2. Полномочия в области обороны и безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим ВС РФ; определяет структуру и состав ВС; присваивает высшие воинские звания, утверждает положения о порядке прохождения военной службы, положения о Министерстве Обороны, Генеральном штабе, планы гражданской обороны; издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а так же об увольнении с военной службы. Глава государства определяет основные направления реформы в области обеспечения обороны и безопасности (утверждает Военную доктрину государства, Концепцию национальной безопасности). Президент вводит военное и чрезвычайное положение на всей территории РФ, либо на отдельной ее части (указы по этому вопросу подлежат утверждению Советом Федерации).

3. Полномочия Президента по участию в законодательном процессе. Президенту принадлежит право законодательной инициативы; право внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ; право давать заключения на законопроекты, содержащие замечания и конкретные предложения; право наложения вето на законы, принятые Федеральным Собранием (причины: несогласие с отдельным положением закона; противоречие закона Конституции РФ или федеральному законодательству; несоблюдение правил юридического составления законов). Вето налагается на 30-40% законов, принимаемых Федеральным Собранием; право Президента возвращать законы без рассмотрения, если нарушен порядок их принятия; право подписания и обнародования законов.

в Парламенте интересы Президента представляют его полномочные представители, которые участвуют и в работе согласительных комиссий;

4. Исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия. Назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства); утверждает структуру органов исполнительной власти. Президенту принадлежит право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Кроме того, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контрольные функции Президента РФ проявляются в его праве роспуска Государственной Думы, освобождения от должности Председателя Правительства, отдельных министров (ГД не может быть распущена, если действует ЧП, либо, если выдвинуто обвинение против Президента, либо, если до окончания срока полномочий Президента остается 6 месяцев).

5.Полномочия в области взаимоотношений с судебной властью. Президент обладает правом обращения в Конституционный Суд; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, а так же Генерального прокурора (вносит в СФ предложение об освобождении его от занимаемой должности). В соотв. с Постановлением Конституционного Суда от 1.12.99 г. Президент обладает полномочиями по изданию акта об отстранении от должности Генерального прокурора в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Полномочия Президента по участию в формировании судебных органов власти не распространяется на конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, а так же на мировых судей.

6. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности. Решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.007 с.)